II. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, хитроумие Одиссея
Беседа
— Что насторожило Одиссея, когда он увидел пещеру циклопа Полифема? Какие чувства он испытал? (1-й вопрос, с. 248 учебника.)
В тексте нет прямого ответа на этот вопрос. Рассуждая, дети могут ответить так: когда Одиссей увидел пещеру циклопа, его насторожило, что она была огромная и в ней жил свирепый великан. Одиссей велел большинству спутников остаться на корабле и сторожить его неусыпно. Одиссей испытывал чувство близкой опасности.
Предложим ответить на 2-й вопрос:
— Почему Одиссей остался на острове и ждал циклопа?
Напомним им, что греки верили, будто все в мире совершается по воле богов, что все живущие должны чтить эту волю. Считалось, что боги требуют соблюдать закон гостеприимства и тот, кто нарушает его, может прогневить небожителей. Возможно, Одиссей остался на острове и ждал циклопа, надеясь на богатый подарок, который по обычаю преподносили путешественникам, чтобы не разгневать богов.
Вспомним, что такое сравнение и эпитет, и ответим на 3-й вопрос:
— Каким предстал циклоп Полифем перед Одиссеем и его спутниками?
Циклопа Полифема характеризуют такие эпитеты и сравнения:
...был нелюдим он, свиреп, никакого не ведал закона;
Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен
Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой,
Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно.
Работая с текстом, находим ответ на 4-й вопрос:
— Как встретил циклоп гостей? Какое впечатление произвел на них?
...У каждого замерло милое сердце:
Голос гремящий и образ чудовища в трепет привел нас.
Учитель может обратить внимание класса на противопоставление: «милое сердце» и «образ чудовища», показать, что это сочетание противоположных образов помогает представить себе ужас и трепет путешественников.
Говоря о Полифеме, можно рассмотреть иллюстрации (с. 240, 247 учебника), обратить внимание на внутреннее напряжение героев, их чувства и переживания.
Отвечая на два следующих вопроса, приходим к выводу, что Одиссей предстает перед нами храбрым, умным, осмотрительным. Особенно подчеркивается его хитроумие.
Вопрос 7-й предлагает сравнить Одиссея и Геракла. Вспоминая подвиги Геракла, ученики самостоятельно приходят к выводу о том, что Одиссей и Геракл — герои, но Геракл действует в основном силой, а Одиссей — хитростью.
Обращая внимание на поэтику «Одиссеи» Гомера, отметим повторения как особенность поэмы (9-й вопрос).
Люди мои собралися и, севши на лавках у весел,
Разом могучими веслами вспенили темные воды...
Сел он и маток доить принялся надлежащим порядком,
Коз и овец; подоив же, под каждую матку ее он
Клал сосуна.
Повторения отмечают периодические действия: наступление утра, отплытие корабля, доение животных.
— Вспомните, в каких уже изученных произведениях вы встречали повторения.
Ученики назовут русские народные сказки, сказки Пушкина, скажут, что поэмы Гомера древние греки учили наизусть, и эпизоды с повторениями легче было запомнить. Повторения — характерная черта устного народного творчества.
— Что лежит в основе «Одиссеи» Гомера — миф или легенда?
Запишем вывод:
* Поэмы Гомера имеют легендарную основу.
— Какие сказания в книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» являются легендами, а какие — мифами?
Мифы посвящены богам (Зевсу, Гере, Аполлону, Артемиде, Афине-Палладе, Гермесу, Дионису, Пану и другим) и героям (Персею, Гераклу, Тесею, Орфею и другим).
Из легендарных сказаний состоит древнегреческий эпос: «Цикл об Аргонавтах», «Троянский цикл», «Одиссея», «Сказания об Агамемноне и сыне его Оресте», «Фиванский цикл».
III. «Одиссея» Гомера — песнь о героических подвигах, о мужественных героях
Ученики, выполнявшие дома индивидуальное задание, рассказывают о приключениях Одиссея на пути домой, на Итаку.
IV. Анализ сочинений учащихся об одном из подвигов Геракла
Учитель уважительно отнесется к высказанным в сочинениях мнениям учеников. Цель сочинения не контроль, а обучение размышлению на заданную тему, поэтому особое внимание обратим на аргументированность высказанных точек зрения.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение (наизусть — на усмотрение учителя) отрывка — описания циклопа (11-й вопрос, с. 248 учебника).
Выполнить работу над ошибками по сочинению об одном из подвигов Геракла.