Личностно-деятельностный подход в обучении на уроках истории
Учитель истории МОУ «СОШ № 4» г. Гая
Оренбургской области Барабанова И.Н.
В последние десятилетия в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе широко обсуждается проблема смены образовательной парадигмы. Вместо существующей парадигмы образования, ориентированной на знания, предлагается личностно - деятельностная. Основная причина смены образовательной парадигмы заключается в том, что социальный и научно-технический прогресс вошёл в противоречие со сложившимися в последние три столетия образовательными системами, что необходима целенаправленная специальная работа по мотивации учения.
Изучение истории связано с определенной интенцией сознания и мышления, с особого рода тренировкой и развитием интеллекта, памяти, воображения и нравственного чувства. Она дает школьникам возможность ознакомления с другими точками зрения и другими культурными парадигмами посредством усвоения и осмысления достаточно строгого в своей конкретности и энциклопедически обширного компендиума знаний. аспект исторического образования должен охватывать такие вопросы, как влияние истории на личностное развитие, развитие социальных, коммуникативных и общеучебных умений и навыков, патриотическое, гражданское и экологическое воспитание, воспитание толерантности и уважения к другим культурам.
Ключевые задачи учителя в реализации данного подхода заключаются в том, чтобы показать ученику его возможности, приобщить к процессу активного поиска, чтобы он сам творил себя как личность.
Было бы неверно говорить о необходимости каких-либо радикальных, «революционных» новаций в этой сфере. За последнее десятилетие в теории и практике преподавания истории было разработано немало перспективных технологий. Проблема заключается скорее в поиске эффективного баланса между репродуктивными и продуктивными методами обучения, традиционными и современными средствами обеспечения учебного процесса
Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр (также встречается термин "реконструктивная", от слов "ретро"- воспоминание о прошлом, "реконструкция"-воссоздание), мнемотурниров, технологии «Дебаты».
А) Словарная разминка. Мнемотурнир.
Цель: - развитие памяти; - проверить степень уверенности в своих знаниях.
Алгоритм проведения:
1. Сообщается организационный регламент.
2. Формируются подгруппы.
3. Задаются вопросы (письменно, устно).
4. Каждый обдумывает вопрос, ответы заносятся в таблицу ("Я”), проставляется степень уверенности в ответе.
5. После выполнения всех заданий, ответы обсуждаются в группе. Скорректированный ответ заносится в таблицу ("Группа”), проставляется степень уверенности.
6. Учителем сообщается правильный ответ, учащиеся записывают верный ответ в таблицу ("Эталон”).
7. Учащиеся выставляют итоговый балл.
Пример с участниками мероприятия.
Вопросы словарной разминки:
- Объясните термины толерантность, рефлексия, эмпатия.
Эмпа́тия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.. Так же, под эмпатией подразумевается способность очень точно чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека, не видя его. Эмпат — человек, способный воспринимать переживания, эмоции и чувства другого человека, на уровне своих собственных эмоций. Можно сказать, что эмпат — эмоциональный телепат, не способный читать мысли, но запросто воспринимающий эмоциональную картину состояния другого человека.
Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение субъекта на себя самого, на свое знание или на свое собственное состояние.
Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Б) Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди - участники исторической драмы. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Таким образом ученики наполняют "безлюдную" историю персонажами, которые они сами и изображают, хотя и по-разному в различного типа играх.
Игра заставляет ребенка перевоплотиться в человека из прошлого или современности, заставляет его "прыгнуть выше себя", ибо он изображает взрослого, причем далекий от его повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков "своих" героев школьники моделируют историческую реальность. При этом приобретаемые знания становятся для каждого ученика-игрока личностно значимыми, эмоционально окрашенными, ребенок должен как бы "прочувствовать" свой персонаж изнутри благодаря глубокому познанию всей эпохи.
Понятно, что такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет осваивать целый комплекс важных "взрослых" умений, в первую очередь, коммуникативных и театральных. Вся эта деятельность по "перевоплощению" в другого человека развивает эмпатические способности школьника.
Исследователи-педагоги выделяют различные виды учебных игр. На уроках я чаще использую ретроспективные и деловые, если идет речь об играх с внутренними правилами (И.В. Кучерук. Учебные игры на уроках истории / "Преподавание истории в школе, 1989, №4).
Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с исторической обстановкой, ученик получает в ней роль только нашего современника или потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста):
а) игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге.
б) игра- исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях "героя", который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.
Ретроспективная игра, в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является "эффект присутствия" - "так могло быть".Учителя справедливо замечают что, в такой игре подростку "удается прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее".
Школьник для такой игры, как правило, придумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего "героя", и даже в ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний облик. При этом школьник должен иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа. Ретроспективные игры помогают ученику "войти" в историческое время, почувствовать "колорит эпохи", "увидеть" конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени.
Ретроспективные игры делятся на:
1) формально-реконструктивные - игры-иллюстрации исторического события, документально воссоздающие обстановку, соответствующую определенной эпохе (по-иному такие игры называют театрализованными представлениями);
2) формально-конструктивные игры, когда в сюжет и уста "очевидцев" событий вкладывается собственная их оценка, и даже с учетом современного опыта познания (по-другому театрализованные игры);
3) неформально- конструктивные игры, которые дают больший простор воображению и деятельности участников, которые могут отступить от четкого сюжета (регламента), канонизации персонажей (ролевые игры дискуссионного характера) (И.В. Кучерук. Учебные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории СССР. М, 1991).
Ретроспективная игра, когда искусственно моделируется ситуация прошлого, в которой люди определенной эпохи "демонстрируют" свое мастерство, достижения, смекалку в определенном историческом контексте. Путем такой игровой ситуации учитель, с одной стороны, проверяет знания учащихся на конкурсной основе, с другой, дает возможность эти знания "применить" в условиях имитации далекого прошлого, тем самым углубляя и расширяя знания о нем. Соревновательный дух подобной игры "зажигает" ребят, и стремление к познанию истории практически становится беспредельным ради разрешения игровой ситуации.
Например, 8 класс при изучении темы ”Отечественная война 1812 г.” ребята сочиняют, в качестве творческого задания, письма от имени реального или вымышленного персонажа-участника войны.
Ретроспективная игра - маршрутная игра или воображаемое путешествие (аналогичный термин - заочная экскурсия). Маршрутная игра - это особая форма урока, когда дети переносятся в прошлое и "путешествуют" по нему в определенной пространственной среде (прогулка по древнему городу, плавание по реке, полет на хронолете и др.). При этом учащиеся четко определяют географические контуры изучаемой исторической действительности. Они намечают собственный маршрут, придумывают остановки, фрагменты беседы (интервью) с людьми прошлого, которые им "попадаются" в путешествии. Например, игра-путешествие в 6 классе по торговому пути «из варяг в греки».
Ретроспективная игра - проблемно-дискуссионная. В ее основе лежит воображаемая ситуация в прошлом, но при этом все действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. В игре предполагается спор участников, учитель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Ученики же в этой игре призваны решить проблему с позиций своих персонажей, причем заранее неизвестен результат решения данного вопроса. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно "движение" каждого ученика в разработке проблемы.
Приведу пример ретроспективной игры- проблемно-дискуссионной в 7 классе.
Угличская драма и ее последствия. Смутное время в Московском государстве. 1591-1612 годы". Посылкой темы была гибель при невыясненных до сего времени обстоятельствах царевича Дмитрия, последнего сына Ивана IV Грозного, наследника последнего из династии Калиты царя Федора Ивановича, правда, с сомнительными правами на престол с канонической точки зрения. Гибель царевича-ребенка произошла в полдень 15 мая 1591 г. и ни одна из существующих версий так и не дает ответа на причины трагической смерти царственного отрока. Исходя из вышеперечисленных концептов анналистов, мы должны были задать источникам и себе вопросы, составить тот самый вопросник, который не оставил бы обойденным ни один из существенных моментов событий Угличской драмы, случившейся четыре столетия тому назад.
Вот такие вопросы и были заданы:
- что случилось в Угличе в полдень 15 мая 1591 г.?
- смерть царевича - нечаянное самоубийство?
- смерть царевича - преднамеренное убийство, тайно организованное по приказу Бориса Годунова?
- способен ли был Борис Годунов, близкий родственник царя Федора (и зять Малюты Скуратова) на преступный и смертельно опасный для него шаг?
- выгодна ли была смерть царевича будущему царю Борису? Или кому-то другому?
- смерть царевича - спровоцированное самоубийство, результат преступного небрежения своими обязанностями слуг Марии Нагой, прежде всего няньки В. Волоховой?
- почему несколько раз менял результаты своего расследования глава следственной комиссии Василий Шуйский, будущий царь России?
- почему менялась позиция Православной церкви по отношению к покойному царевичу? - мог ли стать, чудом спасшийся от убийц Дмитрий, будущим царем России Дмитрием I (без приставки "Лже"?)?
- почему меняла свои показания Мария Нагая, признававшая в начале в самозванце своего сына?
- что было бы лучше для России: последний царь-Рюрикович или самозванец - Лжедмитрий, останься он на престоле длительный период?
- насильственная смерть Лжедмитрия I, народные ополчения, воцарение Романовых действительно спасли Россию? Для чего они ее спасли?
Результат решений учащихся.
А) Мы обнаружили, что время Смуты выдвинуло первых российских харизматических лидеров, наделенных харизмой не по праву власти, а "мнением народным", каждый из которых имел своих обожателей и сторонников, чаще всего не бескорыстных: Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Иван Болотников, кн. М.В. Скопин-Шуйский - "столп и заборало Русской земли", кн. Д.И. Пожарский, К. Минин, П. Ляпунов, Патриарх Гермоген, А. Палицин... Их харизма была недолговечной, нередко освещалась чужим светом и славой, большинство из них погибает во цвете лет.
Б). Мы все-таки пытались найти, может быть, невольную вину Бориса Годунова в гибели Дмитрия. Не явилось ли это страшное преступление результатом угадывания его тайных желаний и помыслов (на которые сам он, тем не менее, никогда бы не решился) со стороны преданных слуг, у которых, конечно, были немалые резоны видеть в будущем своего господина Государем Всея Руси.
Деловая игра с элементами ретроспективности. Игра такого рода может сочетать в себе различных участников: современников, очевидцев событий, которые "встречаются" для обсуждения важных вопросов и "дознания" прошлого с потомками. Очевидцы исторического события могут в этой игре "принять" участие в современных формах общения людей - судах, съездах, митингах, клубах путешественников и др. Современная ситуация с участниками событий может быть смоделирована и с частичной реконструкцией и отдельными сюжетами прошлого (по типу следственного эксперимента в судебной практике). Такая модернизация исторической действительности может быть оправдана в ряде случаев, ибо выполняет оценивающую и воссоздающую роль одновременно, что называется, "в одном флаконе".
Практика показывает, что игра на уроке - дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.
Учитель может выступать в игре в роле:
1) инструктора объяснение правил игры и последствий игровых действий;
2) судьи-рефери, который поддерживает ход игры, контролирует соблюдение игровых правил, оценивает деятельность ребят;
3) тренера -который дает задания, делает подсказки, оказывает помощь по ходу игры, подбадривает детей и поддерживает игровую ситуацию;
4) председателя-ведущего, который дает импульс к игре и регулирует весь ход игры, в своих руках держит все игровые действия участников, подводит итоги и сопоставляет моделируемую ситуацию с реальной обстановкой.
Учащиеся в игре выступают в следующих ролях: актеры, зрители, эксперты. Актеры воссоздают в процессе игры образ созданного в их сознании персонажа, осуществляют осознанные и целенаправленные игровые действия в соответствии с целью игры, ее сюжетной линией и содержанием роли. Актеры взаимодействуют со зрителями, отвечают на вопросы и защищают свою позицию. Главная их задача - достоверно и эмоционально передать содержание изображаемого ими образа. Нередко они сопереживают своему герою.
Зрители осмысливают игровую задачу и сюжетную линию игры, выражают свое отношение к происходящему с помощью мимики, жестов, реплик, вопросов, смеха. В процессе разыгрывания ситуации зрители формулируют свою позицию по отношению к героям игры, соотносят увиденные образы с собственной системой ценностей, "вживаются" в игровой контекст и мысленно создают свой собственный план игры, ставят себя на место актеров.
Эксперты оценивают создаваемы в игре образы - содержание роли, ее убедительность, достоверность, артистические способности и творчество исполнителей. В задачу экспертов входит очень сложная задача - проанализировать и сам процесс игры, ее результативность, поэтому по ходу они делают записи, создают карточки анализа. В конце игры они выступают с результатами, отмечают наиболее и наименее удачные моменты, выступления, реплики, выставляют оценки участникам. При анализе игры эксперты обращают внимание на игровое поведение персонажей, адекватность реакции зрителей, анализ деятельности ведущего, увлекательность и занимательность всего хода игры.
Основные этапы исторической игры.
Первый этап - подготовительный, он происходит собственно до проведения самого урока. В этот период готовится общий замысел и стратегия игры, пишется сценарий, план, проводится инструктаж участников, и собирается материальное обеспечение занятия. Учитель объясняет ребятам игровую задачу, распределяет среди них роли, учитывая игровые интересы и способности, дает необходимую дополнительную литературу, составляет опережающие задания и знакомит с ними детей. Учитель при необходимости проводит и индивидуальные консультации по подготовке к игре, обсуждает с участниками фрагменты сценария и корректирует его, руководит внешним оформлением занятия.
Второй этап уже происходит на самом уроке. Он называется вводным, ибо именно на этом этапе учитель еще раз объясняет уже всему классу задачи и возможности игры, роль отдельных участников и дает общее направление игре путем формулирования познавательного задания на весь урок. Именно на этом этапе учитель представляет участников. В эти минуты школьники вводятся собственно в игровое состояние, создается определенный настрой.
Игровой этап характеризуется эмоциональным вовлечением всех учеников класса в игровое действие. Ребята в этот период как бы "проживают" ситуацию в ее игровом воплощении, действуют по определенным игровым правилам. Именно на этом этапе происходит развертывание игрового сюжета. Учитель координирует игровые действия, осуществляет опосредствованное руководство действиями участников, то есть регулирует ход занятия. При необходимости корректирует и выступления актеров, вовлекает большее число школьников в игру, кратко резюмирует по ходу их деятельность, поощряет словом активных игроков, обращает внимание на работу экспертов, не навязывая им своего мнения. Наибольшему вниманию учителя на этом этапе должна подлежать не деятельность актеров и экспертов, а зрителей, то есть всего класса.
На последнем оценочном этапе проводится вывод всего класса из игрового состояния, анализ проведенного занятия, оценка и самооценка участников, обсуждается сам ход и результативность игровых действий учеников. В то же время игровая ситуация и степень ее соответствия исторической реальности разбирается особо. Учитель предоставляет заключительное слово, раздает карточки для анализа игры, выслушивает экспертную группу. Кроме того, можно провести блиц- интервью и небольшое анкетирование для выяснения результатов игры.
Т.о практика изучения курсов истории показывает, что учащиеся с особым интересом относятся к уроку, если в нем присутствуют образы людей. Ученики вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, делятся своими идеями, мнениями. Отвечая на вопросы: каково ваше отношение к событиям? кого бы вы поддержали в этой ситуации? Почему? школьники приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Накапливается опыт формирования своего отношения к событиям, особенно необходимый для самоопределения в окружающей действительности. Диалоговое общение позволяет достичь большей глубины взаимопонимания, самораскрытия, создает условия для глубокого общения
Технология «Дебаты».
Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать и обосновывать свою точку зрения; приучать не бояться своей личной позиции и четко осознавать на базе каких данных она сформировалась.
Непосредственно технология «Дебаты» позволяет реализовать следующие задачи:
- способствовать становлению гражданского общества в России;
- развивать следующие навыки : толерантность, партнерское общение, цивилизованную дискуссию;
- формировать логическое и критическое мышление, навыки риторики, способность работать в команде и концентрировать на сути проблемы, навыки поисковой и исследовательской деятельности.
Учащиеся являются активными исследователями информации; им необходимо уметь использовать полученные на уроках знания отказываться от шаблонов. Для успешной полемики школьникам необходимо владеть большим объемом информации, находить необходимую информацию и обрабатывать её. Кроме того, игровая, соревновательная форма проведения «Дебатов» позволяет разобрать и закрепить изучаемый материал в неформальной обстановке.
Походу работы ребята должны доказывать какую-либо точку зрения вне зависимости от своих личных убеждений. С одной стороны, это помогает учащимся воспринимать неоднозначность многих фактов, не отстраняться от противоположных утверждений. С другой, подросткам дается возможность доказать любое утверждение, даже то, с которым они не согласны, что может привести к разрушению убеждений и нравственных установок личности. Чтобы избежать подобного результата. Существуют определенные ограничения в выборе тем: нельзя обсуждать вопросы, связанные с религиозными, национальными и политическими убеждениями. Более сложным моментом является сохранение командного духа, недопущение такой ситуации, когда победа команды зависит от выступлений одного игрока.
Этапы работы.
1. Работа с информацией. Школьники находят и отбирают информацию по предложенной теме.
2. Работа с текстом информации. Учащиеся выделяют главное, критически осмысливают материал, анализируют и сопоставляют с имеющимися знаниями.
3. Составление речи, раскрывающей предложенный тезис. Структурирование своего выступления так, чтобы оно включало нужную информацию и одновременно было эмоциональным и интересным по форме.
4. Построение линии аргументации, доказательной базы.
5. Построение линии опровержения.
6. Ознакомление с правилами этикета полемики.
· Быть честным, используя ту или иную информацию.
· Быть справедливым, учитывая возможность существования различных точек зрения.
· Ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательство.
· Уважать другого, искать решение совместными усилиями
Все сказанное выше показывает положительную сторону использования данной технологии в учебной и воспитательной целях. Прежде всего, любые нетрадиционные элементы делают воспитательную и учебную работу ярче, а учащимся не бояться своей личной позиции и четко осознавать на базе каких данных она сформировалась.