Методические приемы экскурсионного показа
Методические приемы показа относятся к приемам непосредственного ведения экскурсии, помогают организовать показ объектов. I. Предварительный осмотр. Используется, когда экскурсанты находятся непосредственно у объекта и представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Данный прием реализуется в двух вариантах: 1 вариант - после презентации объекта экскурсоводом, экскурсанты самостоятельно осматривают объект - составляя общее представление о нем, а затем, слушают рассказ экскурсовода и приступают вместе с ним к детальному изучению объекта. 2 вариант - в начале следует краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он сообщает, на что именно экскурсанты должны обратить внимание в ходе самостоятельного осмотра объекта. После чего экскурсанты самостоятельно наблюдают объект. На предварительный осмотр отводиться не более двух минут. II. Панорамный показ. Дает возможность экскурсантам с панорамной площади наблюдать вид местности. В качестве, панорамной площади может выступать природные и архитектурные возвышенности. В ходе панорамного показа в поле зрения экскурсантов попадает множество объектов, поэтому возникает необходимость логического отбора объектов. Существует несколько принципов организации панорамного показа: географический (с право на лево и наоборот); градостроительный (доминируется с точки зрения высоты и размера); культурологический (наиболее значимые в историко-культурном отношении); хронологический (в направлении от древних к современным). Для эффективного наблюдения панорамы - в ней выделяют композиционный центр. III. Зрительный анализ (экскурсионный анализ). Заключается в детальном наблюдении объекта и его составных частей, выявлении наиболее важных сторон памятника и таким образом уяснения его сущности. Выявление и оценка объекта осуществляется путем обращения к тому или иному аспекту. В соответствии с этим различают следующие виды зрительного анализа: искусствоведческий (произведения изобразительного искусства); архитектурные (архитектурно-градостроительные сооружения); исторический (объекты исторического значения); естественнонаучный (объекты природы); технологический (производственные объекты). IV. Зрительные реконструкции. Этот прием заключается в мысленном восстановлении первоначального или будущего облика объекта или события, которое происходит в каком-либо месте. Если объект сохраняется частично, то произвести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают его уцелевшие части, детали, фрагменты. Если объект вообще не сохранился, то на помощь экскурсоводу приходят наглядные пособия из «портфеля экскурсовода». V. Зрительные сравнения. Построен на зрительном сопоставлении разных объектов или их частей, находящихся в поле зрения экскурсантов. Сравниваться могут как схожие объекты или их детали так и разные. Задача данного приема - выявить характерные черты объекта, особенности, показать его оригинальность и неповторимость. Использование данного приема дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта, например, высоту памятника, длину крепостных стен, позволяя при этом сократить количество цифр в рассказе, число, используемых фактов, время, затрачиваемое на объяснение. VI. Зрительные аналогии. Призван облегчить восприятие нового путем сравнения с чем-то хорошо знакомым и основан на сравнении наблюдаемого объекта с тем, который хорошо известен экскурсантам, но в данный момент отсутствует в их поле зрения, например, экскурсанты, могли наблюдать отсутствующий объект ранее на данной экскурсии, на предыдущей экскурсии или объект им хорошо знаком. Таким образом, можно сравнивать объекты, находящиеся в разных городах и даже странах. Задача приема - привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представления об аналогичном объекте. То есть прием зрительной аналогии является более сложным, чем прием зрительного сравнения. VII. Зрительного монтажа. Является одним из вариантов приема зрительной реконструкции. Используя, его экскурсовод составляет нужный искомый образ, суммируя внешний облик нескольких памятников или их частей. При реализации этого приема можно активно использовать материалы «портфеля экскурсовода». VIII. Локализации событий. Это способ показа исторического события или явления в точной локальной обстановке, в которой оно протекало. Данный прием дает возможность отграничить рассмотрение событие от общего процесса или других событий. Сконцентрировать внимание экскурсантов, именно на том месте, где событие происходило. То есть прием устанавливает связь события с определенным местом. Прием локализации помогает экскурсоводу зрительно воссоздать конкретное событие и способствует появлению у экскурсантов чувства причастности к нему. Данный прием может использоваться практически во всех экскурсиях. Однако наиболее часто применяется на экскурсиях с историческим компонентом. На уровне рассказа данный прием сопровождается фразами типа, например, во время войны в здании Омского Драматического театра размещался Московский театр им. Вахтангова. IX. Прием движение. Данный прием следует отличать от движения, как признака экскурсии. Прием заключается в ознакомлении с особенностями объекта в процессе движения. Прием существует в двух вариантах: 1вариант - движение вокруг объекта предназначено для восприятия объекта с разных точек, что дает возможность экскурсоводу ввести многоплановый показ объекта, выявляя как повторяющиеся детали, так и неповторимые. При использовании данного варианта приема движения следует понимать, что некоторым объектам данный прием противопоказан. 2вариант - движение к объекту. Методически оно построено так, что в ходе приближения экскурсантов к объекту, он начинает постепенно вырисоваться, увеличиваться в размерах на глазах экскурсантов. Данный вариант эффективен и тогда, когда экскурсанты должны ощутить динамику конкретного события, например, проделать путь, которым следовали герои события, что позволяет ощутить расстояние между объектами, физическую нагрузку и почувствовать себя участниками данного события. X. Показ мемориальной доски. Наличие на объекте мемориальной доски работу с ним обычно начинают с рассказа о событиях, с ним связанных или анализа самого объекта. После этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску. Не рекомендуется дословно читать надпись на мемориальной доске, если она находиться в пределах видимости экскурсантов, и они уже прочли ее сами. XI. Методические приемы показа наглядных пособий из «портфеля экскурсовода». Обычно экскурсовод демонстрирует экскурсантам иллюстрированный материал, если позволяют его размеры, держа его в руках. Если предмет мелкого формата и защищен от внешних воздействий, то для знакомства и осмотра его можно передать экскурсантам. Это делается на остановке в пешеходной или автобусной экскурсии. В салоне автобуса для демонстрации наглядного пособия экскурсовод может пройти между рядами кресел, показывая его сидящим в одном ряду, потом в другом. Рассмотренные методические приемы экскурсионного показа организуют наблюдение объектов, позволяя выделить их из окружающей среды, сравнить с другими объектами, отметить характерные особенности, увидеть объект в нужном ракурсе