Внеклассная работа по истории и обществознанию
Внеурочная работа ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной paботы приобретаются умения работать с книгой и справочной литературой, реферировать и рецензировать, готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией. Открываются возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках.
Внеклассная работа носит добровольный характер, неограничена временем, способствует развитию познавательных способностей и наклонностей учеников, учитель при этом свободен в выборе содержания внеклассной работы. Одна из форм внеклассной работы — кружок историка. Он относится к групповой работе. Сегодня, более чем кружки, распространены военный клубы, изучающие военное прошлое. К индивидуальным формам работы относят внеклассное чтение. Однако творческие вечера, встречи с авторами, презентации книг можно считать массовыми формами, на них приглашаются все желающие.
Вряд ли сегодня много школ, в которых есть музеи, но практически в каждой можно выпустить историческую газету или провести неделю истории. Широко распространенной формой работы стали олимпиады, викторины и конкурсы по истории. Экскурсии практически проводил каждый учитель истории. На схеме показаны их виды, приемы работы. Однако вряд ли все соблюдают методические требования к экскурсионной работе, Они могут быть сведены к следующему: определение цели и темы экскурсии, выбор места и объектов, разработка маршрута, который должен быть компактным, формирование «портфеля экскурсовода», подготовка учащихся к экскурсии, постановка групповых и индивидуальных заданий, разнообразие приемов экскурсии, подведение итогов и оформление результатов.
В осуществлении внеурочной деятельности можно выделить два направления: а) расширение исторических знаний, приобретаемых на уроках; б) получение новых знаний краеведческого характера. Второе направление связано с «оживлением» исторического материала путем ознакомления с историей родного края: изучение истории города, села, поселка; культурного прошлого родного края.
По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических журналов).
Олимпиады. Проводятся в две-три ступени, их организуют как в среднем звене уцащихся так и в старших классах. Победившим считается тот, кто выполнил задание лучше, быстрее, аккуратнее остальных. Места в олимпиаде распределяются в зависимости от количества набранных очков. На внутришкольные олимпиады собираются лучшие ученики параллельных классов. В дальнейщем соревнование проходит между учениками разных школ и районов.
.