Артикуляционная и акустическая классификация звуков

Время: 2 часа.

1. Артикуляция и ее фазы. Что такое артикуляция? Артикуляционная база языка. Фазы артикуляции.

2. Акустические свойства звуков. Высота, сила, тембр, длительность звука. Понятие форманты. Акустические основания для противопоставления гласных звуков согласным.

3. Артикуляционная классификация звуков.

а) Классификация гласных: по положению языка, по месту подъема языка, по работе губ, по положению небной занавески.

б) Классификация согласных: по участию голоса и шума, по характеру преграды (способу образования), по действующему (активному) органу (по месту образования), по дополнительной артикуляции.

Литература и задания:

1. Охарактеризуйте следующие согласные звуки: [б], [в], [г], [д’], [з’], [и’].

При характеристике звуков следует придерживаться следующего образца:

[м’] – по степени сонорности – сонорный,

по способу образования – смычный, смычно-проходной, назальный,

по месту образования – губной, губно-губной,

по дополнительной артикуляции – палатализованный (мягкий).

2. Определите, какими признаками (артикуляционными характеристиками) отличаются звуки [Ц] от [Т] и [С].

Примечание:

Чтобы выполнить задание, надо охарактеризовать их по степени сонорности, способу образования, месту образования, дополнительной артикуляции и сравнить.

3. Найдите место гласных звуков [а], [о], [у], [э], [и], [ы] в следующей схеме.

Заполните таблицу:

    Ряд
    Передний Средний Задний
Подъем Верхний      
Средний      
Нижний      

4. Определите звуки по артикуляционным характеристикам:

а) голосовые связки расслаблены, небная занавеска приподнята и закрывает проход в носовую полость, воздушная струя с шумом огибает переднюю часть языка, загнутую вверх к твердому небу;

б) голосовые связки напряжены и вибрируют, увула приподнята, нижняя челюсть отвисает, воздушная струя проходит через ротовую полость при равномерно приподнятом языке, губы в образовании звука не участвуют.

5. Определите слово по описанию звуков:

а) согласный, сонорный, дрожащий, переднеязычный, передненебный, твердый;

б) гласный верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный;

в) согласный, шумный, глухой, смычный, взрывной, заднеязычный, твердый;

г) гласный, нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный.

Проверочное задание в конце занятия:

Охарактеризуйте звуки в слове по участию голоса и шума, по способу образования, по месту образования, по дополнительной артикуляции (слова для анализа, состоящие из 3–4 звуков, дает преподаватель).

Практическое занятие № 3–4.

Изменение звуков в потоке речи

Время: 4 часа.

1. Позиционные изменения звуков.

а) Оглушение звонких согласных на конце слова. Приведите примеры.

б) Понятие редукции. Типы редукции.

2. Комбинаторные изменения звуков.

а) Аккомодация. Типы аккомодации. Какие типы аккомодации встречаются в русском языке?

б) Ассимиляция. Типы ассимиляции.

в) Диссимиляция.

г) Метатеза, диереза, гаплология.

Литература и задания:

1. Лекция по теме.

2. Определите, в каких словах происходит аккомодация гласных, в каких – нет, укажите, почему. Определите тип аккомодации и то, каким становится гласный в результате аккомодации.

Сад, сядь, конь, стан, стань, в Иране, Рим.

Образец выполнения:

Боль – [б·ол’]. Звук [о] подвергается регрессивной аккомодации, так как стоит после твердой согласной перед мягкой. Она становится гласной более переднего ряда, более напряженной и более высокой по тону в конце своего звучания.

3. Определите, в каких словах происходит аккомодация согласных под влиянием гласных. Определите тип аккомодации. Докажите правильность своего ответа.

Пели, сон, стонет, повар, варить, о лесе.

4. Охарактеризуйте ассимиляцию, указав:

а) контактная или дистантная;

б) прогрессивная или регрессивная;

в) по какому звуковому признаку происходит уподобление;

г) полная или частичная.

Наши рекомендации