Урок № 58. Э. Ю. Шим «Снег и Кисличка».
Цели:1. Продолжить знакомство учащихся с рассказом Э. Шима «Снег и Кисличка».
2. Учить анализировать произведение по частям, выделять главную мысль в каждой из частей, давать оценку произведению, составлять план пересказа.
3. Активизировать чувственную сферу школьников.
4. Развивать речь, память, воображение.
5. Воспитывать любовь к окружающей среде.
Урок начитаем с перечитывания I-III частей рассказа «Снег и Кисличка». После чтения первой части анализируем её: «О ком идет речь в первой части рассказа? (о людях, травах, деревьях, птицах, животных)? Чем все они были недовольны и почему? Как об этом пишет Э. Ю. Шим? (Растения и животные подобны людям: им холодно, они стонут, они плачут, им негде спать и т. д.)». Вывод: снег в зимнюю пору — спаситель: укутывает белым покрывалом землю, согревает тетеревов, дает возможность отдохнуть от полевых работ людям.
Читаем вторую часть рассказа и анализируем её. «Что произошло вокруг с появлением снега? Найдите в тексте и прочитайте. Почему автор пишет, что «заблестели-заискрились ровные луга, в лесу стало нарядно... старые пни помолодели...»? Как вы это понимаете? Удачно ли, на ваш взгляд, изобразил приход зимы автор? Как встретили приход зимы дети? Почему перестали зябнуть озимые хлеба? За что благодарили снег цветы? Как устраивали свои зимнее жилище Тетерева? Прочитайте. Чем был доволен Медведь? Определите общее настроение второй части рассказа».
Переходим к работе над планом второй части рассказа. Определяем, кто является главным её героем. Конечно же, Снег. Поэтому план может быть таким:
1. Снег выпал!
2. Все вокруг изменилось.
3. Рады люди, цветы, птицы, животные.
4. Все благодарны снегу.
План пересказа записываем в литературную тетрадь и переходим к чтению третьей части рассказа. Обсуждение её строится вокруг следующих вопросов.
-- Где родился снег? Прочитайте диалог Снега с Ветрами. О чем предупреждали они его? Можно ли согласиться с утверждением Ветров: «...В словах, которые раздаются эхом на земле, заключены страшные болезни. Слова могут заразить тебя жалостью и добротой, нежностью и любовью... Опасайся этого, как огня! Кто много чувствует, тот быстро гибнет. А чтоб прожить долго, надо ничего не чувствовать, ни о чём не думать, ничего не говорить, ничего не слушать и совсем не двигаться, словно ты мёртвый...» Как вы думаете, плохо или хорошо быть жалостливым, добрым, нежным, любящим? Докажите свои суждениям примерами из жизни. Что можно сказать о Ветрах? Какие они в данном случае? Почему же молчал снег? Перечитываем всю третью часть и приходим к выводу: Снег боялся. Ему хотелось говорить, но Ветра страшно напугали его.
Домашнее задание: подготовить подробный пересказ второй части рассказа по плану.
Урок № 59. Э. Шим «Снег и Кисличка».
Цели:
1. Продолжить изучение рассказа Э. Шима «Снег и Кисличка».
2. Учить анализировать произведение, давать характеристику герою.
3. Учить соотносить действия и поступки героя с его внутренним переживанием.
4. Активизировать эмоциональное состояние учащихся, учить сопереживанию.
5. Воспитывать чувство дружбы.
Урок начинаем с воспоминания детей о предыдущих частях рассказа (о чем шла речь в них, какие герои действуют). Если у четвероклассников возникнут трудности, то учитель помогает им, затем останавливаемся на подробном пересказе по плану второй части рассказа. Обращаем внимание на соответствие пересказа пунктам плана.
После проверки домашнего задания переходим к чтению и обсуждению IV—VI частей рассказа.
Читаем IV часть рассказа. Она насыщена большим познавательным материалом. На это необходимо обратить внимание учащихся. Что узнал Снег о Манжетке? Как ведут себя Одуванчики перед дождем? Почему написано, что «...земляника ходит на своих длинных усах»? Как строит свое гнездо веселый Клест? Как живут водяной воробей Оляпка и крошечный Королек? Желательно, чтобы учитель использовал изображение этих птиц. Что услышал Снег про зайцев, лосей? Почему автор пишет: «И чем больше знакомился Снег с лесными жителями, тем сильнее хотелось ему подружиться с ними»?
Далее читаем V часть рассказа. Она должна вызвать у четвероклассников адекватную реакцию: жаль зверей, птиц, но и Снег тоже. «Как жилось зимою зверям и птицам, деревьям? Как помогал им Снег выстоять? Что происходило с ним? Думал ли он о себе? О чём напомнил Снегу северный Ветер? Прочитайте. Что случилось ночью? Почему Снег покрылся твердой ледяной корочкой? Приходилось ли вам встречаться с этим явлением в жизни? Что почувствовал Снег утром? Как он отреагировал? Что почувствовали вы? Хотелось ли вам помочь тетеревам, козам? Почему автор пишет: «Ледяная корка резала им ноги..., такая красная капля падала на снег, то прожигала его насквозь, и ему тоже делалось больно». Что можно сказать о Снеге? Какой он здесь, в этом эпизоде? Охарактеризуйте его. Что сделал Снег? Оправдываете ли вы его действия?
Читаем VI часть рассказа и обсуждаем её. Что произошло в природе? Как себя чувствовали цветы, птицы? Снег умел радоваться их счастью. Докажите это.
Домашнее задание: научиться выразительно читать V часть рассказа.