Раздел III Факторы школьного процесса преподавания истории и обществознания
Тема 5. Стратегия развития исторического и обществоведческого образования. Цели, задачи, значение изучения истории в школе.
Изменение политико-идеологической ситуации.
Изменение исторического сознания.
Концептуальные модели обучения истории.
Основные направления развития исторического образования.
Становление демократического государства, курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования, преодоление технократических подходов к нему значительно повлияли на развитие общественных наук и потребовали коренного обновления школьного исторического и обществоведческого образования. Стратегия разработана в 1997 г. Главным управлением развития общего среднего образования.
С конца 80-х гг. происходит оперативная замена политизированных и социологизированных учебников в процесс их деидеологизации, обновление содержания гуманитарного образования, заполнения «белых пятен», отказ от примитивно понимаемого классового подхода к анализу исторических явлений. Постепенно расширяется круг изучаемых в школе общественных дисциплин, но все изменения в программах и учебниках осуществляются в рамках скорректированной традиционной марксистской парадигмы.
Деидеологизация школьного обществоведческого образования на практике означала лишь его декоммунизацию. Ученые-историки, авторы учебников, лишившись традиционной идеологической системы, дают различные толкования исторических событий.
Государство уже не навязывает учащимся какое-либо правильное единственное мировоззрение, как это делалось раньше, а способствует реализации их права на свободный выбор взглядов и убеждений.
Главное управление развития общего среднего образования, Институт общего образования и Гуманитарный центр Минобразования России разработали стратегию развития школьного исторического и обществоведческого образования на переходный период.
Она предполагает:
1. отказ от монополии государственно-партийной идеологии и переход к плюрализму, который в свободной конкуренции выделяет наиболее приемлемую для российского общества общенациональную идеологию. Рамки плюрализма должны определяться Конституцией РФ, международными правовыми актами;
2. необходимо, чтобы содержание исторического образования было нацелено на воспитание чувства патриотизма;
3. формирование новой структуры школьного исторического и обществоведческого образования;
4. создание системы пропедевтических знаний о человеке и обществе, истории России и мира в начальной школе;
5. строить создание новой концепции исторического образования с учетом достижений современной науки. Историческое образование должно помочь каждому человеку, говорится в документе, освоить три круга ценностей: этнокультурных, общенациональных (российских) и общечеловеческих (планетарных);
6. с учетом того, что в обществе растет интерес к религии, как важнейшему культурологическому феномену, Министерство рекомендует программный факультативный курс «История религии»;
7. разработка новой системы школьного обществоведческого образования. Рекомендуется широкий выбор курсов: «Право и политика», «Введение в экономику», «Граждановедение», «Человек и общество» и др.;
8. подготовка параллельных и профильных учебников и программ;
9. создание государственных образовательных стандартов, курсов обществоведения, всеобщей и отечественной истории.
Важными условиями реализации разработанной стратегии являются:
- своевременный выпуск комплексов учебников по новой структуре обществоведческого образования;
- оперативное методологическое исследование;
- внедрение современных педагогических технологий;
- обновление фонда средств обучения.
Вопросы для самоконтроля
1.Какова стратегия развития исторического, обществоведческого образования на современном этапе?
2.Перечислите основные изменения в историческом образовании конца 90-х гг. ХХ в.
Тема 6. Государственный стандарт исторического образования. Базовое содержание исторического материала.
Задачи и функции государственного стандарта исторического образования.
Концепция школьного исторического образования, структура стандарта. Содержательный аспект.
Анализ современного состояния преподавания истории в общеобразовательных учреждениях РФ указывает на необходимость приведения его в соответствие с потребностями страны в начале ХХI в.
Департамент общего среднего образования России подготовил проект «Концепции исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», разработанный авторским коллективом под руководством доктора исторических наук А.В.Лубкова. Проект был опубликован в журнале «Преподавание истории в школе» — 2000. № 4.
В нем в частности говорится.
История как наука универсальна, поскольку объектом ее изучения является все многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества. История формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего отечества и гражданина. Историческое образование на современном этапе характеризуется следующими чертами:
- приоритетностью изучения отечественной истории;
- изучением ее в контексте мирового развития;
- преемственность между уровнями исторического образования в рамках становления системы непрерывного образования;
- углублением содержания читаемых исторических курсов и расширением объемов учебного времени;
- повышением воспитательной роли исторического образования.
Реформа средней школы 1990 г. привела к определенным позитивным результатам: появилась большая творческая свобода педагога, возможность выбора образовательных программ, форм обучения, учебных пособий.
Деидеологизация школьного гуманитарного образования на практике стала означать его декоммунизацию, отказ от марксистско-ленинской методологии. Образовавшийся после крушения вульгаризированной марксистской парадигмы вакуум не мог в полной мере заменить цивилизационный, культурологический, социологический, стадиальный и другие подходы, каждый из которых акцентирует внимание лишь на отдельных сторонах исторического процесса. Часто смена методологических подходов приводит к простой смене знаков в оценке прошлого.
Вариативность программ и учебников обернулась отсутствием единых критериев, определяющих подходы к разработке учебных программ, учебно-методических комплексов и даже программ вступительных экзаменов в вузы. В ведение в существующем виде концентрической системы привело к нарушению сбалансированных многолетним опытом межпредметных связей, преемственности между самими концентрами, равно как и между средней и высшей школой.
Цели и задачи исторического образования.История наряду с такими предметами, как русский язык и литература, закладывает основы формирования личности, дает ей знания, развивает умения и навыки, необходимые для жизнедеятельности человека.
Главной задачей исторического образования является выявление и изучение основных закономерностей развития общества со времени его возникновения до наших дней. Именно история позволяет не только проследить изменения в системе общественных отношений, но и выявить основные направления развития человечества.