Тема 9. Учебники и учебно-методические комплексы. Отечественная и всеобщая история в концентрической и линейных системах обучения
Современные учебники истории основной школы. 5-9 классы. Учебники «нового поколения».
Основные структурные компоненты учебника истории. Взаимосвязь текстовых и иллюстративных компонентов учебника истории и их виды.
Приемы работы учащихся с текстовым и иллюстративным материалом учебника.
Функциональная роль учебника истории.
Виды вопросов по тексту учебника, организация работы с историческими документами, иллюстрациями в учебнике.
Школьный учебник по истории является источником знаний и средством обучения. Учебник содержит систематическое изложение материала по истории, предусмотренного программой и подлежащего усвоению.
В дореволюционной школе учебник служил для заучивания материала заданного на дом.
Представление об учебнике истории как пособии, служащем в основном для закрепления материала учащимися дома, господствовало в советской школе в 1930-1940-е гг. Лишь немногие учителя в те годы вели системную работу на уроке над текстом учебника истории. Этому, помимо перегрузки уроков программным материалом способствовал и характер учебников того времени: в них отсутствовали вопросы и задания по тексту, вопросы для повторения и обобщения, пояснительный текст под иллюстрациями и т.п.
В 60-90-е гг. взгляд на место и роль учебника в процессе обучения значительно изменился. Учителя используют учебник истории как пособие и для обучения на самом уроке, и для выполнения домашнего задания. Задачи классной работы с текстом учебника понимаются значительно шире, чем в прежние годы: не только облегчить сознательное закрепление учебного материала, но обеспечить в какой-то степени его усвоение на уроке, а главное — научить самостоятельно работать с книгой, самостоятельно извлекать исторические знания из книги, оперировать материалом, содержащимся в учебнике.
Учебник имеет структурные компоненты:
Пакет основной:
· повествовательный;
· описательный;
· объяснительный;
· проблемно-обобщающий.
Дополнительный:
· документы;
· отрывки художественной литературы;
· биографические справки.
Пояснительный:
· определение терминов;
· подписи к иллюстрациям;
· пояснения в скобках.
Методические:
· вопросы и задания;
· выделения в тексте;
· пункты параграфов;
· инструктивно-методические материалы.
Иллюстрации: фотографии, репродукции, картосхемы, схемы, таблицы. Аппарат ориентировки: оглавление, рубрикации, сигналы-символы, указатели, рекомендуемая литература.
Основные требования к учебнику истории:
1. научность в освещении исторического прошлого и исторической периодизации;
2. доступность для учащихся данного возраста, научные данные должны излагаться просто, ясно, способствовать развитию речи и исторического мышления;
3. обеспечивать организацию процесса познания учащимися исторических явлений;
4. наличие преемственности между учебниками последовательных возрастных групп учащихся;
5. содержание методического аппарата: исторические карты, иллюстрации, справочный материал: оглавление, хронологические таблицы.
Перечень учебных изданий утверждается Министерством образования Российской Федерации. Он включает по 270 наименований учебников и учебных пособий и носит рекомендательный характер, позволяет учителю выбрать из этого обилия учебников и учебных пособий, выпускаемые издательствами «Просвещение» и «Дрофа», то которые наиболее близки учителю. Но вместе с тем, наиболее часто применяемы следующие учебники:
Класс
Ворожейкина Н.И. Рассказы по родной истории. М., 1998.
Вигалин А.А. История Древнего мира. М., 1995.
Класс
Агибалова Е.В., Донской Т.М. История Средних веков. М., 1996.
Преображенский А.А. История Отечества с древних времен до конца ХVIII в. М., 1996.
Класс
Нарочницкий А.А. Новая история (1640-1870). М., 1994.
Пунский В.О. Юдовская А.Я. «Новая история (1640-1870). М., 1994.
Преображенский А.А. и др. История России. М., 1996.
Кацва А.А., Юрганов А.П. История России.
Класс
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России в ХIХ в. М., 1994.
Зырянов П.Н. История России в ХIХ в. М., 1994.
Юдовская А.Я., Баранов П.А. Новая история. М., 1994.
Класс
Алексашкина Л.Н. Новейшая история. М., 1996.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России в ХХ в. М., 1995.
Класс
Островский В.П., Уткин А.И. История России. М., 1992.
Сорока-Цюпа О.С. Новейшая история. М., 1994.
Класс
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России в ХХ в. М., 1995.
Сороко-Цюпа О.С. Мир в ХХ в. М., 1992.
В современный период появляются компьютерные версии учебников, авторами одного из первых стали Данилов А.А., Косулина Л.Г., Харитонов А.А. «История России в ХХ в.».
В настоящее время существует множество школьных учебников, имеющих самую разную структуру. Идет процесс создания многоуровневых учебников, учитывающих дифференциацию процесса обучения.
Вопросы для самоконтроля
1. Как определялась роль школьного учебника истории и обществознания в различные периоды?
2. Какие структурные компоненты должен содержать учебник?
3. Перечислите основные требования к учебнику истории.
4. Назовите авторов и названия современных учебников по истории.
Тема 10. Учебный план школы и календарно-тематическое планирование преподавания истории.
Программа — основополагающий документ, определяющий принципы построения курса, задачи данного предмета.
Определение последовательности изучения тем, событий, фактов, понятийного аппарата.
Количество часов на изучение раздела, темы.
Календарно-тематическое планирование.
Роль и место урока в теме, разделе, курсе.
Переход от прежних унифицированных программ к примерным, «рамочным», от некогда единого комплекта стабильных учебников к многообразию новых пособий способствует расширению возможностей творческой работы учителя, и вместе с тем породил ряд проблем. Современные учебники отличаются не только новой структурой, отбором и изложением исторического материала, но часто и не соответствием возрастным возможностям учащихся, объему времени, отводимого на изучение курса. В некоторых из них явно преобладает авторский монолог при невнимании к познавательной деятельности школьников. В этой ситуации к учителю, прежде чем приступить к преподаванию, необходимо приложить значительные усилия для создания педагогически продуманной, целостной и последовательной модели учебного процесса.
В основу учебного плана школы и календарно-тематического планирования преподавания истории должны быть положены следующие дидактико-методические подходы:
1. Планирование отражает как содержательные, так и деятельностные компоненты обучения. В нем представлены и последовательность изучения материала, формы и приемы деятельности учителя и учащихся.
2. В качестве основной единицы планирования рассматривается не отдельный урок, хотя он является важным звеном в учебном процессе, а учебная тема, группа уроков, это помогает выделить основное содержание курсов, преодолеть дробность в отборе учебного материала.
3. Основой при отборе исторического материала служат нормативные документы: обязательный минимум содержания образовательной области «Обществознание» (история), содержание аналогичной темы в программе по предмету, учебный материал в учебнике, Федеральный и региональный компоненты программ.
4. Планирование должно быть ориентировано на использование учебников и пособий, рекомендованных Министерством образования РФ (см.перечень учебников и пособий на 2002/2003 учебный год, в журнале «Обществознание в школе» 2002 г. № и др. изданиях.
Рекомендуемая последовательность изучения курсов отечественной и всеобщей истории в V-IХ классах:
V класс | История древнего мира | 68 час. |
VI класс | История средних веков (V-ХV вв.) | 28 час. |
VII класс | Новая история (ХVI-ХVIII вв.) История России (ХVII-ХVIII вв.) | 26 час. 42 час. |
VIII класс | Новая история (ХIХ в.) История России (ХIХ в.) | 24 час. 44 час. |
IХ класс | История России (ХХ в.) Новейшая история (ХХ в.) | 68 час. 34 час. |
Календарно-тематический план имеет следующие разделы:
№ п/п | Название раздела, темы | Домаш. Зад., пункты, стр. | Дата изучение материала |
Более сложный календарно-тематический план предлагают авторы Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова.
Тема и дата занятия | Основные вопросы | Основные понятия | Учебники, пункты, стр. | параграфы | Средства обучения | Программа развития уч-ся |
Межпредметные связи | Форма учебного занятия | Формы текущего и итогового контроля |
Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем на весь учебный год из расчета изучения материала в обычных классах:
в V кл. — 68 часов годовых — 2 часа в неделю;
в VI кл. — 68 часов годовых — 2 часа в неделю;
в VII, VIII кл. — 68 часов годовых — 2 часа в неделю;
в IХ кл. — 102 часа — 3 часа в неделю.
Весь программный материал должен быть изучен за 34 учебных недели (с 1 сентября по 25 мая). При планировании необходимо учесть деление учебных занятий по четвертям и полугодиям. Необходимо, чтобы изучение раздела, темы было логически завершено при завершении четверти, следует предусмотреть урок обобщения изученного материла.
Определение последовательности изучения тем, событий, фактов, понятийного аппарата напрямую зависят от учебных программ и логики построения учебного материала в школьном учебнике. Последовательность изучения определяется линейностью и динамикой развития исторических событий.
Программа — основополагающий документ, определяющих принципы построения курса, задачи данного предмета, основные знания, умения и навыки необходимые для развития учащихся в данном школьном возрасте.
В зависимости от специализации школы, от уровня дифференциации внутри параллели к основному учебному времени, выделенному в программе, в учебном плане школы из вариативной части плана может быть выделено до 10% дополнительного времени в классах с углубленным изучением предмета, соответственно в V-VIII классах это дополнительно 6-7 уроков. Учителю предоставляется право самому определить темя для углубленного изучения, определить литературу для самостоятельного изучения учащимися в ходе подготовки домашнего задания. Дополнительные уроки должны быть внесены в календарно-тематическое планирование учителя и утверждены педагогическим советом и администрацией школы.
Вопросы для самоконтроля
1. Какими документами руководствуется учитель при составлении календарно-тематического плана?
2. Какие разделы включает план и почему?
3. Чем могут быть вызваны изменения календарно-тематического плана при работе в одной параллели? Охарактеризуйте эти изменения.