А также психического склада и культуры
Этнос и нация
Вспомните:
что означают слова «многонациональный народ России»?
В курсах истории рассматривались различные формы сплочения людей — род, племя, народность, нация. Это говорит о том, что формы внутри этнической и межэтнической консолидации людей не остаются неизменными. Так, исторически первые формы сплочения — род и племя — характерны для примитивных, доиндустриальных общественныхсистем (с позиций формационного подхода — первобытнообщинных).С развитием торговых связей, общественного разделения труда усложнились и социальные связи людей, ранее принадлежавших к различным племенам. На первый план выдвигаются уже не родовые, а социальные и территориальные связи. На новой социально-территориальной основе начинают складываться новые формы общности людей — народности или народы. Помимо социально-территориального единства, этнологи отмечают еще одну важнейшую черту новых сообществ — многоэтничностъ их состава, при котором, однако, сохраняется относительно автономное группирование различных этносов (например, при образовании древнерусской народности (IX—X вв.) в нее, кроме славянских племен, вошли угро-финские, балтийские, а позже представители тюркских народов).
С возникновением индустриальных общественных системс преимущественно рыночными, государственными и идеологическими социальными регуляторами (в формационных терминах — с развитием капитализма) в Новой и Новейшейистории возникают и новые формы межэтнической (и внутриэтнической) консолидации — нации. Характерной чертой такого сообщества людей является осознание себя как граждан единого государства.
НАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНОСТЬ
Существует по крайней мере две трактовки понятия нации. Согласно одной из них, нация — это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании. В данномслучае подчеркивается общегражданская сущность новой формы консолидации людей. Однако в таком понимании нации отсутствует этнический компонент. В западной социологии нация, как правило, понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. Во многих современных демократических странах термин «нация» давно используется в значении «согражданство», «народ данной страны», «совокупность граждан государства».
Тем не менее реальный современный мир остается полиэтничным — 90% народов живут в многоэтнических (многонациональных) государствах. Понятие «народ» (этнос) нетолько не утратило своего значения, но, напротив, стало принципиальным в современных национальных отношениях. Хорошо известно, что государство сохраняет стабильность до тех пор, пока остаются стабильными межэтнические (межнациональные) отношения населяющих егонародов. А межэтнические конфликты, как вы знаете, могут возникать в государствах с самым разным уровнем развития цивилизации (например, в странах Азии и Африки,в Великобритании, Канаде, Испании и Бельгии). Опасность таких конфликтов огромна: они способны расколоть самые мощные государства.
|
происхождения,
языка,
территории,
экономического уклада,
а также психического склада и культуры
В этом случае, как видим, понятие «нация» соответствует новой форме внутриэтнической консолидации людей, т. е. этносу в условиях Нового и Новейшего времени. Таким образом, в одной интерпретации нация означает со гражданство в другой — этнос. Подобная двусмысленность приводит многих ученых к выводу, что понятие нации нельзя считать строго научной категорией.ЭТНОС — ландшафтная человеческая общность на базе родства языка, культуры, обычаев, традиций, устоев жизневоспроизводства, поддержания существования. Синонимичен понятию «народ», «национальность», но не «нация». Опорной точкой «нации» является «государство», «державная организация». Опорой же «этноса» выступает «язык», «традиция», утрата которых означает разложение «этнического».
Понятие национальность означает принадлежность человека к определенному этносу или согражданству (государству) в зависимости от самоидентификации. Гражданин России на вопрос о национальности, вероятно, ответит, что он русский или татарин и т. п., т. е. укажет этническую принадлежность. А гражданин США, Франции на этот же вопрос ответит, скорее всего, что он американец или француз.
Что касается этнической самоидентификации в большинстве демократических стран, национальность определяется не государственными органами (как говорят этнологи, не путем «вынужденной идентичности»), а самим гражданиномв зависимости от отождествления себя с культурой того или иного этноса. На Земле становится все больше людей, родившихся от смешанных браков, и они вправе выбирать национальность любого из родителей. Личный выбор национальности — неотъемлемое право человека, условие егосвободы. Это право имеют и граждане России.
«Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». !
Н. В. Гоголь
Для характеристики национальных особенностей народа,его культуры употребляется понятие национальный менталитет (от лат. mentalis — умственный, духовный), хотя ясного представления по поводу этого понятия пока нет (зачастую его заменяют понятием «национальный характер»).Не вдаваясь в научные споры, отметим, что национальный менталитет обычно определяют как образ мышления, духовную настроенность, свойственную данной конкретной этнической общности.
Национальный менталитет проявляется в совокупности взглядов, оценок, идеалов, интересов, норм, принципов ипривычек, нашедших отражение в устойчивых коллективных чертах характера, отличающих данную этническуюобщность от других. Эти черты связаны с многовековой культурой народа и действуют зачастую неосознанно, самопроизвольно (спонтанно). Этнологи подчеркивают, что национальный менталитет служит отражением историческихсудеб страны, закрепившихся в народном сознании, в культуре, в устойчивых образцах поведения. Иначе говоря, национальный менталитет — своего рода память о прошлом,обусловливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям.Национальный менталитет — явление хотя и устойчивое,но не застывшее. При сохранении глубинных ценностей он,безусловно, отражает изменения, которые происходят состраной на каждом конкретном отрезке ее истории. Наукапризывает общество и правящую элиту бережно относитьсяк особенностям национального менталитета, учитывать егопри проведении реформ.
На характер ментальности огромное воздействие оказывают национальные традиции и ценности.Традиции — это элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение. Они имеют двуединую природу. С одной стороны, это явление психики (могут как осознаваться, так и не осознаваться); с другой — явленияпрактические, проявляющиеся в действиях или вещах, символах, одежде и даже еде. Большинство традиционных правил поведения усваиваются подсознательно, на уровне подражания. Конечно, изначально они внедряются людьми вповседневную практику сознательно. Однако последующиепоколения утрачивают представления о том, зачем и почему принималось то или иное правило. Остается только малоосознанное, но привычное действие.
ОБЫЧАЙ - унаследованный стереотипный способ поведения, к-рый воспроизводится в определенном об-ве или соц. группе и является привычным для его членов. В качестве основного регулятора человеческой деятельности обычай выступает главным образом в архаических об-вах. Он служит средством приобщения индивидов к определенному соц. и культурному опыту, передает его от поколения к поколению, регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутригрупповую сплоченность, освящает различные объекты и соц. отношения. Развитие производительных сил, обусловившее наступление капитализма, вызвало огромные сдвиги во всей совокупности обществ.отношений: расширение связей между различными культурами, секуляризацию обществ. жизни, рост и распространение научных знаний. В рез-те этих сдвигов власть обычаев в целом оказывается подорванной. В наст, время динамизм соц. жизни, развитие промышленности, средств массовой коммуникации, урбанизации усугубляют этот процесс, выдвигая на первый план в качестве регулятора обществ.деятельности соц. ин-ты. В наиболее "чистом" виде сегодня обычаи выступают в сфере быта, морали (нравы) и гражданской обрядности. Обычаи могут быть как орудием сохранения устаревших соц. форм, так и средством революционного преобразования обществ.отношений, что зависит прежде всего от того, каким соц. группам, классам, слоям они служат или в какую систему соц. ин-тов они включены.
Н.Т. Кремлев
ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio — передача, предание) — способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох. Философский статус термина «традиция» определяется тем, что он включает в себя весь комплекс обладающих какой-либо ценностью норм поведения, форм сознания и институтов человеческого общения, характеризуя связь настоящего с прошлым, точнее, степень зависимости современного поколения от прошлого или приверженности к нему Всеобщность данного понятия подтверждается его присутствием во всех сферах человеческой жизнедеятельности и активным использованием его в различных областях знания (говорято традиции «национальной», «народной», «групповой», а также «культурной», «научной», «художественной» и т. д.). В ценностном, содержательном плане традиция аккумулирует в себе некую систему норм, обычаев и мировоззренческих установок, составляющих наиболее значимую часть «классического» наследия данного социума, культурной общности, мыслительного направления. В функциональном плане традиция выступает посредником между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности (технологий), которые явочным порядком входят в реальную жизнь людей и не нуждаются в каком-то особом обосновании и признании, кроме ссылки на свою давность и укорененность в культуре. Передача осуществляется посредством многократного повтора и тиражирования традиционных действий и отношений (обычаи), церемоний и обрядов (ритуал), символических текстов и знаков (см. Символ веры.Символы культуры}. Традиция представляет собой такую разновидность исторического сознания, где прошлое претендует быть прообразом настоящего и даже одним из источников совершенства будущего (как у П. А. Флоренского, предпочитающего говорить о «древности»). Но только в т. н. примитивных, архаичных обществах, организованных по принципу «самодовлеющих общин, которые постоянно воспроизводят себя в одной и той же форме» (К. Маркс), регулирующая роль и мироустроительная функция традиции приобретают универсальный масштаб и характер.
Природа традиции противоречива, что, естественно, порождает крайности в ее восприятии и оценке. С одной стороны, традиция выглядит как апология и консервация прошлого, символ неизменности, а порой — синоним отставания и «отсталости». Подобная эмоционально-негативная характеристика и оценка традиции, безусловно, имеет под собой объективное основание. Она обусловлена свойственной традиции нерефлектирующей приверженностью к прошлому (К. Мангейм), мифологизацией действительности и культовой психологией (Э. Кассарер), недоверием к креативной деятельности и недооценкой индивидуальности субъекта действия и т. д. С другой стороны, традиция выступает как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия, предпосылкой и конституирующим началом формирования идентичности человека, группы или целого социума. Как только идентичность сформировалась, она приобретает черты и статус традиции, что побуждает некоторых современных авторов говорить о тождественности этих понятий. Утрата или ослабление традиции нередко воспринимается и переживается как разрыв с прошлым, распад «связи времен», амнезия исторической памяти, вне которой осмысленная и целесообразная деятельность индивида или общества становится просто невозможной. Существование таких вневременных истин, как «возвращение к истокам» или «новое — хорошо забытое старое», лишь подтверждает важность и актуальность проблемы интерпретации традиции, источника ее витальной силы.
Признавая правомерность противопоставления традиции инновациям и современности, следует проявлять большую осторожность в истолковании данной антитезы. Это возможно, если проблему наследия, или традиции, рассматривать в контексте более общего понятия развитая. При таком подходе любая традиция становится равноправным участником процесса развития, диалога «нового» со «старым», обеспечивая не только момент преемственности, но и жизненной полноты, богатства самого процесса изменения и обновления действительности. Современный аналитический подход к проблеме традиции преодолевает тенденцию свести ее к «косным и отжившим элементам прошлого», делая акцент на изучении исторической динамики и судьбы культурного наследия и культурной самобытности. Проекция будущего немыслима без «тени», которую отбрасывает традиция. С этим понятием ассоциируется не только «застой», но и «возрождение», сообщающее старым образцам и ценностям новый жизненный смысл.
Вместе с тем традиция может выступить в качестве консервативной, ретроградной силы на пути становления новых, более прогрессивных форм и норм жизни. Коснеющая и застывающая в своей «неизменности» традиция может стать в позицию «сознательного консерватизма», даже архаизма, и тем самым превратиться в традиционализм, когда отстаиваются не ценности какой-то конкретной традиции, а сам принцип неизменности и неизменяемости. Живое противоречие «традиция—инновация» проявляет свою действительную силу тогда, когда традиция готова к обновлению и становится источником развития, а у инновации нет другого способа утвердить себя и выжить иначе как доказав свою органичность и укорененность в культуре. Практика показывает, что модернизация идет успешнее там, где считаются с традициями реформируемого общества, а, в свою очередь, традиции сохраняют свою жизненную силу, отвечая на потребности времени и врастая в новые формы жизнеустройства, т. е. обновляясь. Крушение той или иной традиции связано не только с осознанием стеснительности ее рамок, но и с открытием новых возможностей и перспектив в развитии (общественной жизни, науки, искусства и т. д.).
Велика роль и значение традиции в научном (см. Традиция в науке) и художественном творчестве. Термин «традиция» широко используется в характеристике и оценке эстетической и культурной значимости искусства целых эпох, направлений и отдельных художников, внесших особый вклад в сокровищницу мировой культуры, создавших уникальные образцы — памятники искусства. Если верно, что без прошлого нет будущего, то истинное новаторство возможно лишь на основе сохранения традиций, их творческого продолжения и развития. Это справедливо как для искусства, так и для исторического творчества вообще.Традиции различны у разных народов. Скажем, в Европе цвет траура — черный, а в Китае — белый. Если несколько огрубить, считается, что англичанин — раб традиции,американец — раб стандарта. О русских говорят: долго запрягают, да быстро ездят. Вообще же люди очень чувствительны к своим традициям, и невнимание к ним может вызвать не только обиду, но и конфликт.Традиции следует оценивать конкретно. Их нельзя абсолютизировать — это может привести к укоренению отживших, а то и реакционных форм жизни общества, к застоюи деградации (примером могут служить традиции человеческих жертвоприношений, пьянства, самосуда, умаленияправ женщин и т. д.). В то же время их нельзя игнорироватъ, ибо они обеспечивают преемственность в историческом развитии народа, способствуют укреплению его самобытности. Например, на Руси в мощную силу превратиласьхристианская традиция, которая столетиями служила и служит духовной опорой народу и государству, помогает выстоять в самых тяжких ситуациях. Даже люди неверующие,нецерковные в наши дни искренне принимают многое изхристианской традиции в качестве общенародной ценности.
«Национальные черты нельзя преувеличивать, делать ,
их исключительными».
Академик Д. С. Лихачев
Необходимо сказать, что в России веками складываласьтакже исламская традиция. В ее основе лежат благороднейшие идеи, суть которых можно выразить словами «делай добро». Мусульманин с детства знает, что добро следует делать всякому, даже тем, кто его не заслуживает, и при этом не похваляться добрыми поступками. Добро вошло в ментальность народов, исповедующих ислам, закрепилось влучших его традициях и личных качествах. Любой труд заслуживает уважения, и ни одно полезное занятие не кажется мусульманину зазорным. Поэтому для многих мусульман такого понятия, как «непрестижный труд», просто не существует.
Опорой в укреплении и сохранении традиции служат национальные ценности — то, что особенно значимо и важнодля человека и общества, что признано, с чем люди в целом согласны. Опора на эти ценности приобщает к историческому опыту, помогает избегать многих заблуждений иошибок, дает возможность увидеть смысл в жизни общества и своей личной жизни, не подменяя его бездумным потребительством .
Разобраться в традиционных русских ценностях, как всегда, лучше всего помогает обращение к отечественной философской мысли. Например, И. А. Ильин (1882—1954) выделяет 10 фундаментальных национальных ценностей (философ называл их «сокровищами»). Это национальный язык,национальные песни и танцы, национальные сказки, история народа, молитва, жития святых и героев. Сюда жеИльин относил и хозяйство, т. е. трудовое воспитание человека с раннего детства, ибо видел в труде «источник здоровья и свободы»; армию—«оплот Родины»; территорию — национально-государственное наследие России. Вэтих «сокровищах» философ видел «дух национального воспитания» и полагал, что задача каждого поколения состоитв верной передаче этого духа. В советский период многие изэтих традиций были утрачены.
Как видите, есть над чем задуматься и что обсудить.Главное, что становится понятным, когда вдумываешься всодержание «сокровищ», — их общечеловеческое значение(как говорил сам Ильин, «сверхнациональное»). Конечно,философ обращался прежде всего к русским людям, но, поего же выражению, «и к каждому здоровому народу». Создается впечатление, что автор — наш современник и обращается к нам, гражданам многонациональной, многоконфессиональной страны, потому что каждому народу дороги егородной язык, его сказки, песни, танцы, его вера, его святые и герои, его хозяйство и, конечно, «территория — земля Отечества».
ЭТНИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА
История народов — непрерывный этногенез, т. е. процесснепрерывного возникновения и развития этнических общностей. Современное человечество представлено всем многообразием этносов: на Земле живут и племена, и народности,и нации (что связано с разнообразием условий их жизнедеятельности). Не случайно ученые иронизируют: легчепересчитать звезды, чем этносы.
Действительно, науке до сих пор не удалось установить,сколько же этносов живет на Земле. Число государств известно точно — 258. А этносов? Их насчитывают от 3 до 5 тыс.(все зависит от методики подсчета).
Демографическая ситуация прослеживается точнее. Ещев начале XX в. численность населения Земли приближаласьк 2 млрд человек, а к концу века — уже к 6 млрд человек.За век численность населения планеты утроилась.Для того чтобы можно было рассматривать этническоемногообразие в определенной системе, специалисты предлагают классифицировать народы мира. Основания классификации могут быть разными. В частности, классифицируютпо следующим основаниям: географическому, языковому,антропологическому (содержание каждого из направленийклассификации знакомо вам из курсов биологии, географиии истории).
Географическая классификация вам хорошо известна: выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании. А две другиеклассификации рассмотрим подробнее.
Языковая классификация дает представление об этническом родстве народов и общих истоках происхождения различных культур. Она основана, во-первых, на представле-
нии о взаимопонимании между людьми, принадлежащимик одной этнической группе. Во-вторых, учитывает осознаниесамими людьми своей культурно-языковой близости с другими народами. В-третьих, родство между языками и культурами более отдаленного типа, которое определяется понятием «языковая семья». Всего выделяют 12 языковыхсемей, и они охватывают 96% из 6 тыс. известных языковмира.
Индоевропейская языковая семья — одна из самых распространенных на Земле. В нее входят все славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индоарийские языки. Родство языков во многих случаяхсвидетельствует о единстве происхождения и родстве самихэтих народов.
Сегодня считается доказанным родство большинства языковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семитско-хамитской), картвельской (грузинской), индоевропейской, дравидской (языки коренного населения Индостана иряда прилегающих районов), уральской и алтайской. Существует также гипотеза, что все языки мира, несмотря наразличия, имеют некоторые общие черты. Но это пока только гипотеза.
Антропологическая классификация основана на принципе деления народов по расам (что также вам известно). Вселюди планеты относятся к одному биологическому виду.Вместе с тем существует бесспорная реальность физического (телесного) разнообразия людей. Различия между физическими типами людей обычно называют расовыми. Выделяются четыре большие расы — европеоиды (евразийскаяраса), монголоиды (азиатско-американская раса), негроиды(африканская раса) и австралоиды (океанийская раса).
Процесс этногенеза и расогенеза идет непрерывно. Расыпостоянно смешиваются между собой, вследствие чего «чистых» рас не существует: все они обнаруживают массу признаков смешения. Не случайно в наши дни в составе больших рас принято выделять 25 малых.У многих людей, представляющих на первый взгляд тотили иной «чистый» тип этноса, находят признаки древнихили сравнительно недавних смешений. Великий русский поэт А. С. Пушкин (о котором мы часто говорим:«Пушкин — это наше все!») — потомок не только знатных русскихродов, но и «арапа Петра Великого» — Ганнибала, ставшегорусским генералом (арапами тогда называли негров). А женой Ганнибала и прабабкой Пушкина была немка — Христина фон Шеберх. Великий француз Александр Дюма былвнуком негритянки. Примеры можно приводить бесконечно.Важно усвоить истину: в современном многоэтническом мире «чистых» рас нет.
Этническая картина современной России также пестра врасовом аспекте. Здесь проживает 10 малых рас, свыше130 наций, народностей и этнических групп. Самый большой этнос — русский (около 120 млн из 140-миллионного населения России), а самая малая этническая общность — керки (около 100 чел.). Этническое разнообразие
России связано с тем, что по территории нашей страны проходит граница между ареалами (областями распространения) двух больших рас — европеоидной и монголоидной.
Процессы расового, межэтнического смешения в Россииимеют многовековую историю. Ярким его примером можетслужить русское дворянство. В. О. Ключевский писал, чтона службу русскому царю в XII—XIV вв. перешло значительное количество выходцев из Золотой Орды, ставших основателями будущих родов русской знати. Они получаликняжеские титулы и земельные наделы, крестились и брали себе русских жен. Так на Руси появились Апраксины,Аракчеевы, Бунины, Годуновы, Державины, Карамзины,Кутузовы, Корсаковы, Мичурины, Тимирязевы, Тургеневы,Юсуповы — в целом несколько сот дворянских родов, имевших тюркские корни. При этом россияне никогда не былирасистами или националистами — людьми, не приемлющими представителей какой-нибудь расы, этноса, нации. Патологические проявления расизма и национализма (и, кактеперь часто говорят, нацизма), с которыми мы порой сталкиваемся сегодня, — это результат, прежде всего, духовногоубожества отдельных людей, а также целенаправленной деятельности нечистоплотных политиков, преследующих корыстные цели. Из истории (и не только из нее) вы хорошознаете, к каким катастрофическим последствиям приводятпопытки внедрения расистских и нацистских идей. Любойрасизм, национализм, антисемитизм есть ложь, причемложь преступная, ибо вместе с моральными нормами нарушаются конституционные права человека.
Основные понятия: этнос, нация.национальность, национальный менталитет,
национальные традиции и ценности.
Проверьте себя
1) В каком значении употребляется понятие «этнос» в нашей науке?
2) Чем различаются определения понятия «этнос»?
3) Какой признак этноса считается основным?
4) Почему понятие «нация», по мнению многих ученых, неявляется строго научной категорией?
5) Почему утверждают, что национальный менталитет — это своего рода память
о прошлом, обусловливающая поведение людей?
6) Каковы,по мнению Ильина, главные ценности русского народа? Почему философ называл их сверхнациональными?
7) Что служит подтверждением этнического многообразия современного человечества?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Персидский поэт и философ Саади (1210—1292) писал:
Все племя Адамово — тело одно,
Из праха единого сотворено.
Коль тела одна только ранена часть,
То телу всему в трепетание впасть.
Над горем людским ты не плакал вовек, —
Так скажут ли люди, что ты человек?
Как вы понимаете смысл этих строк, написанных вXIII в.? Почему говорят, что они актуальны и сегодня? Со-
гласны или не согласны вы с этим утверждением? Объясни-
те свою позицию.
2. Вам хорошо знакомы формулировки: национальныетрадиции, национальная кухня, национальный доход, валовой национальный продукт, национальные особенности,
Национальный филармонический оркестр России, многонациональный народ России. Понятие «национальный» используется здесь в разных смыслах, поскольку разную трактовку имеет само понятие «нация». Объясните, в какомсмысле надо понимать каждую из этих формулировок.
3. В состав традиции специалисты включают обычаи, ритуал, обряд. Каждый из этих видов традиции имеет своиособенности. Попробуйте сами обрисовать их. Для убеди-
тельности приведите примеры.
4. В СССР национальность определялась и фиксироваласьв паспорте. В общественном мнении также господствовалажесткая норма единственной, обязательной и кровной национальной принадлежности. И если государство записало впаспорте, значит, ты и есть именно то, что записано. Этнолог В. А. Тишков называет такую ситуация «вынужденнойидентичностью» и отмечает, что подобных примеров на территории бывшего СССР не тысячи, а миллионы. Он приводит близкий ему пример. Приятель его сына Феликс Хачатурян, всю жизнь проживший в Москве, ни слова незнающий по-армянски, никогда не бывавший в Армении,числился по советскому паспорту армянином, хотя не только по культуре, но и по самосознанию является русским.
Ученый ставит вопрос: имеет ли право такой человексчитать себя русским? Или основными определителями этнической идентичности являются звучание фамилии и
внешний облик? У ученого есть четкий, обоснованный ответ. А вы какого мнения? Объясните.
Поработайте с источником
Русский историк В. О. Ключевский (1841—1911) в своемзнаменитом «Курсе русской истории» отмечал, что условияжизни убедили русского человека, что «надобно дорожитьясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда. И чтокороткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным, нежданным ненастьем. Это заставляет велико-русского крестьянина спешить. Усиленно работать, чтобысделать много в короткое время и в пору убраться с поля,а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великороссприучался к чрезмерному кратковременному напряжениюсвоих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро,а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и
зимнего безделья».
Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. — М., 1987. — Т. 1. — С. 315.
Вопросы и задания к источнику.
1) В чем состоит основнаямысль фрагмента?
2) Какие черты российской ментальности сформировались под воздействием описанных условий жизни?
3) Каквы думаете, какое воздействие на ментальность россиян оказывают современные условия жизни?
Материал к уроку
Виды этнических общностей
1. Род соответстуют первобытному и
раннефеодальному обществу
2.
|
3. Народность
4. Нация --- этнос на стадии складывания капитализма
Т.е. индустриального общества
Этническое меньшинство – отражение не просто количественных данных, это группа людей, находящихся как правило, в чуждой этнической среде и имеющих следующие черты: 1. Его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами – дискриминация 2. Его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому» 3. Существует определенная изолированность (физическая или социальная) от остального общества |
Межнациональные отношения -отношения между различными национальными общностями как внутри одного государства, так и между разными нациями-государствами.
|