САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА. Самостоятельные части речи
УРОК 1
МОРФОЛОГИЯ
ТЕОРИЯ
Самостоятельные части речи
Существительное(кто? что?) предмет
ДОМ, КРАСОТА, КОШКА
Прилагательное(какой? какая? какие? чей? каков?) признак предмета
КРАСИВЫЙ, КАМЕННЫЙ, ШЕРСТЯНОЙ, СВЕЖ (краткая форма прилагательного), ТЕМНЕЕ (сравнительная степень)
Глагол(что делать? что сделать?) действие.
БЫЛ, СПРАШИВАЛ, УЛЕТЕТЬ
Особые формы глагола:
- причастие (какой?какая?какие? каков?) признак предмета по действию
действительные причастия
настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ущ---ющ, -ащ---ящ,
прошедшего времени --вш;-ш.
страдательные причастия
настоящего времени образуются с помощью суффиксов -им, -ем, -ом,
прошедшего времени -енн, -нн, -т.
ИЗОБРАЖЕН(краткая форма причастия), ИСПУГАННЫЙ - испугать, БЕГУЩАЯ - бежать, СБЕЖАВШИЙ - сбежать, ВЕДОМЫЙ – вести, ОТКРЫТЫЙ – открыть.
- деепричастие (что делая?что сделав?) добавочное действие
(образуется при помощи суффиксов А, Я, ВШИ,ШИ,В)
ВЫБИРАЯ – выбирать, РАСПОЛОЖИВШИСЬ – расположить, УБЕЖАВ – убежать.
Наречие (где?когда?куда?откуда?почему?зачем?как?сколько?) признак действия
ПЛОХО, ЗАВТРА, ВПЕРЕД, МНОГО, ТЕМНЕЕ (сравнительная степень)
Числительное (какой? сколько?) порядок предметов при счете
ПЯТЫЙ, ОДИН, ДВАДЦАТЬ.
Местоимение (вопросы косвенных падежей) указывает на предмет, не называя его
КАЖДЫЙ, ВСЯКИЙ, САМЫЙ, ТВОЙ, НАШ, НЕКОТОРЫЙ, НИКТО, НЕЧТО.
Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:
1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).
2. Возвратное: себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).
3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).
4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.
5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.
6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.
7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).
8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.
9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь
Служебные части речи
Предлог- служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, то есть выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении.
По способу образования предлоги делятся на две группы:
Производные | Непроизводные |
Образованы путем перехода самостоятельных частей речи, которые утрачивают свое значение и морфологические признаки | слова, которые могут быть только предлогами |
Напротив, согласно, благодаря, после, вокруг, вслед, насчет | в, про, по, на, с, из-за, под, в |
Напротив дома, возле озера, согласно расписанию, после матча | в лесу, по берегу, про подвиг |
Частица- это служебная часть речи, которая вносит в речь дополнительные оттенки значения или служит для образования форм слова. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
Можно выделить три разряда частиц:
Модальные | ли, разве, неужели вот, а вот, вон, а вон именно, как раз что за, как вряд ли, едва ли даже, же, ведь, уж, всё, всё-таки, ни, и-ка только, лишь, исключительно, почти. |
Отрицательные | не, ни |
Формообразующие | да, давай, давайте, пусть, пускай, бы |
Союз- связывает однородные члены предложения в простом предложении или части сложного предложения.
Союзы делятся на сочинительныеи подчинительные.
Сочинительные союзы | Подчинительные союзы | ||
Соединительные | Противительные | Разделительные | |
и, да(=и), ни-ни не только но и как – так и тоже (=и) также(=и) | А Но Да (=но) Зато Однако | Или Либо То-то Не то-не то | Когда, пока, едва, лишь, лишь только, потому что, так как, оттого что, ибо, чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, если, если бы, хотя, несмотря на то что, как, как будто, словно, так что, что, чтобы, который, чем, какой, кто, (и др. местоимения) |
ПРАКТИКА
Задание: определите, к каким частям речи относятся данные слова:
ПУТАТЬ, ЗАПУТАВ, ЗАПУТАЮ, ЗАПУТАННЫЙ, ЗАПУТЫВАЯ, ЗАПУТЫВАЮЩИЙ, ПУТАНЫЙ, ДЕЛО ЗАПУТАНО, ПУТАНИЦА.
ТЕМЕНЬ, ТЕМНЕЮЩИЙ, КРАСКА ТЕМНЕЕ, ТЕМНЕЯ, НЕБО ТЕМНО, ПОТЕМНЕВ, ТЕМНЫЙ, САМАЯ ТЕМНАЯ, ТЕМНЕВШИЙ, ТЕМНЕТЬ.
Задание: укажите все части речи в предложении:
Путешественники, остановившись среди густо заросших полей, избрали ночлег и начали разводить костер, который затрещал быстро и весело, разбрасывая яркие угольки, гаснущие в густой сырой траве.
Задание: выпишите:
1.Местоимения. Люди, живущие в роскоши. Особенно те, кто вырос в роскоши, не замечают её, они живут, как и все, обычной жизнью.
2.Союзы. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или , лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
3.Прилагательное, употребленное в значении существительного. Причалить к ложной пристани не дадут мудрость и опыт старших.
4.Прилагательное в превосходной степени. Старшей, Инне, уже исполнилось 16. Самой маленькой, Люсеньке, только шесть.
5.Частицы. Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца.
Задание: выполните тестовую работу.
Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?
1.Каждому из нас было близко и понятно еёволнение.
1)определительное местоимение 2)личное местоимение 3)притяжательное местоимение 4) имя прилагательное
2.Вообще я схожусь с людьми очень трудно.
1) союз 2) наречие 3) прилагательное 4) причастие
3.Разлившееся молоко стеклосо стола.
1) имя существительное 2) причастие 3) глагол 4) имя прилагательное
4.Мусор был небрежно сваленв кучу.
1) причастие 2) имя прилагательное 3) глагол 4) деепричастие
5.Мы смотрели на певца, затаив дыхание.
1)причастие 2) имя прилагательное 3) глагол 4) деепричастие
6.Небо молнией летучей опоясалось кругом.
1) причастие 2) имя существительное 3) наречие 4) предлог
7.Хотелось сесть в поезд и мчаться мимочужих перелесков, широких полей.
1) предлог 2) имя прилагательное 3) наречие 4) деепричастие
8.Что же ты сидишь без огня?
1) вопросительное местоимение 2) наречие 3) личное местоимение 4) частица
9. В каком предложении слово вокруг является предлогом?
1) Все боязливо стали осматриваться вокруг.
2) От этого луча солнца всё вокруг посветлело.
3) Сторож ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку.
4) Там вокруг высились тёмные сизые сопки.
10. В каком примере допущена ошибка в определении морфологических признаков слова?
1) каждый – определительное местоимение
2) перечитывающий – действительное причастие настоящего времени
3) пробирался – глагол прошедшего времени
4) так же – сочинительный союз
Задание: цифрой 1 обозначьте предлоги, цифрой 2 – союзы.
В течение, зато, несмотря на, чтобы, так как, как…так и, ни…ни, будто, вследствие, мимо, несмотря на то что, ввиду, в продолжение, или, как будто, также, не то…не то, вдоль, от, оттого что , тоже, для того чтобы, а, либо, для, вроде, в связи, потому что, навстречу, не только…но и , сквозь, то..то, по, как только, если.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА
Задание: определите, чем выражены все члены предложения в данном тексте.
Глядя на небольшую находку, я убедился, что передо мной довольно ценная вещь, способная украсить любой музей. Меня наполнило каким-то необъяснимым волнением, которое я даже не смог скрыть. Моё лицо сияло, и это привлекло внимание коллег, внимательно наблюдавших за моей застывшей над небольшим осколком фигурой.
Задание: