Правовое положение основных групп населения в Дхарма-шастре Ману и в Артхашастре Каутильи

История государства и права зарубежных стран

МОДУЛЬ 1 - Государство и право Древнего Востока

КЕЙС-СТАДИ

предназначен по теме:

«ДХАРМАШАСТРА МАНУ ("ЗАКОНЫ МАНУ") И АРТХАШАСТРА КАУТИЛЬИ»

Специальность«5В030100– Юриспруденция»

Академическая степень бакалавра

Форма обучения-дневное

Курс 1

Астана, 2012

КЕЙС-СТАДИсоставлен на основании типовой рабочей учебной программы по «Истории государства и права зарубежных стран» для высших учебных заведений.

КЕЙС-СТАДИподготовлен к.и.н., доцента кафедры теории и истории государства и права Нурмагамбетовой С.Б.

КЕЙС-СТАДИобсужден на заседании кафедры теории и истории государства и права.

Протокол от № _____ от«____» ___________20__ г.

Заведующий кафедрой

к.ю.н., доцент

Наурызбай А.Ж. «___» ____________20__г.

Рекомендовано УМС

Протокол № ___«___»____________20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ КЕЙС-СТАДИ Стр.
Структурные разделы кейс-стади  
Цель кейс-стади по заданной теме  
Вопросы для разрешения кей-стади по теме «Законы Ману»  
Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов    
Казусы-ситуации  
5.1 Тестовые вопросы для закрепления знаний  
5.2 Иллюстративный материал  
5.3 Список использованной литературы  
5.4 Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов  
Ответы по разрешению кей-стади по теме «Законы Ману»  
   
   
     

Структурные разделы кейс-стади

Цель кейс-стади по заданной теме

Необходимым элементом освоения богатого исторического и теоретического наследия является систематическая работа с пра­вовыми документами, нормативными актами и другими источ­никами права и разрешение на их основе конкретных правовых ситуаций.

Вопросы для разрешения кейс-стади по теме:

«ДХАРМАШАСТРА МАНУ ("ЗАКОНЫ МАНУ") И АРТХАШАСТРА КАУТИЛЬИ»

Настоящий кейс-стади предназначен для студентов, изучающих ис­торию государства и права Древней Индии и призван помочь приобрести практические навыки работы с нормативным мате­риалом, его анализа применительно к вопросам теоретического характера и реальным жизненным ситуациям.

В качестве практических заданий кейс-стади предлагает сде­лать анализ ряда положений Законов Ману. Основная цель этой работы — научить понимать смысл Законов Ману, направленность их норм, возможность практического применения.

ДХАРМАШАСТРА МАНУ

("ЗАКОНЫ МАНУ") И АРТХАШАСТРА КАУТИЛЬИ

(1 час)

Дхармашастры — это произведения, представляющие собой сборники мировоззренческих догматов индуизма, норм индусской морали и права. Большая часть из сохранивших­ся текстов дхармашастр была создана в эпоху с IV в. до н. э. по V в. н. э. Дхармашастра Ману, называемая в европейской историко-правовой науке "Законами Ману", создавалась, по мнению исследователей, во II в. до н. э.— II в. н. э. На протя­жении многих веков она являлась наиболее авторитетным в индуизме произведением данного жанра.

Артхашастрами в древней Индии назывались произведе­ния, посвященные искусству управления государством. Они содержали рекомендации правителю государства по управле­нию государственным хозяйством, поддержанию внутреннего порядка в государстве, отправлению правосудия, организации обороны от внешних врагов, ведению внешней политики и т. д. Из всей массы подобных произведений до наших дней дошло лишь единственное — артхашастра, приписываемая брахману Каутилье. Исследователи датируют ее создание I в. до н. э. — III в. н. э. Более точная дата не может быть названа, посколь­ку на протяжении веков текст этой артхашастры, так же как и тексты многих дхармашастр, постоянно развивался — в не­го вносились различные изменения или дополнения.

Изучение Дхармашастры Ману ("Законов Ману") и Ар­тхашастры Каутильи на семинарских занятиях призвано дать студентам представление о религиозной социо-нормативной культуре древней Индии, о способах закрепления в идеоло­гических догматах, предписаниях религиозной морали и в правовых нормах сложившейся на практике общественной иерархии, деления общества на варны и другие социальные группы. Кроме того, студенты должны получить сведения о нормах брачно-семейного права, приобрести знание особенно­стей правового регулирования имущественных отношений в условиях древнеиндийского общества, усвоить отраженные в текстах указанных произведений представления о преступ­лении и наказании, ознакомиться с зафиксированными здесь элементами судоустройства и правилами судопроизводства. Для достижения указанных целей на семинарском заня­тии необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1. Источники права в древней Индии. Общая характеристика Дхармашастры Ману ("Законов Ману") и Артхашастры Каутильи.

Правовое положение основных групп населения в Дхарма-шастре Ману и в Артхашастре Каутильи.

Наши рекомендации