Развитие речи неговорящих детей
Ребенку нужно научиться:
- Подражать звукам окружающей среды и повторять простые звуковые комплексы.Обучение ребенка произнесению простых звуковых комплексов и звукоподражаний животных – хороший способ расширить его активный словарь (слова, которые малыш говорит). В любом языке есть простые короткие звуковые комплексы, обозначающие звуки окружающей среды, действия и эмоциональные состояния людей. Они состоят из звуков, легких для повторения, что делает их незаменимым средством освоения произношения звуков родного языка.
Ø Учить ребенка повторять звукокомплексы можно в простой игре, используя игрушки или картинки, или просто сопровождать звуками свои действия с предметами. Если у вас есть большая картонная коробка и резиновые игрушки – фигурки животных, можно научить ребенка повторять звукоподражания голосам этих животных. Заранее сложите игрушки в коробку. Сядьте с малышом на пол около коробки. Постучите ручкой ребенка по коробке, произнося за него вопрос: «Кто там?» Достаньте из коробки одну игрушку (например, кошку) и назовите ее ребенку: «А там у нас МЯУ!» Голосом и интонацией выделяйте звукоподражание. Многократное повторение этой игры поможет малышу запомнить звукоподражания и научиться повторять их вслед за вами.
Ø Научить ребенка повторять простые звуковые комплексы можно, играя с предметами и игрушками. Покажите ребенку, как можно комментировать различные действия звукокомплексами. Например, ударяя ручкой ребенка по барабану, произнесите «БАМ!», побуждая его повторить вслед за вами. Бросая камешки в любую емкость с водой, говорите «БУЛЬ!», стуча игрушечным молоточком по дощечке – «ТУК-ТУК», разрушая башню из кубиков – «БАХ!»
Ø Используйте аудиокассеты или компакт-диски на которых записаны звуки и шумы окружающей среды. Разложите перед ребенком картинки, учите его соотносить звуки с соответствующими картинками. Поощряйте малыша имитировать звуки окружающей среды.
Ø Сделайте альбом из фотографий и рисунков с изображениями разных предметов, животных, игрушек. На альбомном листе должна быть только одна картинка! Рассматривая, например, собаку, скажите малышу: «Посмотри, какая маленькая собачка. Ав-ав! – говорит собачка» Поощряйте ребенка повторять вслед за вами соответствующие звуки.
Звукокомплекс | Картинка |
Эмоциональные состояния людей | |
А-а-а | Девочка плачет. |
Бо-бо | Мальчик упал, потирает колено |
Ну-ну-ну! | Мама грозит пальчиком малышу, который рвет книжку |
Аххх! | Восклицает бабушка, которой малыш дарит цветы |
Ай-ай-ай! | Дедушка хмурит брови – малыш перепачкался кашей |
Звукоподражания животных | |
Мяу | Кошка |
Ав-ав | Собака |
Му-у-у | Корова |
Бе-е | Баран |
Ме-е-е | Овца |
Хрю-хрю | Свинья |
Тпрррр | Лошадь |
Иа-иа | Ослик |
Пи-пи-пи | Мышка |
Ш-ш-ш | Змея |
Кв-в-ва | Лягушка |
Уф-уф | Медведь |
У-у-у | Волк |
Р-р-р | Лев |
Ф-ф-ф-ф | Ежик |
Звукокоплексы (птицы и насекомые) | |
Га-га-га | Гусь |
Кря-кря | Утка |
Чик-чирик | Воробей |
Чив-чив | Синица |
Кар-кар | Ворона |
Ух-ух | Сова |
Ку-ку | Кукушка |
Ку-ка Ре-ку | Петушок |
З-з-з | Комар |
Ж-ж-ж | Шмель |
Звуки окружающей среды | |
Шлеп | Ребенок идет по лужам |
Буль-буль | Рыбы плавают в воде |
Кап-кап | Идет дождь |
Бултых | Лягушонок прыгает в воду |
Бах | Падает пирамидка из кубиков |
Бряк | Разбилась чашка |
Тук-тук-тук | Дятел стучит клювом |
Бим-бом | Дверной колокольчик |
Чик-чик-чик | Мама открывает дверь ключом |
Тик-так | Идут часы |
Звукокомлексы, обозначающие действия и предметы | |
Ам-ам | Малыш ест |
Топ-топ | Малыш идет |
Прыг-скок | Малыш прыгает |
А-а-а | Малыш спит |
Чирк | Малыш рисует |
Щелк | Малыш закрывает шкатулку |
Ля-ля-ля | Малыш поет песенку |
Плюх | Малыш бросает камень падает в воду |
Скрип-скрип | Малыш закрывает дверь, которая скрипит |
Дзинь | Малыш нажимает на кнопку звонка |
Трынь | Малыш играет на пианино |
Бум-бум | Малыш ударяет по барабану |
О-па | Мяч |
Ням-ням | Конфетка |
Алё | Телефон |
Би-би | Машина |
Ту-ту | Поезд |
Ляля | Кукла |
- Повторять за взрослым простые слоги или слова.Речь ребенка развивается благодаря общению с окружающими людьми, в первую очередь с родителями. Слушая взрослых и наблюдая за их артикуляцией, ребенок учится воспроизводить отдельные звуки, слоги, слова. Первые звукокомплексы и слова, которые учится произносить ребенок, состоят из так называемых «звуков видимой артикуляции». Это звуки, в образовании которых принимают участие губы и зубы, – [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д]. Часто первые слова состоят из двух одинаковых слогов. Вспомните, какие слова, хорошо знакомые вашему ребенку, состоят из перечисленных звуков (мама, папа, баба, би-би, ту-ту, бо-бо, ав–ав, ням-ням и т.д.). Запишите эти слова. Вот несколько вариантов игр, которые помогут вам стимулировать повторение ребенком слов.
Ø Возьмите ребенка на руки и подойдите к зеркалу. Показывая на себя, громко произнесите: «МАМА». Показывайте ручкой ребенка на себя, побуждайте его назвать слово.
Ø Сядьте с малышом друг напротив друга. Хорошо, если ваши лица находятся приблизительно на одном уровне (этого можно добиться, если посадить малыша на большой стол, рядом с которым вы сидите на стуле).
Возьмите картинку, на которой нарисовано знакомое ребенку слово или сам предмет. Удерживая картинку на уровне своих губ, громко и четко произнесите слово. Повторите слово несколько раз, а потом спросите ребенка: «Что это?», побуждая его повторить услышанное слово. Не торопите малыша. Для некоторых детей важно делать паузу, чтобы они могли подумать. Не нужно добиваться от ребенка правильной артикуляции. Он может повторить не целое слово, а только слог или отдельный звук. Например, вместо «баба» кроха может сказать «ба», вместо «ту-ту» – «у-у». Хвалите ребенка за любую попытку повторения.
Ø Укладывая малыша спать, поиграйте с ним в такую игру. Положите малыша рядом с собой, чтобы он видел ваше лицо. Одну ручку малыша прижмите к своим губам, а другую – положите к себе на горло. Это даст ему возможность не только слушать, но и ощущать произнесение. Говорите разные звуки и слова, побуждая малыша повторить их вслед за вами.
- По просьбе взрослого показывать части тела. Умение ориентироваться в схеме собственного тела является одним из показателей речевого и познавательного развития ребенка. Родители постоянно употребляют эти слова в обиходе, например, ухаживая за ребенком или собирая малыша на прогулку. Выясните, какие части тела малыш уже может назвать, а какие еще нет. Познакомьте малыша с названиями основных частей тела и лица (рука, нога, живот, попа, глаза, уши, нос, рот, голова).
Ø Предлагаем вам традиционную игру. Сядьте напротив ребенка и, показывая то на себе, то на ребенке называемую часть тела, говорите: «Где у мамы нос? Вот у мамы нос. А где у Сони нос? Вот у Сони нос!» Игру можно усложнить, если вы будет дотрагиваться до называемой части тела ручкой ребенка.
Ø Помочь ребенку запомнить ту или иную часть тела могут зрительные ориентиры. Надевайте на ручки или ножки ребенка яркие тряпичные браслеты или ленточки или привлекайте к ним внимание малыша.
Ø Дотрагиваясь до определенной части тела, читайте малышу стихотворения или песенки, в которых упоминаются эти слова. Например:
Маленькие ножки,
Маленькие ножки!
За водой ходили
Маленькие ножки.
И домой спешили
Маленькие ножки.
Дома танцевали
Маленькие ножки,
Ой, как танцевали
Маленькие ножки.
***
– Ножки, ножки, где вы были?
– За грибами в лес ходили.
– Что вы, ручки, работали?
– Мы грибочки собирали.
– А вы, глазки, помогали?
– Мы искали да смотрели -
Все пенечки оглядели…
- Узнавать хорошо знакомые предметы (понимать слова).Овладевая родным языком, ребенок сначала учится понимать значение слова, а затем – произносить его. Важно знакомить малыша с новыми понятиями, расширяя тем самым его внутренний (понятийный) словарь. В первую очередь знакомьте ребенка с теми словами, которые наиболее актуальны в повседневной жизни. Можно выделить несколько важных групп слов: наиболее важные для ребенка люди, еда, части лица и тела, игрушки и вещи ребенка, одежда и обувь, действия, слова, отражающие состояния человека.
Ø Используйте любые повседневные ситуации, чтобы закрепить названия слов, которые вы хотите помочь запомнить ребенку. Можно использовать прием переноса. Когда вы сидите за столом, покажите малышу свою ложку и скажите: «Вот моя ложка. А где твоя ложка? Покажи мне твою ложку!» Если ребенок не понимает, о каком предмете идет речь, обхватите руку малыша и вместе возьмите ложку и снова назовите ее. Повторяйте эту игру снова и снова, пока ребенок не усвоит название предмета.
Ø Прием «параллельного рассказа» или «ритуал называния».Следите за направлением внимания вашего малыша. Когда он смотрит на предмет, ваш «параллельный рассказ» о нем поможет запомнить и понять значение этого слова. Отправьтесь вместе с ребенком на экскурсию по дому, как можно раньше научите его показывать пальчиком тот предмет, который его заинтересовал, а сами называйте его. Старайтесь называть не только предметы, но и действия ребенка, например: «Соня кушает кашку! Ам! Вкусная каша!»
Ø Заведите дневник наблюдения за развитием речи ребенка. Лучше использовать тетрадь с алфавитным указателем, заносите в нее слова на соответствующую букву. За динамикой развития речи ребенка легко проследить, если вы будете заносить сведения в такую таблицу:
Слово | День, когда малыш начал понимать значение этого слова | День, когда ребенок начал говорить слово | Вариант произношения слова ребенком |
Банан | 12.02.2003 | 03. 12.2003 | АНА |
- Говорить несколько слов.Развивая пассивную речь (понимание слова), не забывайте стимулировать активную (собственную) речь малыша. Для этого слова нужно многократно повторять ребенку. Детям легче всего повторять короткие слова, состоящие из одного-двух слогов. Поощряйте ребенка, если он пытается пользоваться другими способами общения: мимикой, жестами и интонацией.
Ø Играйте в «разговор по очереди». Установите с малышом контакт «глаза в глаза», улыбайтесь ему и, если он начал вокализовать, попробуйте повторить его вокализацию. Если вам сложно воспроизвести ее, удивитесь: «Правда? Неужели?» Произнесите эту фразу с такой интонацией, словно звуки, которые произносит ваш ребенок, и вправду имеют для вас большое значение. Поощряйте желание малыша говорить, брать на себя инициативу в разговоре и получать от этого удовольствие.
Ø Прием дополнения и развития мысли. Когда малыш начинает произносить отдельные слова, дополняйте и продолжайте его фразы. Например, указывая на кошку, малыш говорит: «Ки!», а вы договариваете: «Да, это киса. Киса говорит “мяу”!»
Ø Прием «лесов» (подпорок). Читайте ребенку стихи, поощряя его договаривать простые слова в конце строчки. Для таких занятий прекрасно подходят русские потешки и речевые игры: «Гуси-гуси», «Сорока-сорока», «Каравай-каравай». Например,
Взрослый: Гуси, гуси.
Ребенок: Га-га-га.
Взрослый: Есть хотите?
Ребенок: Да! Да! Да!
- Показывать на картинках одежду, игрушки, предметы домашнего обихода.Важным умением, характеризующим развитие речи и мышления ребенка, является способность узнавать на картинках хорошо знакомые предметы. Сделайте крупные фотографии таких предметов, например ботинка, мячика, плюшевого мишки, шапочки и др.
Ø Сначала убедитесь в том, что ребенок знает и правильно показывает предметы, которые вы называете. Положите перед ребенком три любых предмета (игрушки). Попросите его: «Покажи, где твой мишка?» Если малыш затрудняется ответить, помогите ему. Направляя ручку малыша, дотроньтесь до предмета и назовите его: «Вот мишка!»
Ø Когда малыш будет безошибочно показывать все три предмета, научите его класть фотографию предмета рядом с предметом. Объясняйте ребенку: «Посмотри, что на этой картинке? Это твой мишка. Покажи мне твоего мишку. Вот он! Давай положим его фотографию рядом». Помогайте малышу, направляйте его руку, когда он подносит фотографию к предметам. Постепенно старайтесь меньше помогать ребенку.
Ø Учите малыша узнавать и по вашей просьбе протягивать картинку или фотографию с изображением слова, не показывая соответствующий предмет. Для этого положите перед ребенком три картинки, назовите предмет и попросите малыша показать картинку, на которой изображен этот предмет.
- Сопровождать игры звуками и шумом.Помогите малышу научиться переносить имеющиеся у него произносительные навыки в игровую деятельность.
Ø Учите малыша сопровождать звуками простые игры с игрушками. Покажите ребенку, как катать машинку, протягивая «У-У-У» или имитируя звук мотора «Р-Р-Р», разрушать башню из кубиков или деталей строительного конструктора, говоря «БАХ!», показывать, как ходит, переваливаясь, мишка, произнося «ТОП – ТОП – ТОП».
Ø Купите тематические игровые наборы для ролевых игр: «ДОМ» с комплектом фигурок основных членов семьи, «Зоопарк», «Ферма». Учите малыша манипулировать с фигурками людей и животных, сопровождая игру подходящими по смыслу вокализациями. Например, «А-а-а» – спит малыш, «Ам!» – кормим куклу, «Тр-р-р» – звонит телефон в доме, а папа отвечает: «АЛЕ!»
Ø Учите малыша баюкать куклу, ходить с ней гулять, водить ее в гости и кормить, варить обед и другим действиям. Поощряйте стремление ребенка сопровождать игру любыми доступными ему вокализациями.
- Словесно выражать свои желания.Этоочень важно для дальнейшего развития ребенка. Овладев этим навыком, ребенок сможет рассказать о своих потребностях и чувствах (голода, жажды, боли) или сделать выбор.
Ø Используйте любые повседневные ситуации для того, чтобы стимулировать ребенка выражать свои потребности. Если малыш не может выразить словами свои желания, научите его использовать сначала жесты или мимику, отражающие его просьбу. Например, если кроха хочет пить или есть, он может показывать на рот, если хочет гулять – на дверь и т.п. Поощряйте любые попытки ребенка сопровождать звуками или словами свои просьбы.
Ø Учите малыша просить, называя интересующий его предмет. Покажите малышу любую игрушку, которая ему нравится, удерживая ее в своих руках. Если малыш протягивает руки по направлению к ней, попробуйте заставить его выразить желание в ответ на вопрос: «Что ты хочешь? Ты хочешь БИ-БИ? Попроси у меня "БИ-БИ"». Стремитесь к тому, чтобы ребенок произносил звукокомплексы или полные формы слов – в зависимости от его произносительных возможностей.
Ø Усложняйте игру: пусть малыш выбирает интересующую его игрушку из двух. Например, в ответ на ваш вопрос: «Что ты хочешь? Мишку или машинку?», малыш должен назвать ту игрушку, которая его интересует.
- Называть предметы (отвечать на вопрос «Что это?»).Прием вопросов и ответов поможет малышу начать понимать смысл обращенных к нему вопросов.
Ø Покажите малышу игрушку и спросите: «Что это?» Затем назовите игрушку, выделяя голосом нужное слово: «Это мяч!» После многократного повтора попробуйте побудить ребенка ответить на вопрос: «Что это?», употребив знакомое для него слово.
Ø Усложните упражнение. Предложите ребенку назвать по очереди три предмета окружающей обстановки: задайте крохе вопрос «Что это?» и покажите на предмет. Сначала разложите предметы на столе, и если ребенок легко справился с заданием, расположите их в пределах комнаты.
- Говорить двухсловное предложение.После того как ребенок научится употреблять отдельные слова, нужно начать стимулировать формирование фразовой речи. Первые предложения вашего малыша не обязательно должны состоять из полных форм слов. Это могут быть предложения на так называемом «детском» языке, состоящие из лепетных или неполных форм слов.
Ø Рассматривая с ребенком картинки или наблюдая реальные ситуации, учите малыша описывать все то, что он видит. Не бойтесь использовать любые, доступные малышу формы слов. Вот примеры первых простых предложений, которые вы можете формировать у ребенка:
Ляля топ-топ (малыш идет). Ква-ква прыг-прыг (лягушка прыгает). Ляля ням-ням (малыш ест конфету). Папа ам (Папа ест). Ф-ф-ф топ-топ (Ежик идет). Ляля куп-куп (малыш купается). Ав-ав ам (собака ест). Мяу бо-бо (кошке больно). О-па бах! (мяч упал). Ляля а-а-а (малыш спит). Але дзинь (телефон звонит). Ляля чирк (малыш рисует). Би-би у-у-у-у (машина едет). Га-га буль-буль (гусь плавает). Ляля шлеп (малыш идет по луже). Папа тук-тук (папа забивает гвоздь). Мама але (мама говорит по телефону). Баба бо-бо (бабушка болеет). Деда топ-топ (дедушка идет). |
Ø Учите малыша говорить простые предложения с короткими словами-связками, сопровождая речь подходящими по смыслу жестами:
Вот... (указательный жест на предмет +слово). Например, «Вот ДОМ» Это…(указательный жест +слово). Например, «Это кот» Дай …(протянутая к предмету рука + слово). Например, «Дай мяч» На…. (протягивая предмет, называет слово). Например, «На хлеб» Нет… (разводя руками, называет слово). Например, «Нет воды» Тут…(указательный жест +слово). Например, «Тут мама» Там…(указательный жест +слово). Например, «Там баба». |
- Рассматривать и называть картинки в книжке.
Выбирайте малышу книгу, которая бы отвечала следующим требованиям: 1) Картинки должны быть четкими и простыми, с минимальным количеством деталей. Это могут быть фотографии знакомых ребенку предметов. 2) На лицевой стороне листа должен быть изображен всего один предмет, а оборотная сторона должна быть пустой. Это поможет малышу лучше сконцентрировать внимание на картинке и не отвлекаться. 3) Покупайте книжки с тяжелыми картонными страницами с глянцевой поверхностью. Малыш может переворачивать их самостоятельно, но не может порвать. Такая книга прослужит дольше. 4) Покупайте книжки-игрушки, в которых можно открывать спрятанные картинки. 5) Покупая книгу, выбирайте короткие сказки или истории с предсказуемым концом. 6) Делайте свои книжки с фотографиями ребенка, членов вашей семьи, предметов домашнего обихода и игрушек. |
Ø Начните с простых книг без текста, с крупными красочными картинками. Посадите ребенка себе на колени. Рассматривая книгу, рассказывайте малышу о том, что нарисовано на картинке. Ваш комментарий не должен быть слишком простым. «Посмотри, это яблоко. Яблоко большое, круглое, зеленое. Ты любишь яблоко? Яблоко вкусное. Яблоко сладкое. Покажи мне, где яблоко?» Говорите четко и медленно. Дайте ребенку время рассмотреть картинку как следует. Рассказывая о детали, рукой ребенка дотрагивайтесь до нее. Например, когда вы говорите о том, что яблоко круглое, проведите его рукой, описывая круг. Сначала рассматривайте с ребенком одну и ту же книгу. Когда малыш потеряет интерес, поменяйте книгу.
Ø Постепенно знакомьте малыша с книгами, в которых рядом с картинкой есть стишок или небольшой рассказ о предмете, который изображен на рисунке. Читая ребенку, задайте ему вопрос о персонаже стихотворения или сказки: «Где собачка? Покажи собачку». Затем задайте вопрос по-другому: «Кто нарисован на картинке?», побуждая его ответить вам: «Собачка (или ав-ав)». Если малыш затрудняется, подскажите ему ответ: попросите принести игрушечную собачку. Таким образом, ребенок сможет уловить вязь между картинкой и реальным предметом (игрушкой).
Далее ребенку нужно научиться:
1. Называть свое имя в ответ на вопрос «Как зовут?»Одним из показателей развития самосознания ребенка является его умение называть собственное имя.
Ø Встаньте с малышом перед зеркалом. Показывайте пальчиком ребенка на него и громко говорите: «Саша!» Когда малыш научится называть себя по имени, научите его называть свое имя в ответ на ваш вопрос «Как тебя зовут?».
1. Различать понятия «большой», «маленький».Малыш познакомится с простыми характеристиками предметов.
Ø Возьмите две игрушки, отличающиеся по размеру, например большую и маленькую игрушечные собачки. Поговорите с малышом об этих игрушках: «Смотри, к тебе в гости пришли две собачки. Эта – большая. Послушай, как она громко лает: АВ-АВ-АВ! А это маленькая. Она лает тихо: ав-ав-ав. Давай посадим их в домики?»
Ø Из двух картонных коробок, отличающихся по размеру, сделайте два домика, вырезав в боковых стенках отверстия. Объясните ребенку: «Большую собачку мы посадим в большой домик, а маленькую собачку – в маленький домик». Покажите малышу, как это сделать. Затем достаньте игрушки из коробки и предложите повторить ваши действия. Протягивайте малышу по одной игрушке, называя ее размер: «Вот тебе большая собачка. В какой домик ты ее посадишь?» Если ребенок пытается посадить большую собачку в маленькую коробку или наоборот, терпеливо объясните ему: «Посмотри, большая собачка не помещается в этот домик. Давай попробуем посадить ее в этот большой домик» или «Этот домик слишком большой для маленькой собачки, давай попробуем посадить ее в домик поменьше».
Ø Учите малыша сортировать разные по размеру предметы – большие и маленькие мячи, ложки, кубики.
Ø Учите ребенка показывать на картинках и в книжках большие и маленькие предметы, после того как вы назовете их.
2. Повторять два числа.Учите ребенка произносить цифры. Это упражнение не ставит целью формирование элементарных математических представлений. Помогайте малышу запоминать и повторять доступные для него слова.
Ø Для того чтобы познакомить ребенка с числовыми понятиями, создавайте игровые ситуации, в которых нужно считать различные предметы или просто называть числа.
Ø Считайте, загибая пальчики ребенка.
Ø Называйте цифры, нажимая пальчиком малыша на кнопки телефона.
Ø Показывайте крохе цифры в книжках и громко называйте их.
Ø Рассыпьте на однотонный цветной поднос тонким слоем манку, рисуйте пальчиком малыша цифры и называйте их, стимулируя его повторить вслед за вами.
3. Говорить предложениями из двух-трех слов.Одним из показателей речевого развития ребенка является постепенное усложнение фразовой речи, умение употреблять в спонтанной речи фразу, состоящую из 2–3 слов.
Ø Произносите короткие фразы, состоящие из слов, которые есть в активном словаре вашего ребенка. Используйте любые спонтанные ситуации – прогулку, рассматривание картинок в книжке, чтобы стимулировать ребенка говорить простые короткие фразы. Вот несколько примеров коротких фраз, которые могут быть доступны вашему малышу: «Это большой дом. Там папа идет. Я иду домой. Тут маленький кот».
Ø В дальнейшем пользуйтесь приемом расширения предложения. Показывайте малышу, как можно удлинять фразу, прибавляя по одному слову: «Вот дом. Вот большой дом. Вот большой синий дом. Вот большой синий красивый дом».
4. Употреблять местоимения «я», «мне», « мое», «мои».Умение употреблять эти местоимения является показателем не только речевого развития ребенка, но и его самоидентификации.
Ø Помогите малышу понять, в каких ситуациях употребляются соответствующие местоимения. Задавайте малышу вопросы, требующие односложного ответа. Например, показывая любимое малышом лакомство, спросите: «Кто хочет печенья?», побуждая его ответить «Я!».
Ø Разбирая вещи в шкафу, покажите малышу и спросите: «Чья это рубашка?», побуждая его ответить: «МОЯ!»
Ø Создавайте аналогичные ситуации, для того, чтобы научить ребенка употреблять другие местоимения.
5. Называть действия (спит, идет, кушает).Используя простые глаголы, малыш расширяет свои речевые возможности: он может рассказать о своих желаниях, потребностях и действиях.
Ø Учите малыша описывать действия, наиболее часто совершаемые в быту:
§ действия, которые он сам совершает в данный момент (я иду, я ем, я бегу и т. д.);
§ действия, которые он совершает, манипулируя с игрушкой (машина едет, кукла спит);
§ действия, которые он видит на картинке или фотографии (мама стоит, папа сидит, баба идет, малыш ест, кот спит, собака пьет).