Знакомство с творчеством Г. А. Скребицкого
¾ Что вы знаете о Георгии Алексеевиче Скребицком? Какие произведения этого автора читали? О чём он пишет?
Знакомство с выставкой книг писателя (Выставка может состоять из книг «Остров белых птиц», «Простофили и хитрецы», «Друзья моего детства», «Залесной завесой», «Лесной прадедушка», «Товарищи по охоте», «От первых проталин до первой грозы», «В Беловежской пуще», «С ружьём и без ружья» и т.д.)
Активизация знаний учащихся, приобретённых на уроках внеклассного чтения: определение темы книги по титульному листу, аннотации, содержанию, беглому просмотру
¾ Определите, какая тема является главной в творчестве писателя? (Основная тема произведений Г. Скребицкого — мир природы).
Рассказ учителя о Г. Скребицком
¾ С самого раннего детства мальчик мечтал о путешествиях и об исследовании непроходимых джунглей. Он вспоминал, что первые книги, подаренные и прочитанные мамой, были о зверях и птицах, о путешествиях, о чудесной природе тропических и полярных стран. Мальчик с жадностью слушал чтение матери, часами перелистывал цветные картинки с изображением различных животных, мечтал о том, чтоб и самому стать смелым путешественником-натуралистом.
Но до этого было далековато. Нужно было закончить школу, институт, прежде чем стать научным сотрудником и самому отправиться в экспедицию. Он стал изучать жизнь родной природы, зверей и птиц.
Вспоминая своё детство, то, как он любил играть в путешествия, как сам внимательно вглядывался в повадки животных, Георгий Скребицкий решил писать для детей книги, в которых они узнавали бы, как интересна жизнь любых, даже самых обычных животных, как нужно уметь наблюдать, как удивительно приятно понимать, любить и беречь нашу сказочно богатую природу».
Чтение учителем статьи об авторе
Перечитывание учащимися статьи и ответы на вопросы, помещённые в учебнике.
4. Чтение и анализ рассказа Г. Скребицкого «День рождения»
Чтение учителем рассказа «День рождения»
Выявление эмоциональной реакции слушателей
• Понравился вам рассказ? Чем? Какие герои в нём действуют?
• Кто запомнился больше и чем?
• От имени кого ведётся повествование?
• На какие части можно разделить рассказ? (1. Накануне дня рождения. 2. Рыбалка.)
Работа над первой частьюрассказа: учащиеся перечитывают её «про себя», затем — анализпрочитанного.
У каждого человека есть день рождения. Но, наверное, самыми счастливыми, запоминающими считаются дни рождения в детстве, когда рядом мама и папа, бабушки и дедушки, кажется, что жизнь бесконечна и наполнена радостью и счастьем.
• Как чувствовал себя мальчик накануне своего дня рождения?
• Совпадают ли его чувства с вашими? Чем? Почему автор пишет: «Я сидел, как на иголках...». Когда это бывает? Передайте это ощущение.
• Почему родители не хотели говорить, что они подарят сыну?
• Правильно ли они делали?
• Перечитывание этой части рассказа до слов: «Наутро, как только я проснулся...» вслух «цепочкой».
Чтение следующей части рассказа,непосредственно связанной с днём рождения героя.
• Что было главным для него в этот день?
• Что хотел сделать мальчик и что увидел?
• Какими словами передаёт автор радость мальчика?
• Как чувствовал себя мальчик и его родители? Найдите ответ в тексте.
• Что важнее был для мальчика: получить подарок или поехать с родителями на рыбалку? Почему?
Перечитывание первой части рассказа.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:вторую часть рассказа «На рыбалке» прочитать самостоятельно, а к первой — придумать название.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Г. Скребицкий «День рождения»
Цели:обучение анализу текста, нахождению в нём слов и выражений для подтверждения своих мыслей; развитие речи, воображения, памяти; воспитание любви и уважения к родным людям.
Организационный момент