II. Константин Симонов — военный корреспондент
О горьком отступлении советских войск мы читали в 5 классе в стихотворении К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете...».
— Кто помнит это стихотворение?
Предложим ученикам прочитать это стихотворение вслух.
В учебнике дана биографическая статья о К. Симонове (с. 75—76, ч. 2). Учитель может с учениками прочитать эту статью или сам расскажет о поэте.
Слово учителя
Константин Симонов родился в годы Первой мировой войны. Его взросление и мужание пришлось на короткий — всего двадцать лет — промежуток между двумя войнами.
До начала Великой Отечественной войны он успел закончить училище и стать токарем по металлу, работал токарем на авиационном заводе, затем на киностудии «Мосфильм». Работу он совмещал с учебой в Литературном институте им. М. Горького, где готовили и до сих пор готовят профессиональных литераторов.
Когда в 1939 году началась война с Японией, Симонова отправили военным корреспондентом на Халхин-Гол, где велись боевые действия.
Уже на третий день после начала Великой Отечественной войны Симонов выехал из Москвы для работы в газете «Боевое знамя» 3-й армии в район Гродно. Через месяц он стал военным корреспондентом газеты «Красная звезда», самой главной газеты военного времени, и оставался им до конца войны. За время войны он был почти на всех фронтах — от севера до юга.
Однажды ему пришлось выбираться из осажденной Одессы на подводной лодке. Экипаж из десяти человек знал, что им предстоит «или выжить вместе, или погибнуть вместе». Симонов читал подводникам стихи, выпустил стенгазету, и комиссар лодки сказал о нем: «Вот это настоящий писатель!»[20]
Поэт Николай Тихонов писал о Симонове:
«Он сам идет в разведку, участвует в атаке, он на наблюдательном пункте, он на волжской переправе, под обстрелом, и всюду он искренен и прост. Никакого самолюбования, ни тени фальши, никаких трескучих, громких фраз...
Есть у Симонова стихи, которые солдаты и офицеры носят у себя на груди, — это факт, а не преувеличение, — носят потому, что строки эти отвечают тому, что у них на сердце»[21].
Одним из таких стихотворений Константина Симонова было «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Это стихотворение о трудных днях отступления было обращено к сердцу каждого русского человека.
III. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» К. М. Симонова
Учитель читает «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Дадим ученикам время пережить впечатление от стихотворения. Затем возможно повторное чтение одним из учеников.
— Какие картины предстают перед вами?
Константин Симонов на дорогах войны увидел страшную картину отступления советских войск. Перед нами предстают картины военного быта: бесконечные дожди, усталые женщины, которые хотят напоить и накормить отступающих голодных солдат, длинная дорога, вдоль которой стоят деревни с погостами.
— Какие чувства вызывает это стихотворение? Какие строки больше всего потрясли вас, вызвали самые сильные переживания?
Стихотворение передает чувство горя, огромной беды, вызывает сострадание к тем, кто пережил войну. Дети прочитают те строки, которые больше всего поразили их.
— Как поэт выразил свою любовь к Родине? Какими словами он прославил русских солдат? Какое чувство самое дорогое для русского человека?
Отвечая на этот вопрос, ученики прочитают три последние строфы.
— Обратимся вновь к началу стихотворения. Какие изобразительные средства языка помогают передать горькие картины, которые увидел поэт на Смоленской земле?
Можно последовательно разобрать первые четыре строфы. Сжатые, но емкие картины войны созданы при помощи эпитетов, метафор, сравнений. Эпитеты: «бесконечные, злые дожди», «усталые женщины», «на великой Руси». Сравнение: «...Как кринки несли нам усталые женщины, / Прижав, как детей, от дождя их к груди...»
— Что такое кринка?
Кринка — глиняный горшок для молока.
— Для чего усталые женщины несли солдатам молоко в кринках? Почему они прижимали их к груди?
Особенно внимательно стоит поработать с метафорами: «Слезами измеренный чаще, чем верстами, / Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз», «...Крестом своих рук ограждая живых...».
— Что такое тракт?
Тракт — большая проезжая дорога.
— Что означает выражение: тракт, измеренный верстами?
Объясним, что в старину на проезжих дорогах через каждую версту стояли полосатые верстовые столбы, обозначающие расстояние.
— Почему тракт слезами измерен «чаще, чем верстами»?
— Что такое погост?
Сейчас так называют сельское кладбище, в старину погост — это церковь с прилегающим участком и кладбищем, в стороне от села.
— Для чего Симонов использует повторение: «...Деревни, деревни, деревни с погостами, / Как будто на них вся Россия сошлась...»?
— Что такое околица?
Окóлица — изгородь вокруг всего селения.
Объясним детям, что в Советском Союзе церковь была отделена от государства и фактически запрещена. Активно велась атеистическая пропаганда, и почти все жители были неверующими.
— Как вы понимаете следующие строки?
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.
— Что означает выражение: «Всем миром сойдясь...»?
Слово мир имеет много значений. Одно из них устаревшее: сельская община с ее членами. Всем миром означает «сообща».
Строки Симонова перекликаются с поговоркой «На миру и смерть красна», то есть нестрашно умереть на людях, все легко перенести не в одиночку, а вместе с другими.
— Как эта поговорка углубляет смысл симоновских строк?
Симонов хочет сказать, что солдаты не боятся погибать за Русскую землю. Даже если они остались одни, то их деды все равно словно бы смотрят на них всем миром, помогая сражаться, чтобы не уступить врагу Русскую землю. Симонов описывает Смоленщину, и именно под Смоленском произошло первое крупное сражение русских войск против Наполеона, в котором, может быть, участвовали прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами.
Поясним незнакомые детям слова.
Просёлок — грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами.
Салóп — широкое женское пальто особого фасона.
Плúсовый — сделанный из хлопчатобумажной такни, напоминающей бархат.
Пáжить — пастбище, место, где пасут скот.
— Как вы думаете, почему поэт рисует не картину боя, а осеннюю дорогу, на которую к солдатам выходят русские женщины, и избу под городом Борисовом?
— О чем говорят поэту слова старухи?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
Войска отступают, но жители, которые остаются на оккупированной территории, верят, что войска вернутся и прогонят фашистов с Русской земли.
В заключение перечитаем стихотворение еще раз.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...».
Урок 73
Д. С. Самойлов. «Сороковые». Учимся читать выразительно
I. Проверка домашнего задания
Прослушаем выразительное чтение наизусть стихотворения К. М. Симонова. Стихотворение прочитают 2—3 ученика.
II. Д. С. Самойлов. «Сороковые»
Давид Самойлов тоже был двадцатилетним, когда началась война. Но первую книгу он выпустил только спустя тринадцать лет после войны. В 1963 году он выпустил следующую книгу, которая называлась «Второй перевал». Она открывалась стихотворением, которое стало художественным паролем всего творчества Самойлова, — «Сороковые».
В учебнике дана статья, опережающая анализ стихотворения (с. 79—80, ч. 2). К ней лучше обратиться после беседы по этому тексту.
Стихотворение по учебнику читает учитель. Очень важно обратить внимание на интонации стихотворения, то торжественные, то житейски простые. Если есть возможность, можно включить запись песни, написанной на это стихотворение Давида Самойлова.
Беседу можно организовать по вопросам, предложенным в учебнике (с. 81—82, ч. 2).
— Если бы у вас в руках была кинокамера и вам надо было бы снять этюд по этому стихотворению, как бы вы это сделали? Какими планами бы воспользовались?
В первых двух четверостишиях мы видим Русскую землю как бы с высоты, в которой «просторно. Холодно. Высоко». С востока на запад, к линии фронта, идут бесконечные эшелоны с оружием, боеприпасами, пополнением в войска. Колеса вагонов стучат на стыках рельс. Рельсы гудят от только что прошедшего поезда. А с запада на восток по дорогам движутся беженцы из районов, уже занятых фашистами, люди, у которых сгорели их дома. Многие семьи уже получили похоронки, то есть извещения о том, что мужья или сыновья погибли на фронте.
Затем крупным планом мы видим солдата на полустанке. Может быть, он только что выписался из госпиталя и ждет отправки на фронт. Мы видим бытовые, будничные подробности: «замурзанную ушанку» с вырезанной из банки звездочкой — не по уставу, «табак в кисете», «мундштук наборный».
Таким образом, в начале стихотворения поэт показывает нам землю как бы сверху. Затем на огромном пространстве, которое пришло в движение, мы видим маленькую точку-полустанок, на котором находится герой стихотворения. На фоне великой, пришедшей в движение страны он «худой, веселый и задорный». Он шутит с девчонкой и делится с ней своим солдатским пайком: «И пайку надвое ломаю...»
Затем мы видим эти годы из других, послевоенных времен глазами человека, который пытается осмыслить пережитое:
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
В этой строфе выражена мысль о том, что юность целого поколения, время, когда люди мечтают о жизни, совпало с великой трагедией народа, и желание жить заставляло людей умирать ради жизни других. В последней строфе смерть вновь противопоставлена молодости и желанию жить:
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
— Какова, по-вашему, главная мысль стихотворения?
Главная мысль стихотворения — противоестественность совмещения войны и жизни, смерти и молодости.
Учитель или ученик повторно читает это стихотворение. Возможно коллективное чтение.