История зарубежной музыки.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (экзамена):
1. Музыкальная культура Древнего мира. Музыка Древнего Востока. Древний Египет, Древняя Индия. Древний Китай.
2. Музыка Древней Греции и Древнего Рима.
3. Музыкальная культура Средневековья. Церковная профессиональная музыка.
4. Музыкальная культура Средневековья. Светская музыка. Рыцарское музыкально-поэтическое творчество.
5. Музыкальная культура эпохи Возрождения.
6. Школы хоровой полифонической музыки эпохи Возрождения (нидерландская, итальянская, английская)
7. Светские жанры эпохи Возрождения.
8. Музыкальная культура XVII в. барокко.
9. Опера XVII в. Оперные школы (итальянская, французская, английская, немецкая)
10. Г.Ф. Гендель. Творческий портрет (характеристика личности и творчества).
11. Ораториальное, оперное и инструментальное творчество Г.Ф.Генделя (краткий обзор).
12. И.С. Бах. Творческий портрет (характеристика личности и творчества).
13. Кантатно-ораториальное творчество И.С.Баха.
14. Духовные сочинения И.С. Баха. Страсти (пассионы), Месса h-moll.
15. Оперная реформа К.В.Глюка. Преломление классических тенденций в оперном творчестве Глюка. Опера «Орфей».
16. Венская классическая музыкальная школа. Эстетика и значение в мировой музыкальной культуре. Ведущие представители.
17. Й.Гайдн. Творческий портрет. Характеристика стиля.
18. Симфоническое и камерно-иснтрументальное творчество (сонаты, ансамбли) Гайдна.
19. В.А. Моцарт. Творческий портрет (характеристика личности и творчества).
20. Оперное творчество В.А.Моцарта. Суть оперной реформы (в сравнении с реформой Глюка). Жанровые направления оперного творчества.
21. Симфоническое творчество В.А. Моцарта. Поздние симфонии.
22. Идейный облик творчества и черты стиля Л.В. Бетховена.
23. Симфонизм (симфонический метод) Л.В. Бетховена (симфонии, увертюры, концерты).
24. Камерно-инструментальное творчество Бетховена. Сонаты (круг образов, тематика, трактовка цикла, трактовка фортепиано, выразительные средства)
25. Романтизм в музыкальной культуре XIX в. Эстетика романтизма, ведущие стилевые черты. Становление национальных композиторских школ.
26. Формирование романтизма в Австрии и Германии.
27. Ф. Шуберт. Творческий облик. Романтические черты в творчестве композитора. Вокальное творчество.
28. Р. Шуман. Творческий портрет. Вокальное творчество.
29. Романтическая миниатюра в творчестве Р.Шумана.
30. Ф.Мендельсон-Бартольди. Черты стиля. Прогрессивное значение деятельности композитора для национальной и мировой музыкальной культуры.
31. Романтическая симфония. Симфонии Ф.Шуберта, Р.Шумана и Ф. Мендельсона (песенный симфонизм).
32. Становление польской национальной композиторской школы. Ф.Шопен. Эстетические принципы творчества. Особенности музыкального стиля.
33. Становление норвежской национальной композиторской школы. Э.Григ. Характерные черты стиля.
34. Венгерская композиторская школа. Черты стиля Ф.Листа. .Венгерский фольклор в творчестве композитора.
35. Программный симфонизм. Симфонические поэмы Ф.Листа
36. Программный симфонизм. Симфоническое творчество Г. Берлиоза
37. Чешская национальная композиторская школа. Симфоническое творчество А.Дворжака.
38. Немецкая романтическая опера. К. Вебер. Вебер и национальная опера (основные черты оперной драматургии композитора).
39. Р.Вагнер и проблемы музыкальной драмы. Оперная реформа Р.Вагнера.
40. Итальянский оперный театр XIX в. Дж. Россини. В.Беллини. Г.Доницетти.
41. Итальянская опера второй половины XIX в. Дж. Верди. Оперное творчество.
42. Французский оперный театр XIX в. Дж. Мейербер, Ж.Бизе, Ш.Гуно
43. Симфоническое творчество И.Брамса и А.Брукнера.
44. Музыкальная культура рубежа XIX – XX в. Основные направления. Жанровая система. Стилистические тенденции.
45. Импрессионизм в музыке. К.Дебюсси. Обзор творчества и характерные черты стиля.
46. Импрессионизм и неоклассицизм в творчестве М.Равеля. Обзор творческого наследия композитора.
IV ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1.Церковная музыка как средоточие профессиональной письменной культуры
2.Значение григорианского хорала в музыкальной культуре Средневековья
3.Школа Нотр-Дам и её значение в развитии профессионального многоголосия
4.Ведущие жанры многоголосной средневековой музыки
5.Музыкально-поэтическое творчество трубадуров (труверов, миннезингеров)
6.Музыкальная эстетика Средневековья.
7.Творчество Л.Бетховена и музыка французской революции
8.Творчество Бетховена в контексте идей просветительского классицизма
9.Тема судьбы в музыке Л.Бетховена
10.Симфонический метод Бетховена и его значение
11.Программная увертюра в творчестве Л.Бетховена
12.Фортепианная соната в творчестве Бетховена: традиции и новации
13.Традиции творчества Л.Бетховена в мировой музыкальной литературе
14.Становление и развитие польской национальной музыкальной школы и её значение в истории мировой музыкальной культуры
15.Становление и развитие венгерской национальной музыкальной школы и её значение в истории мировой музыкальной культуры
16.Становление и развитие норвежской национальной музыкальной школы и её значение в истории мировой музыкальной культуры
17.Становление и развитие чешской национальной музыкальной школы и её значение в истории мировой музыкальной культуры
18. Пути развития романтизма в музыкальной культуре рубежа XIX-XX в.
19. Итальянский оперный веризм как направление в музыкальном искусстве конца 19 – начала 20 в.
20. Влияние символизма на музыку рубежа 19 – 20 вв.
Рекомендуемая литература
1.История зарубежной музыки в пяти выпусках.
- Выпуск 1. Под. ред. К. Розеншильд. Изд. 2. М., 1969.
- Выпуск 2. Под ред. Б. Левик . Изд. 2. М., 1966.
- Выпуск 3. Под. ред. В. Конен. Изд. 3. М., 1989.
- Выпуск 4. Под. ред. М. Друскин. Изд. 3. М., 1967.
- Выпуск 5. Под. ред. И. Нестьев. М., 1988.
2.Т.Н. ЛивановаИстория западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т.:
-т.1 По XVIII век. М.: Музыка, 1983.
- т.2 XVIII век. М.: Музыка, 1982.
3. Ливанова Т.Н. Западно-европейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. М.: Музыка, 1977
1. Аберт Г. В. А. Моцарт. Ч.1-2. – М., 1978-1990
2. Барсова И. Симфонии Густава Малера. – М., 1975
3. Бенестад Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ. Человек и художник. – М., 1986
4. Берлиоз Г. Мемуары. – М., 1967
5. Бетховен Л. Сборник статей. – М.,1972
6. Бетховен Л. Письма. – М.,1970
7. Бэлза И. Исторические судьбы романтизма и музыка. – М.,1985
8. Вагнер Р. Избранные работы. – М., 1978
9. Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. – М.,1988
10. Верди Дж.Избранные письма. – М.,1959
11. Ворбс Г. Х. Мендельсон-Бартольди. – М., 1966
12. Вульфиус П. Франц Шуберт. – М., 1983
13. Горбачева Е.Г. Популярная история музыки. - М.: Вече, 2002.
14. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера – три мира (пер. с нем.)
15. Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература. Вып.1. – М., 1976
16. Гивенталь И., Гингольд Л. Музыкальная литература. Вып.2. – М., 1984
17. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.3.- М.,1983
18. Данилевич Л. Джакомо Пуччини. – М., 1969
19. Дебюсси и музыка ХХ века. – Л., 1984
20. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. – М., 1973
21. Друскин М. О западноевропейской музыке ХХ века. – М., 1973
22. Друскин М. Пассионы и мессы И. С. Баха. – Л., 1976
23. Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. - М., 1982.
24. Житомирский Д. Шуман. – М., 1964
25. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка ХVII- первой половины ХVIII века. – М., 1983
26. Зейфас Н. Традиция барокко в музыке Моцарта// Музыкальная академия. 1992, №2, с.184-186
27. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. – М.,1997
28. Ивашкин А. Кшиштоф Пендерецкий. – М.,1983
29. Кириллина Л. Бог, царь, герой и оперная революция// Советская музыка.1991, №12
30. Кириллина Л. Классический стиль в музыке ХVIII – начала ХIХ веков.
31. Самосознание и музыкальная эстетика. – М.,1996
32. Кириллина Л. Опера-буффа и ХХ век// Музыкальная академия. 1995, №3, с.179-188
33. Конен В. История зарубежной музыки. Вып. 3. – М., 1981
34. Конен В. Клаудио Монтеверди. - М., 1986.
35. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. – М.,1975
36. Конен В. Театр и симфония. – М., 1968
37. Крауклис Г. «Лоэнгрин» Вагнера. – М., 1988
38. Крауклис Г. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса. – М.,1970
39. Крауклис Г. Симфонические поэмы Ф.Листа. – М.,1974
40. Кремлев Ю. Клод Дебюсси. – М.,1965
41. Левик Б. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.2.- М.,1979
42. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994,
43. Мазель Л. Исследования о Шопене. – М., 1971
44. Мартынов И. Морис Равель. – М., 1974
45. Мильштейн Я. Ф. Лист. – М., 1987
46. Музыка Французской революции XVIII века. Бетховен. – М., 1967
47. Музыкальная эстетика Франции XIX века. – М., 1974
48. Неклюдов Ю. Симфонизм Гайдна и Моцарта – общность или контраст?//
49. Музыкальная академия.1995, №3, с.187-189
50. Нестьев И. Бела Барток. – М.,1969
51. От Люлли до наших дней. – М.,1967
52. Протопопов Вл. Из истории форм инструментальной музыки ХVI – ХVIII веков. Хрестоматия. – М., 1980
53. Рихард Вагнер. Сборник статей. – М., 1987
54. Роллан Р. Гендель. – М., 1984
55. Русская книга о Бахе. – М., 1986
56. Рыцарев С. Кристоф Виллибальд Глюк. – М., 1987
57. Соколов А. Музыкальная композиция ХХ века. – М., 1992
58. Ферман В.Э. Оперный театр. - Л., Музгиз, 1961 г.
59. Хохлов Ю. Песни Шуберта. – М., 1987
60. Царева Е. Иоганнес Брамс. – М., 1986
61. Цуккерман В. Соната си минор Ф. Листа. – М., 1984
62. Чередниченко Т. Музыка в истории культуры. Долгопрудный, 1994
63. Черная Е. Моцарт и австрийский музыкальный театр. – М.,1963
64. Чичерин Г. Моцарт. – Л.,1970
65. Швейцер А. Иоганн Себастиан Бах. – М., 1964
66. Шопен. Письма. – М., 1980
67. Шуман Р. О музыке и музыкантах. – Т.1. – М., 1975. Т.2. – М., 1979
68. И.С. Бах. Серия "Великие композиторы" №6, 2006
69. И.С. БахСерия "Великие композиторы" №19, 2006
70. Л.В. Бетховен Серия "Великие композиторы" №2, 2006
71. Л.В. Бетховен Серия Серия "Великие композиторы" №15, 2006
72. Л.В. Бетховен Серия Серия "Великие композиторы" №26, 2007
73. Л.В. Бетховен Серия Серия "Великие композиторы" №37, 2007
74. И.Брамс Серия "Великие композиторы" №16, 2006
75. И.Брамс Серия "Великие композиторы" №25, 2007
76. Р.Вагнер Серия "Великие композиторы" №38, 2007
77. А. Вивальди Серия "Великие композиторы" №4, 2006
78. Вивальди Серия "Великие композиторы" №21, 2006
79. Й. Гайдн. Серия "Великие композиторы" №20, 2006
80. Ф. Лист Серия "Великие композиторы" №10, 2006
81. Г. Малер Серия "Великие композиторы" №29, 2007
82. Ф. Мендельсон Серия "Великие композиторы" №9, 2006 - 16 с.
83. Мендельсон Серия "Великие композиторы" №27, 2007
84. М. Равель Серия "Великие композиторы" №28, 2007
85. И. Штраус. Серия "Великие композиторы" №7, 2006
86. Ф. Шуберт Серия "Великие композиторы" №8, 2006
87. Шуберт Серия "Великие композиторы" №24, 2006
88. Русская книга о Палестрине. к 400-летию со дня смерти/.Науч.тр. МГК им.П.И.Чайковского, сб.33. - М., 2002.
89. Чигарева Е. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. – М., 2001
90. История зарубежной музыки. ХХ век: Учебное пособие. / Сост. и общ. ред. Н.А. Гавриловой. – М.: Музыка, 2005
91. 3. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки: Популярные лекции /Е.Л.Гуревич. – М.: Академия, 2002
92. История музыки. Учебное пособие. Никеева И.А., Фаттахова Л.Р. – Омск, 2004
- История зарубежной музыки: Учебник. Начало ХХ века – середина ХХ века.
Вып.6/ Ред. В.В.Смирнов. – СПб.:Композитор, 2001.–631с.: ноты