Методические приемы экскурсионного рассказа
Методика в широком смысле слова - это совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, достижение поставленной цели с наибольшей эффективностью наименьшими трудовыми затратами. Методика в узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения какого-либо мероприятия.
Экскурсионная методика представляет собой частную методику (т.е. служит основой определенного вида деятельности), которая связана с процессом распространения разного рода знаний (научных, культурных, политических и др.) на основе такой активной формы культурно-просветительной работы, как экскурсия. Таким образом,
экскурсионная методика - это совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для разных групп людей.
Методика проведения экскурсии складывается из методики показа и методики рассказа. Методика показа – это большая по объему и сложности подготовки осуществления часть экскурсионной методики. Методика рассказа – это меньшая часть, носящая по отношению к первой части подчиненный характер.
Приемы экскурсионного рассказа:
Прием экскурсионной справки заключается в сообщении кратких данных об объекте: названия, назначения, года создания, создателей, краткой внешней характеристики. Экскурсионная справка как краткий и минимальный прием является основным приемом рассказа в обзорных городских, особенно автобусных, экскурсиях. Прием экскурсионной справки может использоваться в сочетании с приемами зрительной реконструкции и локализации событий.
Прием описания предполагает более подробное знакомство с объектом и требует большего времени, чем справка.
Чем большей весомостью обладает объект как памятник культуры, тем больше аспектов может быть выделено для описания и характеристики. В каждом конкретном случаи набор формально-содержательных аспектов и весомость каждого из них могут меняться, однако существует типовой набор аспектов для памятника архитектуры, изобразительного искусства, истории:
• история создания (возникновение) памятника;
• создатели (заказчики, инициаторы, мастера, строители, инженеры, художники);
• конструктивные и объектно-планировочные решения;
• художественные особенности объекта;
• функциональные характеристики;
• «биография» объекта, связь с историческими событиями и лицами;
• современное состояние и перспективы использования объектов.
Прием описания применяется не только при работе с памятниками, но и при работе с историческими событиями, вызывая у экскурсантов зрительные образы, позволяя им представить, как происходили события, делая их тем самым очевидцами или даже участниками событий. Время, отведенное на описание-характеристику объекта, обычно составляет 2-3 минуты.
Прием объяснения предполагает раскрытие внутренних логических и структурных связей объекта с его информационно-семантическим полем, то есть совокупность всех знаний об объекте. Тем самым раскрывается сущность объекта и его причинно-следственные связи с миром и человеком. Так, для памятника архитектуры раскрытие внутренних структурных связей предполагает не только выявление конструктивных, планировочных и декоративных элементов, но и всего, что связано с личностью зодчего, ролью в застройке, а также проблемами восприятия, определения общего места в культуре и т. д. Особенность данного приема состоит в том, что рассказ об объекте носит доказательный характер. Задача приема объяснения - повышать уровень знаний людей о разных областях жизни в процессе знакомства с экскурсионными объектами.
Прием комментирования (репортаж) актуален там, где присутствуют действия, развитие, динамика. Этот прием применяется для ознакомления с изменяющимися объектами и ситуациями, причем изменения объекта должны происходить на глазах экскурсантов. На этом основании прием комментирования еще называют приемом репортажа: репортаж - жанр журналистики, который оперативно сообщает о каком-либо событии, которое в данный момент происходит перед глазами репортера или комментатора. Этот прием делает говорящего и аудиторию очевидцами и участниками события.
В силу отмеченных особенностей сфера использования приема комментирования - производственные экскурсии, например рассказ о движущемся конвейере, или комментария при показе строительных работ, при наблюдении за работой токаря у станка. Иногда этот прием может применяться на обычной обзорной экскурсии при комментировании праздничных мероприятий на улицах, швартовки судна в порту, а также при показе экспозиции музеев и выставок - в качестве пояснения к экспонатам.
Сложность использования данного приема (за исключением музеев и выставок) состоит в том, что рассказ в значительной своей части не готовится заранее, а носит характер импровизации, то есть составляется экскурсоводом на ходу, во время наблюдения происходящего.
Прием цитирования. Цитаты в экскурсии выполняют различные функции. К цитированию прибегают для создания выразительного зрительного образа, используя для этого описания объектов из художественной прозы и поэзии; для яркого и убедительного подкрепления высказанного мнения; для воссоздания картины событий; для сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического события; для ознакомления с чьим-то авторитетным мнением. Прием цитирования способствует оживлению экскурсионного материала, создает эффект достоверности, присутствия заочного свидетеля, погружения в атмосферу эпохи, о которой идет речь. Как правило, цитаты не должны быть длительными, чтобы время цитирования не превышало 30 - 40 секунд.
Прием литературного монтажа. Рассказ построен на наборе отрывков из различных литературных произведений (воспоминаний, статей) и документальных материалов, раскрывающих подтему экскурсии или один из вопросов подтемы. Этот прием дает возможность воссоздать картину одного или нескольких событий. Поэтому для литературного монтажа нужно подбирать только такие отрывки, которые позволяют экскурсантам увидеть динамику событий, представить то, о чем идет речь на экскурсии, зрительно.
Прием вопросов-ответов. Важнейшим условием хорошей экскурсии является активная вовлеченность экскурсантов в познавательный процесс, другими словами, наличие обратной связи в коммуникации экскурсовод-группа. На помощь приходит прием вопросов-ответов, использование которого преследует несколько целей. Во-первых, это действенное средство удержать рассеивающееся внимание экскурсантов, особенно детей. Во-первых, любой диалог сокращает психологическую дистанцию между общающимися и повышаем комфортность коммуникации. Наконец, вопросы экскурсовода, особенно предполагающие ответ, делают экскурсантов активными участниками и даже соавторами экскурсии.
Характер вопросов может быть самым разнообразным, тем не менее их можно разделить на следующие виды:
а) вопросы, не рассчитанные на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии; на эти вопросы экскурсовод сразу же или через некоторое время сам дает ответ, продолжая рассказ по теме;
б) вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; эти вопросы удерживают внимание экскурсантов, вносят разрядку в обстановку и помогают лучше уяснить тему.
Часто вопросы задают и сами экскурсанты, что свидетельствует об обратной связи. Отвечать на них нужно или сразу, быстро, не отвлекаясь от главной темы, или, наоборот, чушь позже на остановке, при переходе от объекта к объекту.
Прием отступления. Его суть заключается в том, что в ходе экскурсии экскурсовод намеренно прерывает линию рассказа: читает стихотворение, приводит пример из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма или художественного произведения. Задача данного приема - снять усталость экскурсантов, поэтому его еще называют приемом освежающего отступления.
Виды рекламы в туризме
Реклама –платная форма личного представления и продвижения идеи, услуги или товара с целью сбыта его на рынке от имени известного спонсора. Виды. Критерий – вычленение предмета по каким-либо признакам.
По типу спонсора: государственные, частные лица, от общественных организаций (политической партии), от имени производителя или торговых агентов.
По предмету рекламной коммуникации: товарная реклама, реклама личности, территориальная, реклама идеи, реклама престижа.
По целевой аудитории: реклама на сферу бизнеса, реклама на индивидуального потребителя.
По размеру территории охватываемой рекламой: локальная, региональная, общенациональная, международная, глобальная (во всем мире).
По способу воздействия (в зависимости от канала воздействия): слуховая, зрительная, зрительно-слуховая, зрительно-кинестетическая, зрительно-обонятельная.
По виду использования средств передачи рекламного сообщения: теле- и радио-, газеты и журналы, печатная (например, листовки), наружная, транспортная, интернет, живая, почтовая, сувенирная, необычная//нетрадиционная.