Тема 3. Становление методики в ХIХ-начале ХХ вв
Цели обучения в русской школе ХIХ – нач. ХХ в.
Учебники дворянского направления. Учебники либерально-буржуазного направления.
Основные направления в обучении истории.
Способы и средства обучения истории в последней трети ХIХ в.
Методы преподавания конца ХIХ в.
Способы и средства обучения истории в начале ХХ в.
В течение ХIХ – нач. ХХ вв. в учебниках и в рецензиях получили отражение взгляды на проблему изучения истории как учебного предмета различных направлений русской исторической мысли. Начинают издаваться учебники и методические рекомендации по их применению. В первой половине ХIХ в. в условиях кризиса феодально-крепостнической системы формировалась буржуазная историческая наука, развитие которой совпало с реформой 1874 г., демократизацией российского общества, формированием плюрализма мнений.
На смену «Краткому российскому летописцу» пришел учебник Н.М. Карамзина «Сокращение российской истории в пользу юношества», в котором продолжена идея о необходимости поддерживать монархическое направление в исторической науке.
В середине 50-х гг. ХIХ в. появились методические работы доктора философии А.Язвинского. Он предлагал записывать важнейшие факты столетия на листы разного цвета, разграфленные на сто клеток (век и годы).
Другую методику предложил директор Петербургского немецкого училища Готлиб фон Шуберт. Суть ее в том, что факты рифмовали и, распевая, заучивали. Опрос играл огромную роль.
В ряде школ применялся тематический подход (Бидермана), в середине ХIХ в. распространяется краткое комментирование учителем текста, задаваемого на дом. Документальный материал не привлекался, средства наглядности не использовались; опрос выполнял функцию контроля за знаниями.
В середине ХIХ в. либерально настроенные публицисты, писатели предпринимали попытки критики основ школьного развития исторического образования России.
К 90-м гг. ХIХ в. либерально-буржуазное направление занимало господствующие позиции в академической, универсальной науке. В это время на страницах журналов и газет развернулась идейная борьба по вопросам содержания учебников истории. Либералы выпустили более 40 учебников по русской истории. Автором первой русской методики обучения истории по глубине и научности изложения можно считать Л.Г.Гуревича. В 1877 г. вышел его труд «Опыт методики истории». Обучение рекомендовалось вести на примерах ярких личностей и событий связанных с ними.
Из всеобщей истории изучались лишь яркие, самобытные события из жизни народов мира. Такой подход должен был способствовать умственному и нравственному развитию учащихся.
В 1881 г. методистами И.Виноградовым и А.Никольским была переведена и дополнена «Методика истории по Кригеру». Авторы считали, что наука должна занимать центральное место в народной школе и предлагали ввести в практику методы «описания выдающихся личностей», группированием исторического материала с учетом знаменательных дат календаря. Реальный или хрестоматический метод основывался на чтении и обсуждении первоисточников.
Прогрессивный метод состоял в изучении событий, начиная с древности, а регрессивный напротив — события изучались от современности, постепенно углубляясь в прошлое.
В начале ХХ в. вышли «Заметки о преподавании истории в средней школе» Н.И. Кареева — члена корреспондента Краковской и Российской Академии наук. Крупнейший специалист по всеобщей истории предложил выделить всеобщую историю из истории России. Причем он считал, что это не сумма историй отдельных народов, а изображения всемирно-исторического процесса. Подробно следует раскрыть лишь истории народов важные с всемирно-исторической точки зрения.
В этот же период получили развитие методы наглядности, изучения исторических источников. Получил распространение метод вопросов и планов. Видные историки и методисты Н.А.Рожков и М.Н.Покровский предлагали в основу обучения положить принципы доступности и интересы учащихся.
Методист М.Н.Коваленский предложил сочетать изучение исторического материала с использованием наглядных пособий, научно-популярной литературы. Отчет о работе составлялся учащимися письменно.
Методисты С.П.Сингалевич, В.Я.Уланов предложили использовать различные учебники для работы в классе и дома, полагая, что нельзя абсолютизировать какой-либо один метод обучения
В 1911 г. в Москве был открыт педагогический институт с двухгодичным сроком обучения. Впервые был введен курс методики в обучении студентов.
Таким образом, в ХIХ – начале ХХ в. были проделаны серьезные шаги в становлении методики как науки, определении форм, методов и целей обучения учащихся.
Вопросы для самоконтроля
1.Какие направления в методике обучения в ХIХ- нач. ХХ вв. Вам известны?
2.Кто были ведущие методисты того времени?
3.Выделите те методы обучения, которые применяются в современной школе в преподавании истории.