Гуляева, Е. Г. Музыка. 3 класс.Тетрадь самооценки – “Зорны Верасок”, 2011, 2012

КЛАСС

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебный год

МУЗЫКА

Гуляева, А.Р., Гарбунова, М.Б., Яшчэмбская-Калёса, І.В. Музыка: вучэбны дапаможнік для 3-га класа агульнаадукац. устаноў з беларус. мовай навучання. – Мінск: Мастацкая літаратура, 2008.

Гуляева, Е. Г. Музыка. 3 класс.Тетрадь самооценки – “Зорны Верасок”, 2011, 2012.

Общее количество часов в соответствии с учебным планом – 35

№   Тема раздела, урока   К-во часов Цели и задачи урока Материал учебного пособия, пособия для учащихся
I четверть Тема: «Песенный, танцевальный, маршевый характер музыкальной речи» (8 часов)
  Песенный, танцевальный и маршевый характер музыкальной речи 1 час   Цель: сформировать представление о песенном, танцевальном, маршевом характере музыкальной речи. Задачи: 1) актуализация представлений о первичных музыкальных жанрах – песне, танце, марше; 2) актуализация представлений о средствах музыкальной выразительности; 3) формирование первичных представлений о песенности, танцевальности, маршевости; 4) cовершенствование умений самостоятельно использовать средства музыкальной выразительности в собственной художественной деятельности «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.4.  
  Песенный характер музыкальной речи 1 час   Цель: сформировать представление о характерных особенностях песенной музыкальной речи. Задачи: 1) введение понятия песенность; 2) ознакомление с основными характеристиками песенной музыкальной речи; 3) совершенствование умений кантиленного пения; 4) развитие мелодического слуха «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 8-15. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.5.  
Песенность в инструментальной музыке 1 час Цель: расширить представления о характерных особенностях песенной музыкальной речи. Задачи: 1) введение понятия инструментальная» музыка; 2) формирование представлений о специфике проявления характерных особенностей песенности в инструментальной музыке; 3) совершенствование умений инструментального музицирования; 4) формирование слушательской культуры учащихся «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 8-15. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.6.  
  Танцевальный характер музыкальной речи 1 час   Цель: сформировать представление о характерных особенностях танцевальной музыкальной речи. Задачи: 1) введение понятий танцевальность, акцент; 2) ознакомление с основными характеристиками танцевальности; 3) формирование умения читать ритмическую запись; 4) развитие ритмического чувства «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 15-26. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.7.  
  Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке 1 час Цель: расширить представления о характерных особенностях танцевальной музыкальной речи. Задачи: 1) дифференциация понятий танец и танцевальность; 2) формирование представлений о специфике проявления характерных особенностей танцевальности в вокальной и инструментальной музыке; 3) совершенствование умений выразительного пения и инструментального музицирования; 4) формирование слушательской культуры учащихся «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С.15-26. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.8.  
  Маршевый характер музыкальной речи 1 час   Цель: сформировать представление о характерных особенностях маршевой музыкальной речи. Задачи: 1) введение понятий маршевость, пунктирный ритм; 2) ознакомление с характерными особенностями маршевой музыкальной речи; 3) совершенствование умений выразительно двигаться под музыку; 4) развитие чувства метроритма «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 27-35. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.9.  
Маршевость в вокальной и инструментальной музыке 1 час Цель: расширить представления о характерных особенностях маршевой музыкальной речи. Задачи: 1) дифференциация понятий марш и маршевость; 2) формирование представлений о специфике проявления характерных особенностей маршевости в вокальной и инструментальной музыке; 3) совершенствование умений выразительного пения и инструментального музицирования; 4) развитие звуковысотного слуха и ритмического чувства «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 27-35. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.10.    
Обобщающий урок 1 час Цель: обобщить представления о песенности, танцевальности, маршевости. Задачи: 1) систематизация приобретённых знаний, обобщение опыта практической музыкальной деятельности; 2) оперирование понятиями песенность,танцевальность, маршевость; 3) совершенствование исполнительских и слушательских умений учащихся «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 36-40. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.11-13.  
II четверть Тема раздела: «Интонация» (8 часов)
Выразительность слова, звука, движения, цвета 1 час Цель: сформировать первоначальные представления об интонации. Задачи: 1) ознакомление с интонацией как выразительностью звука, слова, движения, цвета; 2) моделирование интонации звуком, словом, движением, цветом; 3) совершенствование умений выразительного пения, инструментального музицирования, движения под музыку; 4) развитие творческих способностей учащихся «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 41-45. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.14.  
Близость речевой и музыкальной интонации 1 час Цель: сформировать представление об интонации как общей основе речи и музыки. Задачи: 1) актуализация имеющегося исполнительского опыта; 2) выявление близости речевой и музыкальной интонации; 3) совершенствование умений исполнять литературные и музыкальные произведения; 4) формирование умения самостоятельно отбирать выразительные средства и использовать их в собственной художественной деятельности «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 41-45. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.15.  
"Зерно"- интонация 1 час Цель: сформировать представление о «зерне»-интонации. Задачи: 1) ознакомление с характерными особенностями «зерна»-интонации; 2) формирование умений определять характер «зерна»–интонации; 3) формирование умений исполнять интонации на звуковысотных инструментах; 4) формирование умения самостоятельно создавать «зёрна»-интонации различного характера «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 45- 47. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.16.  
Выразительная интонация 1 час Цель: сформировать представление о выразительной интонации. Задачи: 1) углубление представлений о выразительности; 2) ознакомление с музыкальными интонациями, выражающими чувство, настроение; 3) совершенствование умений выразительного пения и инструментального музицирования; 4) моделирование выразительных интонаций звуком, словом, движением, цветом «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 47-55. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.17.  
Изобразительная интонация 1 час Цель: сформировать представление об изобразительной интонации. Задачи: 1) углубление представлений об изобразительности; 2) ознакомление с музыкальными интонациями, отображающими явления окружающего мира; 3) совершенствование навыка звукоподражания; 4) моделирование изобразительных интонаций звуком, словом, движением, цветом «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 55-59. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.18.  
14-15 Выразительная и изобразительная интонации встречаются в одном произведении 2 часа Цель сформироватьпредставление о полиинтонационном характере музыкального произведения. Задачи: 1) расширение представлений о выразительных и изобразительных интонациях; 2) формирование умений различать выразительные и изобразительные интонации в музыкальном произведении; 3) совершенствование умений выразительного пения и инструментального музицирования; 4) развитие воображения и фантазии «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 55-59. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.19.  
Обобщающий урок 1 час Цель: обобщить представления учащихся об интонации. Задачи: 1) систематизация приобретённых знаний, обобщение опыта практической музыкальной деятельности; 2) оперирование понятиями интонация, зерно-интонация, выразительная и изобразительная интонации; 3) совершенствование слушательских и исполнительских умений учащихся «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 60-64. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.20-22.  
III четверть Тема раздела: «Развитие музыки» (10 часов)
Как рассказывают и слушают музыкальные истории 1 час Цель: сформировать первоначальное представление о развитии музыки. Задачи: 1) введение понятия развитие музыки; 2) ознакомление с основными способами музыкального развития; 3) выявление роли средств музыкальной выразительности в развитии музыки; 4) совершенствование слушательских и исполнительских умений учащихся «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 65-68. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.23.  
Как развивает музыку композитор 1 час Цель: сформировать представление о композиторских средствах развития музыки. Задачи: 1) актуализация имеющегося опыта музыкальной импровизации; 2) выявление комплекса средств, используемых в деятельности композитора; 3) формирование элементарных композиторских умений; 4) развитие творческих способностей учащихся «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 67-68; 123-124. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.24.  
Мелодическое развитие музыки 1 час Цель: сформировать представление о мелодическом развитии музыки. Задачи: 1) углубление представлений учащихся о временном характере музыкального искусства; 2) формирование умений следить за развитием мелодии и отображать его с помощью графического, пластического и пространственного моделирования; 3) развитие звуковысотного слуха и чувства метроритма «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 69-71. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.25.  
Динамическое развитие музыки 1 час Цель: сформировать представление о динамическом развитии музыки. Задачи: 1) актуализация представлений о динамической шкале; 2) введение понятий крещендо и диминуэндо; 3) формирование умений следить за динамическим развитием музыки и отображать его с помощью пластического и цветового моделирования; 4) развитие динамического слуха «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 72-74. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.26.  
Темповое развитие музыки 1 час Цель: сформировать представление о темповом развитии музыки. Задачи: 1) актуализация представлений о музыкальных темпах; 2) формирование умений следить за темповым развитием музыки и отображать его с помощью пластического моделирования; 3) формирование умений осуществлять развитие музыки с помощью ускорения, замедления, контрастного сопоставления темпов; 4) развитие чувства темпоритма «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 75-78. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.27.  
Регистровое и тембровое развитие музыки 1 час Цель: сформировать представление о регистровом и тембровом развитии музыки. Задачи: 1) Актуализация представлений о тембрах голосов, тембрах и регистрах инструментов; 2) формирование умений следить за регистровым и тембровым развитием музыки и отображать его с помощью цветового, пластического, словесного моделирования; 3) формирование умений осуществлять развитие музыки с помощью использования различных тембров инструментов; 4) развитие тембрового слуха «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 79-82. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.28-29.  
Ладовое развитие музыки 1 час Цель: сформировать представление о ладовом развитии музыки. Задачи: 1) актуализация представлений о ладовой окраске музыки; 2) введение понятий мажор, минор, диез, бемоль, бекар; 3) формирование умений следить за ладовым развитием музыки и отображать его с помощью цветового и словесного моделирования; 4) развитие ладового чувства «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С.83-87. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.30.  
Исполнительское развитие музыки 1 час Цель: сформировать представление о средствах исполнительскогоразвития музыки. Задачи: 1) дифференциация композиторских и исполнительских средств развития музыки; 2) формирование умений самостоятельно отбирать средства исполнительского развития музыки, создавать исполнительский план произведения; 3) совершенствование умений выразительного пения и инструментального музицирования; 4) развитие творческих способностей учащихся «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С.87-92. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.31.  
Музыкальные диалоги 1 час Цель: сформировать представление о музыкальном диалоге. Задачи: 1)ознакомлениес различными видами музыкального диалога; 2) формирование представлений о строении музыкального диалога; 3) формирование умения моделировать музыкальный диалог; 4) совершенствование импровизационных умений «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С.92-95. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.32.  
Обобщающий урок 1 час Цель: обобщить представления о способах и средствах развития музыки. Задачи: 1)систематизация приобретённых знаний, обобщение опыта практической музыкальной деятельности; 2) оперирование понятиями развитие музыки, крещендо, диминуэндо, мажор, минор, диез, бемоль, бекар; 3) совершенствование умений прослеживать развитие музыки; 4) совершенствование умений осуществлять развитие музыки при помощи композиторских и исполнительских средств «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 96. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.33-35.  
IV четверть Тема раздела «Строение (формы) музыки»
Разнообразие строения музыкальных произведений 1 час Цель: сформировать представление о разнообразии музыкальных форм. Задачи: 1) актуализация имеющегося опыта восприятия, исполнения и сочинения музыки; 2) выявление взаимосвязи содержания и формы музыкального произведения; 3) совершенствование аналитических умений; 4) развитие ассоциативно-образного мышления «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.36.  
Контрасты и повторы в жизни и музыке 1 час Цель: сформировать представление о сущности контраста и повтора в музыке. Задачи: 1) актуализация понятий контраст, повтор; 2) дифференциация понятий повтор, сходство; 3) формирование умений отбирать контрастные или сходные средства музыкальной выразительности при решении художественной задачи; 4) формирование элементарных навыков исполнительской интерпретации «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С.97-102. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.37.  
Из чего состоит музыкальная речь 1 час Цель: сформировать представление о строении музыкальной речи. Задачи урока: 1) актуализация имеющегося опыта восприятия, исполнения, сочинения музыки; 2) выявление взаимосвязи содержания музыкального произведения и особенностей строения музыкальной речи; 3) введение понятий мотив, фраза, предложение; 4) формирование умения анализировать строение музыкальной речи на слух и по нотной записи «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 103-104. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.38.  
Как музыка рассказывает истории, в которых нет контрастов 1 час Цель: сформироватьпредставление о формепериода. Задачи 1) актуализация представлений о развитии музыки; 2) введение понятия кульминация; 3) формирование умений следить за развитием музыкального образа и отображать его при помощи графических средств; 4) развитие ассоциативно-образного мышления, фантазии и воображения «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С.104-109. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.39.  
Двухчастная форма 1 час Цель: сформироватьпредставление о двухчастной форме. Задачи: 1) актуализация имеющегося опыта восприятия, исполнения, сочинения музыки; 2) введение понятий куплет, запев, припев; 3) формирование умений определять форму музыкального произведения и отображать ее с помощью графических средств; 4) формирование умений самостоятельно конструировать музыкальное произведение в двухчастной контрастной форме «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 110-114. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.40.  
Трёхчастная форма 1 час Цель: сформироватьпредставление о трёхчастной форме. Задачи: 1) актуализация имеющегося опыта восприятия, исполнения, сочинения музыки; 2) ведение понятия реприза; 3) формирование умений определять форму музыкального произведения и отображать ее с помощью графических средств; 4) формирование умений самостоятельно конструировать музыкальное произведение в трёхчастной репризной форме «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 114-119. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.41.  
Рондо 1 час   Цель: сформировать представление о форме рондо. Задачи: 1) актуализация имеющегося опыта художественной деятельности; 2) введение понятий рефрен, эпизод; 3) формирование умений определять форму музыкального произведения и отображать ее с помощью графических средств; 4) формирование умений самостоятельно конструировать музыкальное произведение в форме рондо «Музыка. 3 клас» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С.119-121. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.42.  
Вариации 1 час Цель: сформировать представление о форме вариаций. Задачи: 1) актуализация имеющегося опыта художественной деятельности; 2) введение понятий тема, вариация; 3) формирование умений определять форму музыкального произведения и отображать ее с помощью графических средств; 4) формирование умений самостоятельно конструировать музыкальное произведение в форме вариаций «Музыка, 3» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С.122-123. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.43.  
Обобщающий урок 1 час Цель: обобщение представлений учащихся о строении музыкальных произведений. Задачи: 1) систематизация приобретённых знаний и обобщение опыта практической музыкальной деятельности; 2) оперирование понятиями контраст, реприза, куплет, запев, припев, рефрен, эпизод, тема, вариация 3) совершенствование слушательских, исполнительских и композиторских умений учащихся «Музыка, 3» А.Р. Гуляева, М.Б. Гарбунова, І.В. Яшчэмбская-Калёса. С. 125-126. «Музыка. 3 класс. Тетрадь самооценки». Е.Г. Гуляева. С.44-47.  

Наши рекомендации