Поэзия шестидесятников: художественные особенности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Мордовский государственный университет

им. Н.П. Огарёва»

У Т В Е Р Ж Д Е Н О Деканом филологического факультета /М.В. Мосин/ «___» _________2008 г.

П Р И Н Я Т О

Учёным советом

филологического факультета

«____»__________2008 г.

Протокол №___

Рабочая программа дисциплины

«История отечественной литературы (Литература 40-х -90-х гг. ХХв.)»

Основной образовательной программы высшего профессионального образования

По специальности

Журналистика

Форма обучения

очная

Трудоёмкость дисциплины – 70 часов

Саранск 2008

Данная рабочая программа предназначена для студентов 4 курса филологического факультета специальности 030601 «Журналистика» очной формы обучения, включающая 17 ч.лекционного курса, 15 ч. практических занятий, кср 2 ч., срс 36 ч., форма отчетности – экзамен.

График учебного процесса (8 семестр)

№ недели
Лекции, ч.                            
Практические занятия, ч.                  
Межсессионный учет успеваемости                                  
Экзамен                                 Х

1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе.

1). Программа адресована студентам IV курса (дневного отделения), специальности «Журналистика». Ее задача – дать студентам знания о развитии русской литературы ХХ века, сформировать представление о многообразии литературных явлений, направлений, стилевых течений в контексте русской культуры ХХ века, охарактеризовать монографически творчество наиболее крупных писателей.

2). Задачи курса:

1. Сформировать представление о закономерностях развития современного литературного процесса.

2. Систематизировать знания о творчестве русских писателей ХХ века, полученные из школьных и университетских курсов ранее (например, «Актуальных проблем современной литературы»).

3. Закрепить навыки самостоятельного анализа литературного произведения, критического отбора материала, филологического подхода к рассматриваемому явлению.

3). Требования к уровню подготовки студентов, завершившего изучение данной дисциплины:

После изучения курса студент должен иметь представление: о закономерностях литературного процесса второй половины ХХ века; литературных тенденциях отмеченного периода, процессах жанрового развития;

знать:

  • Этапы развития русской литературы. ХХ века;
  • Понятия «деревенская проза», «лейтенантская проза», «лагерная проза», «молодежная проза», «андеграунд», «самиздат», «постмодернизм», «массовая литература»;
  • Художественные особенности творчества М. Булгакова, А. Платонова, В. Набокова, И. Бунина, М. Шолохова, Е. Замятина, М. Горького, А. Толстого, И. Шмелева, Б. Зайцева, Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Твардовского, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Астафьева, В. Распутина, А. Солженицына, И. Бродского, С. Довлатова, В. Аксенова, В. Высоцкого, А. Вампилова и др.;

уметь: определять художественные особенности творчества писателей второй половины ХХ века, анализировать и интерпретировать художественные произведения данного периода, применять знания, полученные в ходе изучения курса, в своей профессиональной деятельности.

2. Связь с дисциплинами (междисциплинарные связи). Необходимо параллельное освоение студентами следующих дисциплин: история мировой и отечественной культуры, культурология, философия, история зарубежной литературы первой половины ХХ века.

По учебному плану Мордовского государственного университета на изучение данного курса отводится 17 часов лекций и 17 часов практических занятий в 8 семестре.

3. Технологическая карта дисциплины (см. Приложение).

Содержание дисциплины.

1) Разделы дисциплины и виды занятий:

№ п/п Название раздела дисциплины Количество часов
        лекции практические занятия КСР самостоятельная работа (СРС)
1. Введение  
2.     Литературная ситуация 1940-50-х гг.   течения        
Литературная ситуация 1960-х гг.  
Литературная ситуация 1970-х гг.  
5. Литературная ситуация 1985-90-х гг.  

2) Тематическое планирование: Лекционный курс

1. Цель и задачи курса.

2. Литературная ситуация 40-х – 50-х гг.

3. Эмиграция второй волны: социокультурная характеристика.

4. Литературная ситуация 60-х гг.

5. Поэзия «шестидесятников».

6. Становление и развитие «деревенской прозы».

7. Литературная ситуация 70-х гг.

8. Творчество поэтов и прозаиков 3-ей волны.

9. Литературный процесс 80-90-х гг.

Практические занятия

№ п/п Номер темы Тема практического занятия Количество часов
Парламентские дебаты на тему: сравнение героя молодежной прозы с молодым человеком наших дней: сходство и различие.  
Продолжение модернистской традиции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».  
Фронтовая лирическая повесть в творчестве В. Некрасова, К. Воробьева, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Богомолова
Становление и развитие «молодежной прозы»
. Расцвет лирики в 60-е гг. ХХ века.     Тема революции и Гражданской войны.
Своеобразие художественного мира В. Шукшина в сборнике рассказов «Беседы при ясной луне».  
Особенность художественного метода В. Астафьева.
Изображение лагерной жизни в творчестве русских писателей 2-й пол. ХХ века.  
Становление и развитие постмодернистской традиции в русской литературе конца ХХ века.  

Практические занятия (тематика)

2.Продолжение модернистской традиции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».

  • Изображение художественного сознания в романе. Особенность видения главным героем исторических событий и русского быта начала ХХ века.
  • Образ Росси в произведении Пастернака.
  • Женские образы в романе «Доктор Живаго».
  • Христианские мотивы в романе.
  • Художественные средства «лирического романа»: роль символов, пейзажа, портрета в создании художественных образов.

3. Фронтовая лирическая повесть в творчестве В. Некрасова, К. Воробьева, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Богомолова.

  • Образ рассказчика в повестях.
  • Обнажение и показ проблем войны в «лейтенантской прозе».
  • Роль лирических отступлений и вводных эпизодов в сюжетной ткани произведений.
  • Своеобразие жанра фронтовой лирической повести.
  • Особенности творческих методов В. Некрасова, К. Воробьева, Ю. Бондарева.

4.Становление и развитие «молодежной прозы»

  • В. Аксенов «Звездный билет»: ценности молодого человека.
  • В. Максимов «Мы обживаем землю»: поиск молодым человеком пути в жизни.
  • А. Гладилин «Хроника времен Виктора Подгурского»: тема неразделенной любви.
  • В. Маканин «Прямая линия»: образ молодого человека.
  • Д. Гранин «Иду на грозу»: роль науки в становлении личности молодого человека.

5. Расцвет лирики в 60-е гг. ХХ века.

  • Военная тема в творчестве Ю. Друниной, М. Дудина, Е. Винокурова.
  • Расцвет песенной лирики (Б. Окуджава, Н. Матвеева, А. Галич).
  • Социальная тема в творчестве Н. Коржавина, А. Жигулина.
  • Гуманистическая тема в творчестве К. Ваншенкина, А. Кушнера, Д. Самойлова.
  • Человек и природа в творчестве А. Тарковского, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова.

6. Своеобразие художественного мира В. Шукшина в сборнике рассказов «Беседы при ясной луне».

  • Своеобразие шукшинского героя. «Простой человек» и «чудик» в условиях изменяющегося мира.
  • Проблема разрушения деревенского «лада» под влиянием города.
  • Ключевые образы в художественном мире шукшинского рассказа: покой, простор – и способы их раскрытия автором.
  • Особенность жанрового содержания шукшинского рассказа
  • «Открытия» В. Шукшина. Место писателя в русской литературе.

7. Особенность художественного метода В. Астафьева.

  • Художественная система В. Астафьева – «натуралистический сентиментализм».
  • Тема сельской жизни в романе «Последний поклон».
  • Тема войны в произведениях «Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты».
  • Тема экологии в романе «Царь-рыба».
  • Символ как один из художественных приемов В. Астафьева.

8. Изображение лагерной жизни в творчестве русских писателей 2-й пол. ХХ века.

  • А. Солженицын «В круге первом»: сплав документа и личных впечатлений.
  • В. Шаламов «Колымские рассказы»: художественные особенности.
  • Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей»: положение науки в тоталитарном государстве.
  • Г. Владимов «Верный Руслан»: образ рассказчика в произведении.
  • С. Довлатов «Зона».

9. Становление и развитие постмодернистской традиции в русской литературе конца ХХ века.

  • А. Битов «Пушкинский дом»: альтернатива советской реальности.
  • Вен. Ерофеев «Москва – Петушки»: путешествие юродивого.
  • Саша Соколов «Школа для дураков»: обучение дебила.
  • В. Пелевин «Омон Ра»: игра с советскими идеологемами.
  • Т. Толстая «Кысь»: сказочная игра с мифами культуры.

3)Самостоятельная работа

Состоит в ведении читательского дневника и выполнения письменных творческих заданий.

Задания к самостоятельной работе

  1. Выписать в тетрадь из словарей и справочников определение терминов: «андеграунд», «деконструктивизм», «поструктурализм», «постмодернизм», «массовая литература», соц-арт, поп-арт.
  2. Составить хронологическую таблицу, в которой будут отражены произведения писателей, начавших свой путь ранее (например, А. Ахматова, Б. Пастернак, А. Твардовский) и вступивших в литературу в 60-е гг.
  3. Завести читательский дневник, записывая в него, кроме своих впечатлений, систему персонажей, основные линии сюжета и особенности композиции произведения.
  4. Дебаты: жанр романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».
  5. Выполнить анализ стихотворения одного из поэтов-шестидесятников.
  6. Написать сочинение-миниатюру по одной из проблем, затрагивающихся в «деревенской прозе». В заключение включить ваши советы по решению данной проблемы.
  7. Подготовить сообщение о произведении современного автора, в котором освещается тема афганской или чеченской войны (О. Ермаков, С. Алексиевич, В. Маканин и др.).
  8. «Круглый стол»: «Какой факультет в настоящее время вы назвали бы «факультетом (не) нужных вещей?»».
  9. Дебаты: сравнение героя молодежной прозы с молодым человеком наших дней: сходство и различие.
  10. Ознакомиться с рецензией на спектакль 60-х или 70-х гг. Ваше мнение по поводу рецензии.
  11. «Взять интервью» у поэта «неофициальной литературы».
  12. Выявить элементы сюрреализма в рассказах сборника Ю. Мамлеева «Утопи мою голову». Подобрать из сети Интернет иллюстрации к соответствующим отрывкам.
  13. Отметить экзистенциальные мотивы в повести В. Маканина «Один и одна». Подобрать из сети Интернет иллюстрации к соответствующим отрывкам.
  14. Репортаж о жизни писателей «3-й волны» эмиграции.
  15. «Круглый стол»: гендерные проблемы в творчестве Л. Петрушевской / Л. Улицкой и др. женских авторов (на примере одного из рассказов).
  16. Проанализировать один из жанров массовой литературы.
  17. Жизнь современных журналов: «круглый стол».

5. Организация текущего и промежуточного контроля.

Наблюдение за самостоятельной работой студентов проводится в форме проверки читательского дневника

Контрольная работа к межсессионному зачету

Вариант 1 Вариант 2
1.Каким образом развивалась военная тема в литературе 40-50-60-х гг.? 1.Обозначьте особенности развития «деревенской прозы» в литературе 50-60-х гг.
2.Назовите причины возникновения «хрущевской оттепели»? 2.Представьте «+» и «–» следствий «хрущевской оттепели»?
3.Укажите особенности жанра романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»? 3.В чем заключается особенность сознания главного героя романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»?
4.Дайте характеристику поэзии Р. Рождественского? 4.Что отличает поэзию А. Вознесенского от остальных шестидесятников?
5.Как вы думаете, почему жанр поэмы стал особенно популярным в 60-е гг.? 5.Почему именно жанр очерка был актуален для эпохи 60-х гг.?
6.Каковы черты характера героя повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»? 6.Охарактеризуйте главного героя повести К. Воробьева «Убиты под Москвой»?
7.Перечислите поэтов, прошедших через Великую отечественную войну? 7.Кто из известных вам поэтов обучался в Литературном институте им. А. М. Горького?
8.В чем особенность прозы В.М. Шукшина? 8.Какими качествами герой В. Шукшина отличается от других?

6. Применение активных методов обучения.

Использование метода презентации, круглого стола, дебатов.

Дебаты к теме 1: «Сравнение героя молодежной прозы с молодым человеком наших дней: сходство и различие»;

к теме 2 «Жанр романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»».

«Круглый стол» к теме 6: «Состояние деревни на современном этапе».

«Круглый стол» к теме 7: «Какой факультет в настоящее время вы назвали бы «факультетом (не) нужных вещей?»»;

«Круглый стол» к теме 9: «Гендерные проблемы в творчестве Л. Петрушевской / Л. Улицкой и др. женских авторов (на примере одного из рассказов)».

7. Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ.

Работа с ресурсами Интернет при выполнении студентами в самостоятельной работе заданий 1, 2, 7, 10, 11, 12, 13, 14. Можно пользоваться сайтами.

http://www.guelman.ru/slava/

http://feb-web.ru/

http://magazines.russ.ru/index.html

http://netrover.viptop.ru/lit3wave/

http://lib.ru/

8. Материальное обеспечение дисциплины

Компьютер, магнитофон, видеоматериалы.

9. Методическое обеспечение дисциплины.

Тексты

1.Л. Леонов. Русский лес (1950-1953).

2.Б. Пастернак. Доктор Живаго (1946-1956).

3.А. Ахматова. Поэма без героя (1940-1965).

4.Б. Ахмадулина. Струна (1962). Уроки музыки (1964).

5.А. Вознесенский. Парабола (1960). Треугольная груша (1962), поэма.

6.Е. Евтушенко. Братская ГЭС (1964).

7.А. Твардовский. За далью – даль (1951-1960). По праву памяти (1966-1969)

8.П. Антокольский. Венок сонетов. 1920-1967. В переулке за Арбатом (1954).

9.Е. Винокуров. Слово (1962). Музыка (1964). Характеры (1965).

10. А. Кушнер. Ночной дозор (1966). Душа хранит (1969).

11. Л. Мартынов. Первородство (1965).

12. Б. Окуджава. Острова (1954). Веселый барабанщик (1964).

13. Н. Рубцов. Звезда полей (1967). Душа хранит (1969).

14. Я. Смеляков. Строгая любовь (1956).

15. В. Соколов. Смена дней (1960), поэма.

16. А. Тарковский. Перед снегом (1962).

«Деревенская проза»

17. Абрамов Ф. Братья и сестры (1058-1978).

18. Антонов С. Дело было в Пенькове (1956).

19. Белов В. Привычное дело (1966).

20. Залыгин С. На Иртыше (1964).

21. Овечкин В. Районные будни (1952-1956).

22. Тендряков В. Ухабы (1956).

«Лейтенантская проза»

23. Бакланов Г. Пядь земли (1959).

24. Богомолов В. Момент истины (В августе сорок четвертого) (1974).

25. Бондарев Ю. Горячий снег (1969). Берег (1975).

26. Воробьев К. Убиты под Москвой (1963).

27. Некрасов В. В окопах Сталинграда (1946).

«Лагерная проза»

28. Владимов Г. Верный Руслан (1975).

29. Довлатов С. Зона (1982).

30. Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей (1964;1978).

31. Солженицын А. Один день Ивана Денисовича (1962).

32. Шаламов В. Колымские рассказы (1954-1973).

«Молодежная проза»

33. Аксенов В. Затоваренная бочкотара (1968). Звездный билет (1961).

34. Войнович В. Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина (Лицо неприкосновенное (1963-1970); Претендент на престол (1979)).

35. Гладилин А. Хроника времен Виктора Подгурского (1956).

36. Гранин Д. Иду на грозу (1962).

37. Маканин В. Прямая линия.

38. Максимов В. Я обживаю Землю (1965).

Литература 70-х гг.

39. Астафьев. Последний поклон (1968). Царь-рыба (1976). Пастух и Пастушка (1967-1971). Прокляты и убиты (1992; 1994).

40. Балашов Д. Господин Великий Новгород (1967).

41. Вампилов А. Утиная охота (1971).

42. Володин А. Пять вечеров (1979)

43. Распутин В. Последний срок (1970), Живи и помни (1974).

44. Стругацкие А.и Б. Пикник на обочине (1972)

45. Трифонов Ю. Обмен (1969).

46. Шукшин В. Беседы при ясной луне (1974).

Литература 80-х, 90-х гг.

47. Аксенов В. Остров Крым (1981). Московская сага (1993-1994).

48. Битов Пушкинский дом (1971).

49. Бродский И. Часть речи (1975-1976), Новые стансы к Августе (1983). Урания (1987).

50. Войнович В. Москва 2042 (1981).

51. Довлатов С. Наши (1983).

52. Ерофеев Вен. Москва – Петушки (1969).

53. Ерофеев. В. Русская красавица (1990).

54. Мамлеев Ю. Конец века (цикл рассказов).

55. Нарбикова В. Около-эколо. (Юность. №3. 1990)

56. Пелевин В. Жизнь насекомых (1993), Омон Ра (1992).

57. Петрушевская Л. Время ночь (1992). Песни восточных славян (1991).

58. Соколов Саша. Школа для дураков (1973).

59. Высоцкий В. Нерв (1981).

60. Попов Е. Душа патриота, или различные послания к Ферфичкину (1983)

61. Пьецух В. Новая московская философия (1989).

62. Маканин В. Один и одна (1988), Кавказский пленный (Новый мир, 1995. №4).

63. Толстая Т. Кысь (2000).

64. Улицкая Л. Медея и ее дети (Новый мир, №3. 1996).

65. Ермаков О. Возвращение в Кандагар (Новый мир, 2004. №2).

66. Поляков Ю. Подземный художник (Нева, 2002. №11).

Учебники:

  1. Зайцев В.А. История русской литературы второй половины ХХ века: Учебник. М., 2004.
  2. Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. Учебник для студ. высш. учеб. завед. / под ред. С.И. Тиминой. – СПб., М. – 2002.

Учебно-методические и учебные пособия

  1. Агеносов В. Литература Russkogo зарубежья. М., 1998.
  2. Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец ХХ в. Уроки современной русской литературы: учеб.-метод. поспбие. СПб., 2001.
  3. Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья: Курс лекций. М., 2003.
  4. Голубков М.М. Русская литература ХХ века. После раскола. Учеб. пособ. М., 2002.
  5. Гордович К.Д. История отечественной литературы ХХ века. Пособ. для гуманитарн. вузов. СПб., 2000.
  6. Громова М.И. Современная русская драматургия. Учеб. пособ. М., 1999.
  7. Канунникова И.А. Русская драматургия ХХ века: Учеб. пособ. М., 2003.
  8. Лейдерман Н.Л. и Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е гг.: Учеб. пособ. В 2т. Т. 1.: 1953-1968; Т. 2: 1968-1990. М., 2003.
  9. Минералов Ю.И. История русской литературы 90-е гг. ХХ в. Учеб. пособ. М., 2002.
  10. Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ века: учеб. пособ. М., 2003.
  11. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века. Учеб. пособ. СПб., М., 2004.
  12. Русская литература ХХ века.: Учеб. пособ. В 2 т. Т. 2.: 1940-1990/ А.П. Кременцов и др. М., 2003.
  13. Русские поэты ХХ в.: Учеб. пособ. М., 2002.
  14. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. Учеб. пособ. М., 1999.

Справочная литература

  1. Агеносов В. Анкудинов К. Современные русские поэты. Справочник-антология. М., 1998.
  2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ ИНИОН РАН. М., 2001.
  3. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ в. Ключевые понятия и тексты. М., 2000.
  4. Русские писатели 20 в.: Библиографический словарь./ Гл. ред. и сост. П.А. Николаев. М., 2002.
  5. Чупринин С.И. Новая Россия: мир литературы: Энциклопедич. словарь-справочник: В 2 т. Т.1: А-Л; Т.2: М-Я. М., 2003.

Дополнительная литература

1. Анкудинов К. Внутри после: Особенности современного литературного процесса// Октябрь. 1998. №4.

2. Генис А. Обживая хаос: Русская литература в конце ХХ в.// Континент. 1997. №4.

3. Гушанская Е. Александр Вампилов. Л., 1990.

4. Елисеев Н. Пятьдесят четыре: Букериада глазами постороннего// Новый мир. 1999. №1.

5. Ермолин Е. Вчера, сегодня и всегда (о литературе 90-х).// Континент. 1997. №2.

6. Ефимова Н.А. Интертекст в религиозных и демонических мотивах В.П. Аксенова. М., 1993.

7. Зайцев В.Н. Черты эпохи в песне поэта. М., 1990.

8. Иосиф Бродский и мир: метафизика, античность, современность: Сб-к. СПб, 2000.

9. Как работает стихотворение Бродского: Из исследований славистов на Западе. М., 2002.

10. Литература последнего десятилетия: Тенденции и перспективы.// Вопросы литературы. 1998. №2.

11. Лопусов Ю. Путь к зрелости: Молодая проза России: 80-е гг. М., 1991.

12. Мильман Н. Читая Петрушевскую: Взгляд из-за океана. СПб, 1997.

13. Неокоченые споры: Литературная полемика./ Сост. и предисл. А.В. Неверова. М., 1990.

14. Новиков В. В союзе писателей не состоял… М., 1991.

15. Новикова Л. Тело против пустоты// Знамя. 1998. №9.

16. Прищепа В.П. Поэма в творчестве Е.А. Евтушенко и А.А. Вознесенского (1960-1965). Красноярск, 1990.

17. Ланин Б. Проза русской эмиграции: Учеб. пособ. М. 1997.

18. Ранчин А. Иосиф Бродский и русская поэзия XVIII – XХ вв. М., 2001.

19. Русская литература ХХ века: итоги и перспективы: Материалы Международной науч. конф. / МГУ им. М.В. Ломоносова, ред-сост. С.И. Кормилов. М.; МАКСпресс, 2000.

20. Русская литература ХХ – ХХ1 веков: проблемы теории и методологии изучения: Материалы Международной науч. конф. / МГУ им. М.В.Ломоносова, ред-сост. С.И. Кормилов. М. М.: Изд-во МГУ, 2004.

21. Савицкий С. Андеграунд (История и мифы ленинградской неофициальной литературы). М., 2002.

22. Савкина И. Женская проза – без кавычек.// Литературная учеба. 1998. №3.

23. Стрижевская Н. Письмена перспективы: О поэзии И. Бродского. М., 1997.

24. Традиции русской классики ХХ века и современность: Материалы Международной науч. конф. / МГУ им. М.В. Ломоносова, ред.-сост. С.И. Кормилов. М.: Изд-во МГУ, 2002.

25. Шнейдерман Э. Пути легализации неофициальной поэзии в 1970-е гг. // Звезда. №8. 1998.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Технологическая карта дисциплины

Дисциплина

История отечественной литературы 40-90-е гг. ХХ века.

Тематика Текущий контроль Методи- ческое обеспечение
  Раздел Лекции Час Практические Час КСР Час СРС Час
1. Введение Цели и задачи курса. Дебаты: Образ моего современника     Работа со словарями и энциклопедиями Проверка тетради  
Литературная ситуация 1940-50-х гг. Рассвет поэзии в 1941-1945 гг. Продолжение модернистской традиции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Проверка самостоятельной работы Анализ жанра романа Б. Пастернака, образов главных героев, своеобразия художественного метода и т.д. Собеседование 3,4
  Вторая волна русской эмиграции. Фронтовая лирическая повесть в творчестве В. Некрасова, К. Воробьева, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Богомолова.     Осмысление темы войны на современном этапе «Круглый стол» 1,2.
Литературная ситуация 1960-х гг. Социокультурная характеристика 60-х гг. «Молодежная проза»: становление и развитие.     Проблемы молодого поколения наших дней. «Круглый стол» 3,4,6,7,10.
  Поэзия «шестидесятников» Расцвет лирики в 60-е гг. ХХ века.     Сделать подборку стихотворений поэтов-60-ков на выбранные темы. Проверка тетради 3,4,10
  Деревенская проза Своеобразие художественного мира В. Шукшина в сборнике рассказов «Беседы при ясной луне».       Состояние деревни на современном этапе «Круглый стол» 4,10
Литературная ситуация 1970-х гг. Социокультурная характеристика 70-х гг. Особенность художественного метода В. Астафьева.       Анализ сюжетов, героев, художественного метода писателя. Проверка тетради 10,14,15.
  Поэзия и проза 3-й волны эмиграции Изображение лагерной жизни в творчестве русских писателей 2-й пол. ХХ века.     Анализ тем, мотивов, образов поэтов андеграунда. Проверка работ 10,14.
Литературная ситуация 1985-90-х гг. Социокультурная характеристика 1985-90-х гг. Становление и развитие постмодернистской традиции в русской литературе конца ХХ века.     Работа с ресурсами Интернет Собеседование 4,7,10, 15.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Перечень примерных вопросов к экзамену

  1. Этапы развития русской литературы во второй половине ХХ века.
  2. В. Астафьев «Последний поклон»: проблематика, тема, идея, герои.
  3. «Оттепель» в литературе: причины возникновения и следствия, хронологические рамки.
  4. В. Распутин «Последний срок»: проблемно-тематический анализ.
  5. «Деревенская проза»: определение, становление, художественные особенности.
  6. В.Высоцкий: личность и творчество.
  7. «Лейтенантская проза»: понятие, проблематика, герой, определенный ракурс повествования.
  8. Поэзия андеграунда: неоавангардистская традиция в творчестве Г. Сапгира, И. Холина, Ю. Кублановского и др.
  9. «Лагерная проза»: понятие, проблематика, герой, стиль.
  10. Своеобразие женской поэзии (Ю. Друнина, Б. Ахмадулина, Ю. Мориц, Н. Матвеева).
  11. «Молодежная проза»: понятие, проблематика, герой, стиль.
  12. Творчество И. Бродского: периодизация, художественные особенности.
  13. Развитие драматургии 60-х гг.: тематика, проблематика, герои.
  14. Творчество В. Шукшина: своеобразие жанров, типология героев, проблематика.
  15. Особенность литературного процесса 70-х гг.: социокультурная характеристика.
  16. Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»: своеобразие жанра и стиля.
  17. Понятие «неофициальной литературы». Причины возникновения. Художественное своеобразие.
  18. Роман Ф. Абрамова «Братья и сестры»: тема, проблема, идея, герои.
  19. 3-я волна русской эмиграции: причины возникновения и условия существования.
  20. Драматургия А. Вампилова: проблематика, герой, идея.
  21. Развитие драматургии в 70-е гг.: специфика жанров «производственной пьесы», социально-психологической драмы и др.
  22. Творчество А. Солженицына: художественные особенности.
  23. Понятие «городской прозы»: проблематика, герой, стиль.
  24. Г. Владимов «Верный Руслан»: тема, проблема, идея.
  25. Развитие исторической прозы: сюжеты, характеры, художественные особенности.
  26. Саша Соколов «Школа для дураков»: композиция, герой, стиль.
  27. Литературная ситуация 80-х гг. Понятия «возвращенной литературы», «другой литературы».
  28. Творчество С. Довлатова: художественные особенности.
  29. Особенность литературного процесса 90-х гг.: социокультурная характеристика.
  30. Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей»: проблематика, герой, идея.
  31. Литература постмодернизма: определение, причины возникновения, художественное своеобразие.
  32. В. Шаламов «Колымские рассказы»: сюжеты, герои, проблематика.
  33. Понятие «массовой литературы». Специфика жанров. Функционирование.
  34. Творчество В. Аксенова: художественные особенности.
  35. «Женская проза»: понятие, проблематика, герой, стиль.
  36. Творчество поэтов-шестидесятников: художественное своеобразие.
  37. Поэма в 60-е гг.: причины расцвета жанра, художественные особенности поэм Твардовского, Ахматовой, Евтушенко, Вознесенского.
  38. А. Битов «Пушкинский дом»: композиция, герой, стиль.
  39. Расцвет очерка в 60-е гг.: причины и следствия. (В. Овечкин «Районные будни»).
  40. Т. Толстая «Кысь»: композиция, сюжет, стиль.
  41. Жанр «деревенской повести» 60-х гг.: проблематика, герои, идея.
  42. В. Пелевин «Жизнь насекомых»: художественное своеобразие.
  43. Жанр фронтовой лирической повести в творчестве Г. Бакланова, К. Воробьева, Ю. Бондарева.
  44. Творчество В. Войновича: художественные особенности.
  45. Проза писателей-эмигрантов 3-ей волны: темы, проблематика, герои.
  46. Своеобразие «тихой лирики»: Н. Рубцов.
  47. Обзор современной периодики.
  48. Вен. Ерофеев «Москва – Петушки»: композиция, герой, стиль.
  49. Эмигрантская поэзия третьей волны: темы, образы, художественные особенности.
  50. В. Пьецух. «Новая московская философия»: художественное своеобразие.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Поэзия шестидесятников: художественные особенности

  1. Условия формирования личности поэта-шестидесятника.
  2. Разнообразие творческих манер поэтов-шестидесятников.
  3. Поэмы шестидесятников: темы, проблемы, образы.
  Кто были мы, Шестидесятники? На гребне вала пенного В двадцатом веке, Как десантники Из двадцать первого.

Е. Евтушенко

На прошлой лекции мы с вами обозначили основные черты 60-х гг., выявили « +» и "– " состояния литературы в 60-е гг. Мироощущение человека 60-х гг. выразилось в ожидании близящихся перемен. И это послабление авторитарного руководства страной стало называться «оттепелью». Быстрее всех на изменение литературной ситуации откликнулась лирика. Лирическое произведение, в силу своей родовой специфики: повышенной эмоциональности и малого объема, становится прямым откликом поэта на то, что затронуло его душу, зацепило, стало частью жизни.

Поэтому тема сегодняшней лекции –

В биографии поэтов-шестидесятников было несколько общих черт, которые и определили облик шестидесятников, поэтому первый вопрос –

Тем не менее, каждый поэт обладал своим поэтическим голосом, индивидуальной творческой манерой, поэтому второй вопрос –

Я намеренно избегаю употреблять термин «творческий метод», т.к. это понятие связано с литературным направлением. А творчество поэтов-шестидесятников располагалось в нескольких плоскостях – реализма и авангардизма. Кто-то из поэтов-шестидесятников был ближе к гражданской лирике поэтов-реалистов 19 века, такие, как Р. Рождественский, Е. Евтушенко, кто-то к авангарду, как, например, А. Вознесенский.

В 60-е гг. происходили важные события в жизни страны: грандиозное строительство, полет человека в космос, празднование 15-летия Великой Победы, поэтому такой жанр, как поэма, вновь переживает свой расцвет. Соответственно, 3-й вопрос –

1. В «хрущевскую оттепель» пишут стихи разное поколение поэтов.

– те, кому посчастливилось творить в великолепный Серебряный век нашей культуры. Это А. Ахматова, Б. Пастернак. Но публиковать их стихи власть не торопилась. И даже после признания поэтического таланта Ахматовой в Италии и Англии, ее стихи не публиковали в полном объеме. А Пастернаку, после того, как ему была присуждена Нобелевская премия (1958), вообще грозило быть высланным из страны или быть заключенным в лагерях. Они все еще расплачивались за свое рождение, память, прошлое.

– те, кто начинал в 20-30-е гг. и получил статус «мэтра» советской поэзии: Михаил Светлов, Николай Асеев, Николай Тихонов, Михаил Исаковский, Александр Прокофьев, Леонид Мартынов, Ярослав Смеляков. А также: Петр Антокольский, Николай Заболоцкий.

– те, чей голос обрел силу в «сороковые-роковые»: О. Берггольц, Алексей Сурков, Константин Симонов, Михаил Дудин, Константин Ваншенкин, Владимир Луговской, Александр Межиров, Сергей Наровчатов, Сергей Орлов.

– и, наконец, те, кто только вступал в литературу после Великой Отечественной войны и сразу же заявил о себе во весь голос: Р. Рождественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина. Вот об этом молодом поколении и говорят как о поколении шестидесятников.

В их биографиях есть несколько моментов, которые делают их непохожими на остальные поколения: детство, пришедшееся на годы войны, учеба в литинституте, участие в их судьбе «старших» поэтов и выступление на трибуне перед большой аудиторией. Ахмадулина и Вознесенский родились в Москве, Евтушенко и Рождественский родом из Сибири. Поэтический семинар Василия Захарченко объединил Р. Рождественского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулину. Подчеркнем, что Вознесенский не учился в литинституте.

Как вспоминал Р. Рождественский: «Необходимо отметить главное: мы никогда не были «группой» в нынешнем, литературном (а точнее, окололитературном) смысле этого слова. И поэтому никогда не занимались тем, чем занимаются такие группы сегодня, т.е. не пытались захватить газету, журнал или издательство для того, чтобы подкармливать «своих» и обрушиваться на «чужих».

На подобную «активную творческую жизнь» у нас не было времени, да и желания тоже не было».

Объединяло всех этих поэтов выступления на эстраде, тот эмоциональный подъем, который возникал у молодых талантливых людей, жаждущих славы и верующих в Светлое будущее. Они ощущали себя тем новым поколением, ради которого совершалась революция, намечались грандиозные стройки, ради жизни которого, в конце концов, был побежден фашизм.

Еще один примечательный факт. Поэту, а особенно молодому поэту, необходима определенная, поэтическая, в какой-то степени «богемная» атмосфера для творчества. О такой атмосфере сейчас очень многое пишут исследователи, говоря о Серебряном веке. В шестидесятые годы таким местом стало полуподвальное помещение в одном из флигелей Союза писателей и ресторан в Центральном Доме литераторов.

Роберт Рождественский жил в таком полуподвальном помещении. Когда ресторан закрывали, то в подвал спускались его посетители: М. Светлов, Я. Смеляков, А. Твардовский, В. Луговской и многие другие, уже состоявшиеся поэты. И там, в квартире Рождественского они общались с поэтической молодежью. Там задумывались и обсуждались День Поэзии, Лужники, Политехнический и другие славные начинания тех лет, всколыхнувшие страну.

Молодые поэты не просто рано были приняты в Союз писателей, они, благодаря помощи старших товарищей, играли в нем заметную роль. Е. Евтушенко был секретарем комсомольской организации, Р. Рождественский, 30 лет от роду, стал вторым секретарем Московской писательской организации, правой рукой С. Щипачева, возглавлявшего ее тогда.

Но не все было так безоблачно в судьбе шестидесятников.

17 декабря 1962 года Н.С. Хрущев посетил художественную выставку в Манеже и дал бой абстракционистам («абстракцистам»). 26 декабря проработка была продолжена на Идеологическом совещании ЦК КПСС с участием молодых писателей, художников, композиторов. С покаянными речами на совещании выступили некоторые авторы. В Кремле стали обстоятельно готовить новую, более представительную встречу главы правительства с художественной интеллигенцией.

Наконец, 7-8 марта 1963 года в Свердловском зале состоялась историческая встреча руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства. В своей речи Н.С. Хрущев в частности, сказал:

«Здесь выступал поэт Роберт Рождественский. Он полемизировал со стихотворением Н. Грибачева «Нет, мальчики!». В выступлении тов. Рождественского сквозила мысль о том, что будто бы только группа молодых литераторов выражает настроения всей нашей молодежи, что они являются наставниками молодежи. Это совсем не так. Наша советская молодежь воспитана партией, она идет за партией, видит в ней своего наставника и вождя.

Молодому поэту Р. Рождественскому я хотел бы поставить в пример поэта-солдата, у которого меткий глаз и которой точно, без промаха, бьет по идейным врагам, поэта-коммуниста Н. Грибачева. (Аплодисменты)… Мне хотелось бы посоветовать товарищу Евтушенко и другим молодым литераторам дорожить доверием масс, не искать дешевых сенсаций, не подлаживаться к настроениям и вкусам обывателей».

Таким образом, авангардная литература не могла появиться в печати, она уходит в подполье, составляет в 70-е гг. такое культурное явление, как андеграунд и входит в пространство неофициальной литературы.

2. РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (1932-1994).

Первые стихи опубликовал в 50-е гг. В это время выходят его книги стихов: «Дрейфующий проспект», «Флаги весны», «Испытание». Расцвет творчества приходится на 60-е гг.

Я жить хочу безбожно!

Хоть знаю наперед,

Что – рано или поздно –

Настанет мой черед.

Я упаду на камни

И, уходя во тьму,

Усталыми руками

Я землю обниму.

Хочу,

Чтоб не поверили,

Узнав, друзья мои.

Хочу,

Чтоб на мгновение

Охрипли соловьи.

Чтобы,

Впадая в ярость,

Весна по свету шла.

Хочу, чтоб ты

Смеялась!

И счастлива была.

По характеру своего таланта Рождественский – публицист, оратор. Как и другие поэты ораторского направления, Рождественский испытывает пристрастие к композиционной выстроенности своих стихотворений. Некоторые стихи Рождественского являются прямым ответом на ту или иную статью, то или иное выступление. Так, прочитав в одной из статей, что молодые поэты чересчур прямолинейны в высказывании своих убеждений, что прямая – не всегда кратчайший путь к цели, рождественский отвечает стихотворением: «про нас твердят, что мы прямолинейны». Полемическое стихотворение «В день поэзии» было написано тогда, когда звучали упреки, что мол, «эстардники» пишут на потребу, жаждут «дешевой популярности». Рождественский заявляет, что, не смотря ни на какие упреки, будет идти все той же дорогой. «Поэзия, не покидай трибун!» – призывает он.

Когда читаешь ранние стихи Рождественского, прежде всего замечаешь, что обращался он в них главным образом к сверстникам, отставал их интересы. Это было общим местом для всех шестидесятников: мальчики, ребята, пареньки были героями их стихотворений. Они выделялись своими романтическими чертами, всем им был свойственен бескорыстный энтузиазм, вера в прекрасное будущее. Лирический герой поэзии Рождественского сопряжет в единое целое личное и общественное.

Концерт

Сорок трудный год. Омский госпиталь… Коридоры сухие и маркие, Шепчет старая нянечка: – Господи!.. До чего же артисты Маленькие. Мы шагаем палатами Длинными. Мы почти растворяемся в них С балалайками, С мандолинами И большими пачками книг… Что в программе? В программе – чтение, Пара песен Военных, правильных. Мы в палату тяжелораненых Входим с трепетом и почтением… Двое здесь. Майор артиллерии С ампутированной ногой, В сумасшедшем бою Под Ельней На себя принявший огонь. На пришельцев глядит он Весело… И другой – До бровей забинтован, – Капитан Таранивший «мессера» Три недели назад Над Ростовом… Мы вошли Вдруг Срывающимся фальцетом Абрикосов Гриша отчаянно Объявляет начало концерта. А за ним, Не вполне совершенно, Но вовсю запевале внимая, О народной поем, О священной Так, Как мы ее понимаем… В ней Чапаев сражается заново, Краснозвездные мчатся танки. В ней шагают наши в атаки, А фашисты падают замертво. В ней чужое железо плавится, В ней и смерть отступать должна. Если честно признаться. Нравится Нам такая война… Мы поем… Только голос летчика Раздается. А в нем – укор: «Погодите!.. Постойте, хлопчики… Погодите… Умер Майор…» Балалайка всплеснула горестно. Торопливо, Будто в бреду. … Вот и все О концерте в госпитале В том году.

Самое главное в поэтической манере Рождественского – это интонация. Поэтому его тексты очень легко ложатся на музыку, и, пожалуй, в советской культуре он останется как поэт-песенник.

Я буду перечислять вам строчки его стихотворений из песен, и вы увидите, что многие из них вам известны:

  • Погоня, погоня, погоня в горячей крови…
  • А это свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала…
  • Не надо печалиться – вся жизнь впереди…
  • Огромное небо, огромное небо – одно на двоих…
  • Мой родимый край, место отчее..
  • Ты только все, пожалуйста, запомни, Товарищ Память, товарищ Память!
  • Не думай о секундах с высока…
  • Я прошу, хоть не надолго, грусть моя, ты покинь меня.
  • А степная трава пахнет горечью. Молодые ветра зелены. Просыпаемся мы, и грохочет над полночью то ли гроза, тол и эхо прошедшей войны…
  • Мы – эхо, мы – эхо, мы – долгое эхо друг друга.
  • Я, ты, он, она, вместе – целая страна…
  • Позвони мне, позвони. Позвони мне, ради Бога!
  • Сладка ягода в лес поманит, щедрой смелостью удивит. Сладка ягода одурманит. Горька ягода отрезвит.
  • Я к тебе приду на помощь, только позови, просто позови, тихо позови.
  • Священные слова: Москва за нами! Мы помним со времен Бородина.
  • Мои года – мое богатство…

Песни Рождественского, созданные по законам песенного жанра, не перестают принадлежать области поэзии. В них всегда есть лирический герой, со своим характером и свом видением мира, есть чисто литературное развитие сюжета. Это – песни-баллады.

БЕЛЛА АХМАДУЛИНА (1937)

Свеча (1962)

Всего-то – чтоб была свеча, Свеча простая, восковая, И старомодность вековая Так станет в памяти свежа. И поспешит твое перо К той грамоте витиеватой, Разумной и замысловатой, И ляжет на душу добро. Уже ты мыслишь о друзьях Все чаще способом старинным, И, сталактитом стеаринным Займешься с нежностью в глазах. И Пушкин ласково глядит, И ночь прошла, и гаснут свечи, и Нежный вкус родимый речи Так часто губы холодит.

Поэзия Ахмадулиной – лирический дневник, личное откровение. Часто в название стихотворения прямо выносится дневниковая дата («День 12 марта», «Ночь на 30 апреля»). Но даже если этого нет, стихотворение обычно посвящается реальному событию или впечатлению, часто обыденному, не выделяющемуся из общего ряда. Поэтесса пересоздает его, превращает в таинство, чудо. Событие показывается замедленно, разделяется на мельчайшие составляющие, как бы переоформляется и театрализуется.

Ночь (1962)

Уже рассвет темнеет с трех сторон, А все руке не достает отваги, Чтобы пробиться к белизне бумаги Сквозь воздух, затвердевший над столом. Как непреклонно честный разум мой Стыдится своего несовершенства, Не допуская руку до блаженства Затеять ямб в беспечности былой! Меж тем, когда полна звучанья тьма, Ожог во лбу от выдумки неточной, Мощь кофеина и азарт полночный Легко принять за остроту ума. Но, видно, впрямь велик и невредим Рассудок мой в безумье этих бдений, Раз возбужденье, жаркое, как гений, Он все ж не счел достоинством своим. Ужель грешно своей беды не знать! Соблазн так сладок, так невинна малость – Нарушить этой ночи безымянность И все, что в ней. По имени назвать. Пока руке бездействовать велю, Любой предмет глядит я кокетством женским, Красуется, следит за каждым жестом, Нацеленным ему воздать хвалу. Уверенный, что мной уже любим, Бубнит и клянчит голосок предмета, Его душа желает быть воспета, И непременно голосом моим. Как я хочу благодарить свечу, Любимый свет ее предать огласке И предоставить неусыпной ласке Эпитетов! Но я опять молчу. Какая боль – под пыткой немоты Все ж не признаться ни единым словом В красе всего, на что зрачком суровым Любовь моя глядит из темноты! Чего стыжусь? Зачем я не вольна В пустом дому, средь снежного разлива, Писать не хорошо, но справедливо – про дом, про снег, про синеву окна? Не дай мне бог бесстыдства пред листом Бумаги, беззащитной предо мною, Пред ясной и бесхитростной свечою, перед моим, плывущим в сон, лицом.

Характерная черта поэзии Ахмадулиной – изящество, грация, особая точность и музыкальность слова, изысканность метафор, легкий налет архаичности, тонкая стилизация. Поэтесса любит пятистопный ямб, кольцевую рифмовку четверостиший, женские рифмы. Интонационное единство ее произведений обеспечивается постоянным использованием обособленных определений, вводных конструкций. Она любит употреблять эвфемизмы. Лексика Ахмадулиной соединяет в себе архаические элементы речи с современным разговорным языком, становится непривычно возвышенной.

Стихи Ахмадулиной собраны в книгах «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1969), «Свеча»(1977), «Тайна» (1983), «Сад» (1987) и др. Кроме того, она переводит грузинских поэтов. Образцы переводов собраны в сборнике «Сны о Грузии» (1977).

Наши рекомендации