Эволюционистские концепции культуры.
В середине XIX века и даже несколько ранее в европейских странах организовывались географические, антропологические, этнологические общества, в которых аккумулировались сведения об особенностях развития и функционирования различных культур, создавались антропологические и этнографические музеи. Независимо от способа, метода, предметной области исследований все они опирались на описания самых различных сторон жизни и быта многочисленных народов, населявших в прошлом Землю и живущих на ней поныне. Оформлению процесса изучения культур в самостоятельную дисциплину способствовал ряд обстоятельств и исторических условий. Среди них необходимо выделить, по крайней мере, три момента.
Первый – это открытие европейцами в XVIII–XIX веках все новых и новых земель и продолжение колониальной экспансии Англией и Францией. Расширение экономических и хозяйственных контактов вело к быстрому росту этнографических сведений. В свою очередь, возрастание экономического влияния породило необходимость исследования культур народов для обеспечения управления ими.
Второй – это разработка проблем истории и теории культуры в трудах философов эпохи Просвещения. Имеются в виду идеи географического детерминизма, основной тезис которого: человек, народы, обычаи – продукты воздействия окружающих природных условий. Тогда же была разработана схема общеисторических стадий культурного развития. Кроме этого, делались попытки совместить эти общечеловеческие стадии развития с идеей национального своеобразия каждого конкретного народа, высокой ценности каждой конкретной культуры.
И, наконец, последнее обстоятельство – это утверждение эволюционного мировоззрения благодаря появлению космогонической гипотезы Иммануила Канта (1724–1804) и Пьера Лапласа (1749–1827) в астрономии, эволюционного подхода в геологии Чарльза Лайелля (1797–1875) и др. Особое значение имело применение принципа развития в биологии Жаном Ламарком (1744–1829), Карлом Бэром (1792–1876) и построение общеорганической теории эволюции Чарльзом Дарвином (1809–1882). Поэтому, естественно, идея эволюции, развития, одерживавшая победу в различных отраслях знания и вытеснявшая из них полубогословские взгляды, проникла в область изучения человека и культуры.
Основные черты первых эволюционистских концепций культуры:
- идея единства человеческого рода и единообразия развития культур, прямая однолинейность этого развития – от простого к сложному, очень часто обязательность выделенных стадий развития для всех обществ; - идея общественного прогресса и исторического оптимизма, просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур, психологическое обоснование явлений культуры и нередко выведение закономерностей развития обществ из психических свойств индивида
Главными предметными областями исследований были стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, выяснение причин ряда запретов (табу), обычаев (экзогамия), анализ культурного своеобразия первых форм религии. Одним из первых эволюционную концепцию культур создал Адольф Бастиан (1826–1905). Его центральный труд «Человек в истории» имеет подзаголовок «К обоснованию психологического мировоззрения». Автор использует психологический метод в исследовании культур и человеческого духа. Единством человеческой психики обусловливается единство человеческой культуры. Каждый народ порождает определенный круг идей, остающийся неизменным, пока он живет изолированно. При общении с другими народами в круг идей вводятся новые положения, побуждающие к новым формам деятельности. А. Бастиан стремился свести все многообразие явлений культур к немногочисленным основным элементам, совокупность которых и составляла его теоретическую конструкцию.
Английский ученый Джон Мак-Леннан (1827–1881) делал акцент в своих исследованиях на брачно-семейных отношениях как стороне культуры. Большую известность получила его книга «Первобытный брак». Он привлек внимание ученых мира к любопытным особенностям обычаев, существовавших в различных культурах: брак через похищение, экзогамию (запрещение брачно-семейных отношений внутри кровнородственного коллектива), полиандрию (многомужество). Достаточно непривычным для европейцев казался обычай иметь одной женщине нескольких мужей. Дж. Мак-Леннан выделял два типа полиандрии:
- «наирский тип», когда мужья женщины не родственны между собой;
- «тибетский тип», где они являются родными братьями. Именно распространением этого обычая Мак-Леннан объяснял женский счет родства.
Во Франции эволюционный подход к изучению культур формировался в рамках социологии, что наложило отпечаток на особенности его развития и изучения культур в стране в целом. Огюст Конт (1798–1857) – один из создателей социологии – составил эволюционную периодизацию исторического процесса. Первобытный период истории он подразделил в соответствии с формами религиозных верований: фетишизм (охотничье хозяйство), политеизм (скотоводство) и монотеизм (земледелие). Направление в изучении культур, существовавшее во Франции в конце XIX – первой половине XX века, называют социологическим. Свою эволюционистскую концепцию культуры разработал Эдуард Тайлор (1832–1917). Наиболее полно он ее изложил в книге «Первобытная культура», где всесторонне развивал идею прогрессивного развития культур, противопоставляя ее «теории вырождения» графа Жозефа де Местра. Различия в быте и культуре отдельных народов он объяснял неодинаковостью достигнутых ими ступеней развития.
Э. Тайлор не отрицал возможности регрессивных изменений в культурах в результате исторических или природных катаклизмов, но при этом утверждал, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур. Он считал также, что направление этого развития самоочевидно, и был убежден, что все культуры должны пройти примерно те же стадии в общекультурном развитии, что и цивилизованные (европейские страны), от невежественного состояния к просвещенному, когда все большую роль должны играть рационалистическая наука и идеология. В процессе изучения культур он применял «метод пережитков». Под пережитком Э. Тайлор понимал «живое свидетельство или памятник прошлого», «те обряды, обычаи, воззрения и прочее, которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, свойственной ей, в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого». Например, пожелание здоровья при чихании – это остаток веры в то, что через отверстие в голове могут войти или выйти духи. На основании таких следов более древней культуры можно было реконструировать прежние культуры. В своих исследованиях Э. Тайлор не касался вопросов развития семьи, рода, других общественных организаций. Его мало интересовало развитие техники и материальной культуры. Явный акцент в изучении культуры он делал на анализе ее духовной стороны, религии, магии и связанных с ними обрядов. Э. Тайлор являлся автором анимистической теории религии, вызвавшей впоследствии бурные споры среди исследователей культуры. Его эволюционистская концепция культуры оказала значительное влияние на изучение культур последней трети XIX века. Выход книги «Первобытная культура» стал событием в мире науки, в первую очередь, это касается исследований становления духовной культуры от первичных религиозных верований к мировым религиям.
Английский философ, биолог, психолог и социолог Герберт Спенсер (1820–1903) при разработке своей теории эволюционизма главный акцент делал на анализе того, как развиваются общества. Основой для его концепции служил богатейший этнографический материал. Он не был сторонником единообразного линейного прогресса и полагал, что «истина заключается скорее в том, что социальные типы, подобно типам индивидуальных организмов, не образуют известного ряда, но распределяются только на расходящиеся и разветвляющиеся группы». Его основная идея: аналогия общества и организма. Общество, и соответственно различные типы культур, он понимал в качестве некоего «сверхорганизма», который осуществляет «надорганическое» развитие. Культуры, или общества, развиваются под влиянием внешних факторов (воздействие географической среды и соседних культур) и внутренних факторов (физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических качеств). Он одним из первых высказал гипотезу о том, что так называемые «отсталые» культуры были созданы людьми физически, умственно и морально неразвитыми. По его мнению, развитие культур в целом идет в направлении их интеграции, объединения в некую целостность. Г. Спенсер ввел в научный оборот понятия «структура» (общества, культуры), «функция», «культурный институт».
Оценивая эволюционную школу в целом, следует подчеркнуть: эволюционисты XIX века, утверждавшие единство человеческой культуры и прогресс общественного развития, были представителями наиболее передового направления в зарубежной, да и в отечественной, этнографии. Особую славу эволюционистам принес Льюис Морган (1818–1881). Многие положения и схема его периодизации были использованы Ф. Энгельсом при создании классического труда «Происхождение семьи, частной собственности и государства», который положил начало особому, историко-материалистическому направлению в этнографии.
До, во время и после Первой мировой воины особое место во Франции занимает социологическая школа Эмиля Дюркгейма (1858–1917). В противоположность эволюционистам Дюркгейм понимал общество людей не как последовательные стадии вживания человека в среду обитания, а как систему закрытых статичных организмов. Устойчивость организмам такого рода придает «социальная солидарность». Любое радикальное изменение может привести к тотальным последствиям, к катастрофам для социума. Вторым важным его положением выступает идея сосуществования с индивидуальным сознанием «коллективных представлений», к которым относятся религиозные поверья, мифы, нормы морали и права.
На смену эволюционизму в Германии и Австрии приходят различные варианты диффузионистского толка, во Франции – социологическая школа, а в США возникает и утверждается на три десятилетия историческая школа Франца Боаса (1858–1942). Хотя Боас видел конечную цель этнографического изыскания в построении единой истории всех народов, основанной на конкретном материале культуры и языка народа как уникального явления, он не мог не оценить теорию прогресса эволюционистов, допуская подобный прогресс в сферах науки и техники. Идеи функциональной школы получили достаточно широкое распространение в науке, но наиболее ярко они были отражены в английской этнографии. Ее основоположниками принято считать Бронислава Малиновского (1884–1942) и Альфреда Радклифф-Брауна (1881–1955). Время для появления этой школы весьма знаменательно: под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции пробудились к борьбе за освобождение народы колоний. Хотя идеи функциональной зависимости общественных явлений затронул еще Э. Дюркгейм, серьезное политическое значение соотношению целого и его функциональных частей придали именно в 20–30-х годы XX века, когда под угрозу ставилась колониальная система, рассматривавшаяся как нечто целое. Общая концепция функционализма базируется на той же основе сочетания целого и его функций, т.е. культура есть единое, гармонически функционирующее целое, каждая часть которого выполняет какую-то функцию, жизненно важную для целого. Любой обычай имеет значение в настоящем, пережитков в культуре нет, а ее прошлое непознаваемо. Все стороны жизни и культуры всякого отдельного народа – неразрывно связанные между собой части целого. Подчеркиванием особого значения функции как «удовлетворения потребности деятельностью, в процессе которой объединяются люди», или «удовлетворения органического импульса соответствующим актом», Б. Малиновский, несомненно, привносит в социальную жизнь биологическую окраску. Общество превращается в функционалистов, в сумму индивидов, имеющих биологические потребности, а различия между культурами сводятся лишь к различным способам удовлетворения элементарных человеческих нужд.
Сейчас одно из самых распространенных течений в теоретической этнографии Запада – неоэволюционизм. С ним связано и такое направление структурной антропологии, как структурализм французского ученого Клода Леви-Стросса (р. 1908). Основой его концепции является положение, согласно которому путем применения методов структурной лингвистики можно воссоздать систему символов, отражающих структуру той или иной сферы культуры. В основе концепции структурализма лежит представление о некоей вечной, внеисторической структуре, не имеющей причинно-следственных связей, структуре, которая является плодом непознанного и существующего вечно человеческого сознания, и в большей мере – бессознательного.