Виды аренды морского транспорта
Министерство морского флота имеет право сдавать суда в аренду туристским организациям. Кроме того, российские тур организации арендуют суда у эстонского морского пароходства и дунайского.
Фрахт-контракт – по этому документу морское пароходство может предоставить туристской организации для организации круиза 1 судно или более.
К этому договору обязательно прилагаются части:
- расписание движения судна, согласованное с турорганизацией
- план-карта судна на момент заключения договора
- расчет платы за аренду судна
Виды аренды:
1. В зависимости от использования экипажа: аренда судна с экипажем (тайм-чартер); аренда судна без экипажа (бербоу-чартер)
2. В зависимости от срока соглашения: рейсовый договор аренды морского судна (аренда судна на 1 или более рейсов), краткосрочный договор аренды (аренда от нескольких суток до нескольких месяцев), долгосрочный договор аренды ( аренда судна на 10-15 лет и более)
3. В зависимости от цели аренды: аренда в промысловых целях, аренда в научно-исследовательских целях, в целях перевозки груза или пассажиров.
Эти отношения по аренде судна регулируются в РФ 2 законами:
ГК – здесь дается определение понятия «аренды» - предоставление имущества его хозяином во временное пользование другим лицам на договорных условиях за плату.
Кодекс торгового мореплавания (КТМ).
Содержание договора об аренде морского транспорта.
Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)
Правовая природа тайм-чартера понимается неодинаково. В США, Великобритании, Германии, Югославии тайм-чартер рассматривают как однотипный с рейсовым чартером договор. В РФ его признают разновидностью договора найма. В Польше он считается самостоятельным договором (не совпадающим ни с договором морской перевозки груза, ни с имущественным наймом). Во Франции тайм-чартер есть один из трех видов договора фрахтования судна. Его компонентами являются два элемента: найм судна и найм услуг экипажа. Приоритет отдается первому элементу.
Легальное определение договора фрахтования судна на время (тайм-чартера) дается в ст.198 КТМ РФ: это соглашение, по которому судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Из приведенного определения можно выделить основные признаки договора фрахтования судна на время:
Во-первых, данные правоотношения предполагают наличие двух сторон – судовладельца и фрахтователя. Как первая сторона, так и вторая, могут быть «множественным» субъектом, то есть, например, судно может находится в общей долевой собственности.
Согласно ст.8 КТМ РФ под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании (например, судно находится у субъекта в доверительном управлении). Судовладельцем, согласно ст.12 КТМ РФ могут быть: граждане и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. На стороне судовладельца могут выступать и иностранные субъекты.
Фрахтователем может быть любой субъект гражданских правоотношений. На этот счет КТМ РФ никаких ограничений не содержит.
Во-вторых, судно предоставляется фрахтователю временно, т.е. на обусловленный срок, по истечении которого фрахтователь обязан возвратить его судовладельцу, а значит, договор фрахтования носит срочный характер.
В-третьих, договор фрахтования судна на время представляет собой возмездное соглашение: судно предоставляется за определенную плату.
В-четвертых, рассматриваемое соглашение заключается «…для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания». Возможность заключение договора в иных целях торгового мореплавания – это одно из основных отличий договора фрахтования судна на время от договора морской перевозки. Между тем, как подчеркивают исследователи, эксплуатация зафрахтованного на время судна может осуществляться только в целях торгового мореплавания. Судно по этому договору не может использоваться как гостиница, склад, ресторан. Именно это отличает договор фрахтования судна на время от договора имущественного найма[2].
В-пятых, данный договор является двухсторонне обязывающим. Это означает, что каждая из сторон рассматриваемого договора имеет правомочия и несет юридические обязанности. Кроме того, договор признается заключенным с момента достижения контрагентами соглашения по всем его существенным условиям, то есть, тайм-чартер – консенсуальный договор.
Согласно ст. 200 КТМ РФ, в тайм-чартере должны быть указаны:
- наименования сторон;
- название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие);
- район плавания; цель фрахтования;
- время, место передачи и возврата судна;
- ставка фрахта;
- срок действия тайм-чартера.
Рассмотрим каждый из реквизитов подробнее.
Наименования сторон.
Расхождение в наименовании сторон (и реальных участников правоотношений) может привести к долгосрочным судебным разбирательствам. Тем более если стороны – иностранные хозяйствующие субъекты (и примеры будут далее по тексту работы).
Наименование должно включать полное юридическое имя субъекта (судовладельца и фрахтователя), включая его юридический адрес и другие данные.
Название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие).
Если название судна – способ его индивидуализации, так скажем часть лица товара, то технические и эксплутационные данные – содержание товара, само морское судно. Вторая часть показателей характеризует судно с точки зрения его грузоподъемности, грузовместимости ит.д., то есть определяет его возможности, соответственно возможности его экономического использования. В зависимости от цели договора, имеют значение и указание эксплутационных данных судна.
Как отмечают эксперты, в международной практике фрахтования судов на время, фрахтователь может аннулировать договор и взыскать понесенные им убытки вследствие неправильного описания судна при наличии одного из трех условий:
1) неправильное описание судна затрагивает существо договора и ведет к лишению фрахтователя прибыли в значительной части;
2) судовладелец не может выполнить требование о пригодности или готовности судна к дате канцелинга и тем самым устранить несоответствие между описанием судна и его фактическим состоянием;
3) судовладелец не может привести судно в состояние, отвечающее его описанию по договору, или отказывается сделать это.
При отсутствии оснований аннулировать договор фрахтователь может взыскать убытки, понесенные им вследствие неправильного описания судна в договоре[3].
Необходимо указывать в соглашении наиболее точные данные (касаемо скорости, грузоподъемности, потреблению топлива и т.д.). Несоблюдение указанной в договоре скорости судна увеличивает продолжительность ходового времени и общие расходы фрахтователя. В тайм-чартерах говорится поэтому о гарантии судовладельцев в части скорости судна и потребления бункера. Иногда такого условия нет. Например, из-за короткого срока тайм-чартера. По своей значимости условие о скорости судна и потреблении топлива не уступает условию о грузоподъемности. Оно является предметом острых споров[4].
Район плавания; цель фрахтования. Этот пункт также имеет принципиальное значение. Судно должно использоваться в законных рейсах для перевозки подходящих законных грузов в пределах района грузоперевозок. Цель может быть как указана конкретно, так и носить групповой характер (например, в целях перевозки). Соответственно фрахтователи обязуются не использовать судно или не допускать, чтобы судно было использовано иначе, нежели в соответствии с условиями страховых документов (включая любые гарантии, содержащиеся в них, ясно выраженные или подразумеваемые), без предварительного согласия на такое использование судна от страховщика и без выполнения таких требований, как дополнительная страховая премия, или иных предписаний страховщиков (п.2 Балтайм).
Время, место передачи и возврата судна. Фрахтователи обязаны по истечении срока действия чартера возвратить судно в безопасном и свободном ото льда порту. Фрахтователи обязаны направить судовладельцам не менее чем за 30 дней предварительный, и не менее, чем за 14 дней - окончательный нотисы с указанием предполагаемой даты, района портов возврата судна, порта или место возврата. Любые последующие изменения в позиции судна должны немедленно быть сообщены судовладельцам (Балтайм).
Ставка фрахта Фрахтователь выплачивает судовладельцу фрахт в порядке и в сроки, которые предусмотрены тайм-чартером. Как правило, фрахт устанавливается за каждый календарный месяц.Срок действия тайм-чартера. Может быть указан как в сутках, неделях, так и годах. Срок может продляться.