Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………
Тема 1. Введение в курс «История»…………………………………………………….
Тема 2. Первобытный мир и зарождение цивилизации……………………………….
Тема 3. Первые государства. Великие державы Древнего Востока………………….
Тема 4. Античная цивилизация. Древняя Греция. Древний Рим……………………...
Приложение 1…………………………………………………………………………….
Приложение 2…………………………………………………………………………….

Введение.

Рабочая тетрадь по дисциплине «История» адресована студентам 1 курса всех направлений, обучающихся в Колледже Бирского филиала БашГУ.

Данное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта III поколения, содержит задания и вопросы проблемного, творческо-исследовательского характера.

В процессе преподавания дисциплины «История» особое внимание уделяется проектной деятельности студентов, которая помогает им совершенствовать умения и навыки исследовательской деятельности, развивает творческие способности. В приложении 2 дается краткое пошаговое описание проектной деятельности учащихся, перечислены основные критерии оценивания творческо-исследовательских проектов, выполненных студентами.

В ходе выполнения заданий студентам рекомендуется использовать учебникавтора Артемова В.В.[1] «История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей» (далее – Учебник).

Учебно-тематический план дисциплины «История (Ч. 1)»

№ занятия Тема занятия Количество часов
1. Введение в курс «История».
Глава 1. История древнего мира.
2. Первобытный мир и зарождение цивилизации.
3. Первые государства. Великие державы Древнего Востока.
4. Античная цивилизация. Древняя Греция. Древний Рим.
5. Обобщающее занятие по истории древнего мира.
Глава 2. Средневековые цивилизации Запада и Востока.
6. Гибель Западной римской Империи. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. Византийская империя.
7. Восток в средние века. Возникновение ислама.
8. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
9. Основные черты западноевропейского феодализма. Средневековый европейский город.
10. Католическая церковь в средние века. Крестовые походы.
11. Зарождение централизованных государств в Европе.
Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса.
12. Обобщающий контроль по истории средних веков.
Глава 3. От Древней Руси к московскому государству.
13. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси и его значение
14. Общество Древней Руси. Раздробленность на Руси.
15. Монгольское завоевание и его последствия. Натиск с Запада. Начало возвышения Москвы.
16. Образование единого Русского государства.Россия в правление Ивана Грозного.
17. Смутное время. Российское государство в XVII вв.
18. Древнерусская культура. Культура Руси концаXIII – XVIIвв.
19. Башкортостан с древнейших времен до конца XVII в. Ранняя история Бирска.
20. Итоговое занятие по главам 1-3.
Итого

Тема 1. Введение в курс «История».

Задание 1. Найдите 3 - 5 высказываний о пользе изучения истории и запишите их в рабочую тетрадь. Выбрав одно из высказываний, определите его главную идею (проблему) и оформите свои размышления в мини-эссе в объеме 8-10 предложений. __________________________________________________

___________________

_________________________________________

Задание 2.Заполните таблицу «Вспомогательные исторические дисциплины».

Вспомогательные исторические дисциплины Объект исследования
Палеография    
Хронология    
  Измерения, методы достижения их единства и требуемой точности
Геральдика    
Сфрагистика    
  История монетной чеканки и денежного обращения
Топонимика    
Генеалогия    
  Имена собственные всех типов и их происхождение
Историческая география    
Историческая лингвистика    
  Формулярный анализ и содержание актов, официальных документов

Задание 3. Дайте определение следующим понятиям:

История - ____________

_____________________

Объект исторической науки- ___________________________________________________________

_____________________

Исторический источник- ______________________________________________________________

_____________________

Археология - _________

_____________________

Антропология - _______

_____________________

Этнография- _________

_____________________

Фольклористика - _____

_____________________

Источниковедение - ___________________________________________________________________

_____________________

Историография - ______

_____________________

Задание 4.Соотнесите флаги, гербы (или государственные печати)и страны, которым они принадлежат:

Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru   Китай Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru
Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru   Российская Федерация Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru
Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru   Япония Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru
Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru   США Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru
Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru     Германия Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru
Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru   Англия     Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru

Проведите блазонирование (описание) герба Республики Башкортостан:

Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru ___________________

Творческое задание.Составьтегерб (эмблему) Вашей семьи, используя приложение 1 (с.37).

 

Опишите составленный Вами герб (эмблему): _____________________________________________________________

Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru Задание 5.Заполните пробелы схемы «Формационное развитие социальной истории»:

Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru

Задание 6.Прочитайте отрывок из статьи известного российского философа Ю.К.Плетникова «Формационная и цивилизационная триады К.Маркса» и ответьте на вопросы к тексту.

В отечественном обществознании считается сейчас хорошим тоном критика марксизма. Но есть критики и критика. Критика как примитивно-негативное отношение, ломка, отбрасывание чего-то и критика (в духе традиции классической немецкой философии) как очищение этого чего-то от всего наносного и случайного. Критика “чистого разума” И.Кантом, например, означала не отказ от “чистого разума”, а стремление сделать “чистый разум” еще чище. В таком же ключе надо, по всей видимости, понимать и известный подзаголовок “Капитала” К.Маркса “Критика политической экономии”, о смысле которого споры продолжаются и в наши дни.

Современная критика марксизма, если она претендует на научность, должна в первую очередь стать очищением марксизма от всех ситуационных выводов и оценок, послемарксовых упрощений и попыток превратить марксистскую теорию в своеобразное вероучение, догматическую схему, под которую подгонялось все многообразие человеческой истории. Но нельзя оставлять без внимания и другое. Развитие марксистской теории требует не только осмысление реалий современного мира, но и критическое усвоение объективных результатов немарксистских исследований, их диалектическое “снятие” и включение в таком преобразованном и подчиненном виде в теоретическую систему марксизма, ее обогащение новыми идеями и новой проблематикой…

Термин “формация” был воспринят К.Марксом из геологической науки, где им обозначалось напластование геологических отложений определенного периода, которое представляло собой сложившееся во времени образование в земной коре. Применив данный термин в философии истории, К.Маркс вложил в него новое содержание, хотя элемент аналогии при этом сохранился. Сходство между “формацией” в виде категории геологической науки и “формацией” в виде категории философии истории в том, что в обоих случаях речь идет о возникающих и изменяющихся материальных образованиях…

Базовыми звеньями формационного развития выступает “формационная триада” – три большие общественные формации. В окончательном варианте (1881 г.) формационная триада была представлена К.Марксом в виде первичной общественной формации (общая собственность), вторичной общественной формации (частная собственность) и, вероятно, можно так сказать, хотя у К.Маркса и не было подобного словосочетания, – третичной общественной формации (общественная собственность)…

…марксистская формационная триада далеко не совпадает с так называемой формационной “пятичленкой”, имевшей до недавнего времени широкое распространение в марксистской литературе. Вопреки предостережениям К.Маркса, эта “пятичленка”, конституированная в основном на западноевропейском историческом материале, была представлена в качестве всеобщих, единственно возможных ступеней исторического процесса. Столкнувшись с историческими фактами, осмысление которых не укладывалось в подобную формационную схему, востоковеды и другие исследователи неевропейских стран и регионов объявили о несостоятельности марксизма. Однако подобная “критика” марксизма фактически означает лишь критику суррогата марксизма. Формационная триада ставит все на свое место. Марксизм дает не готовые догмы, а отправные пункты дальнейших исследований и метод таких исследований.

Вопросы и задания к тексту.

1. Почему автор статьи считает, что в современных исследованиях устройства общества хорошим тоном является критика марксизма? Ваш ответ подтвердите конкретными примерами.

________________________________________

2. К каким методам исследования учения К. Марксапризывает автор статьи современных исследователей?Почему?

____________________________________________________________

3. Из какой науки К. Маркс заимствовал термин «формация»? Что общего было между первоначальным значением этого слова и смыслом, вложенным в это понятие К. Марксом?

____________________________________________________________

4. Отличалось ли деление исторического процесса на формации в учении

К. Маркса от видения формационного развития социальной истории в исследованиях его последователей? Ваш ответ обоснуйте.

___________________________________

___________________________________

Задание 7.Заполните таблицу «Сравнительный анализ цивилизационного и формационного подходов»

Характеристики Формационный подход Цивилизационный подход
Время возникновения      
Основатели, сторонники    
Основные понятия      
Основные этапы развития общества    
Достоинства    
  Недостатки      

Задание 8.

1. Составьте на отдельном листе родословное дерево своей семьи.

Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru

Образец семейного древа.

2. Как Вы думаете, почему для каждого человека важно изучать и знать историю своей семьи?________________________________________________________

Общее количество набранных баллов за задания темы 1:__________

Преподаватель:_____________

Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации.

Опережающее задание - подготовить проекты на следующие темы:

1. Многообразие версий происхождения человека.

2. Прародина человечества: мифы и научные открытия.

3. Открытие Луиса Лики в Олдовайском ущелье в Восточной Африке.

4. От палки-копалки до компьютера.

5. Капова пещера и палеолитическая живопись на Южном Урале.

6. Загадки Стоунхенджа.

7. Возникновение религии в первобытном обществе.

Краткую информацию о проектной деятельности на занятиях истории и рекомендации по подготовке и защите учебных проектов смотрите в приложении 2 (с. 38).

Задание 1.Дайте определение следующим понятиям:

Антропогенез - _______

_____________________

Родовая община(род) -________________________________________________________________

_____________________

«Первобытный коммунизм» - ___________________________________________________________

_____________________

Промискуитет - _______

_____________________

Экзогамия - __________

_____________________

Дуально-родовой групповой брак - ______________________________________________________

_____________________

Племя - _____________

_____________________

Задание 2.Прочитайте отрывок из книги американского антрополога РианыАйслер «Чаша и клинок» и ответьте на вопросы.

"Если это не патриархат, значит, - матриархат"

Применяя этот принцип к накапливающимся свидетельствам того, что напротяжении тысячелетия человеческой истории высшее божество было женскогорода, многие ученые XIX и XX веков пришли к, казалось бы, потрясающемузаключению. Если доисторические времена не были патриархальными, они должныбыть матриархальными. Другими словами, если мужчины не господствовали надженщинами, женщины должны были господствовать над мужчинами.

Затем, когда свидетельства, как показалось, не подтвердили этозаключение, многие ученые вернулись к более традиционному взгляду. Разникогда не было матриархата, решили они, значит, мужское господство всегдадолжно было быть человеческой нормой.

Свидетельства, однако, не подтверждают ни то, ни другое. Прежде всего,имеющиеся у нас археологические данные показывают, что допатриархальноеобщество было по всем современным меркам обществом равенства. Затем, хотя в этих обществах родство определялось по материнской линии, и женщины какжрицы и предводительницы клана играли ведущую роль во всех аспектах жизни,почти нет указаний на то, что положение мужчины в этой общественной системебыло сколько-нибудь сопоставлено с угнетенным и подчиненным положением женщины в системе с мужским господством, котораяпришла на сменуматриархату…

Что касается отношений мужчин и женщин, то действительно, как отмечаетМеллаарт, святое семейство в Чатал-Хююке представлено "в порядке важности:мать, дочь, сын и отец" и оно, возможно, отражало порядок в семьях горожан,которые, очевидно, были матрилинейными и матрилокальными. Верно и то, что вЧатал-Хююке и других неолитических обществах антропоморфные изображенияБогини и юной Девы, зрелой Матери и старой Бабушки или Прародительницы,восходящие к изначальной Создательнице, являются, как позднее отметилгреческий философ Пифагор, проекциями различных стадий жизни женщины. Наматрилинейную и матрилокальную социальную организацию указывает и то, что вЧатал-Хююке женское ложе всегда располагалось одинаково - в восточной частижилища. Кровать мужчины не имеет постоянного места, к тому же она меньше.

Все это свидетельствует о превосходстве женщины в религии и жизни,однако нет никаких указаний на вопиющее неравенство между женщинами имужчинами. Нет и признаков угнетения, подавления мужчин.

В отличие от "мужских" религий нашего времени, когда за небольшим исключением только мужчины могли войти в религиозную иерархию, у древнихбыли и жрицы, и жрецы. Например, Меллаарт отмечает, что в Чатал-Хююке обрядыпоклонения Богине совершали в основном жрицы, но участвовали и жрецы. Онсообщает, что в захоронениях в святилищах были найдены обсидиановыезеркальца и прекрасные костяные застежки-пряжки. Первые попадались толькорядом с останками женщин, вторые - только рядом с мужчинами. Меллаартзаключил, что это были "атрибуты жриц и жрецов, чем можно было бы объяснитьнемногочисленность этих предметов и то, что они встречаются только всвятилищах".

На то, что пожилые мужчины - наравне с пожилыми женщинами - пользовались в обществе почетом и уважением, указывают скульптуры,изображающие почтенных старцев... О том же свидетельствуют использование символовбыка, бычьей головы или рогов в святилищах Анатолии, Малой Азии, ДревнейЕвропы, позднее в минойско-микенской культуре- символов мужского начала… Более того, некоторые ранние фигурки Богини не толькосоединяют в себе черты человека и животного, но часто имеют элементывнешности, например, преувеличенно длинные шеи, которые могут бытьистолкованы как признаки андрогинии. И, конечно, молодой бог, сын-супругБогини, без которого немыслимо главное чудо допатриархальной религии,таинство возрождения.

Таким образом, ясно, что тогда как женское начало, основной символ чудажизни, господствовало в искусстве и идеологии неолита, мужское начало такжеиграло важную роль.

Вопросы и задания к тексту:

1. На какие доказательства ссылались ученые, утверждая, что в доисторические времена господствовал матриархат?________________________________________

______________

_____________________

2. Тезисно выделите основные идеи учения Р.Айслероб общественномстатусе женщины и мужчины в эпоху неолита.

__________________________________

3. Какую роль в теории Р.Айслер сыграли раскопки в Чатал - Хююке?

_______________________________________________________________

4. Как Вы думаете, почему женщина в эпоху неолита занимала такое важное место в социальной иерархии?

__________________________________

Задание 3. Подпишите названия орудий труда и охоты,используемых первобытным человеком.

Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации - student2.ru

______________ ___________ _____________ _______________ ____________ __________

Задание 4.Прочитайте отрывок из статьи Ю.Латова «Неолитическая революция» и ответьте на вопросы.

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ(neoliticrevolution) – произошедший в позднепервобытном обществе революционный переворот в производстве, связанный, как правило, с переходом от присваивающего к производящему хозяйству и создавший предпосылки для формирования раннеклассового общества.

Термин «неолитическая революция» ввел в 1949 английский археологГордон Чайлд, близкий по своим концептуальным предпочтениям к марксизму и предложивший термин по аналогии с марксистским понятием «промышленная революция». Эта революция, по Чайлду, «трансформировала человеческую экономику, дала человеку контроль над его собственным запасом продовольствия», создав тем самым условия возникновения цивилизации. Поскольку понятие «промышленная революция» к середине 20 в. уже стало общепринятым, то и термин «неолитическая революция» быстро завоевал популярность. Другие варианты названий этого исторического события (например, «революция в производстве пищи», «земледельческая революция») не получили поддержки специалистов.

В настоящее время неолитическая революция считается одним из трех главных революционных изменений в экономике – наряду с промышленной и научно-технической революциями.

В терминах «промышленная революция» и «научно-техническая революция» заложено указание на основные черты произошедших изменений (соответственно – превращение промышленности в главную сферу экономики и повышение наукоемкости применяемых технологий). В отличие от них термин «неолитическая революция» указывает лишь на археологическую эпоху, когда произошли революционные изменения, но не уточняет, а каковы же собственно эти изменения.Это не случайно – дело в том, что о главном содержании неолитической революции продолжаются дискуссии и в наши дни.

Неолитическая революция как изменение технологий производства материальных благ.

Сам Г.Чайлд считал главным содержанием неолитической революциипереход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство). Ранее люди забирали у природы ее дары (дикорастущие съедобные растения, зверей, рыбу), теперь же они начали производить то, чего в природе до них не было (производить селекцию культурных растений, выводить новые породы скота). Именно эта смена основных видов производственной деятельности привела, по мнению Г.Чайлда, к развитию социальной дифференциации, археологическими показателями которой являются монументальная архитектура, иерархия поселений и развитое искусство.

Изучение археологических материалов (особенно, по Америке) и быта сохранившихся отсталых народов показало, однако, что жесткая связь между социальной стратификацией и переходом к производящему хозяйству встречается отнюдь не везде. Известны народы, которые продолжали заниматься присваивающим хозяйством, но уже далеко ушли от первобытного равенства. Например, индейцы Аляски 18–19 вв. занимались в основном рыболовством и охотой, однако ко времени прихода европейцев у них уже существовали такие институты как вождества, войны между племенами, патриархальное рабство.

Для объяснения этого противоречия следует обратить внимание на самые общие признаки производящего хозяйства, выделенные советским историком В.М.Бахтой:

оседлость;

создание и хранение запаса;

интервал в последовательность работ;

цикличность труда;

расширение спектра деятельности.

Из этих пяти признаков для развития социальной стратификации достаточно лишь трех – 1-ого, 2-ого и 5-ого. Наиболее важным является признак (2): именно накопление редких материальных благ (прежде всего, пищи) дает начало делению на богатых и бедных. Поэтому советский историк В.А.Башилов еще в 1980-е предложил понимать под неолитической революцией переход от производства прожиточного минимума к стабильному производству прибавочного продуктанезависимо от того, при каких именно формах хозяйства происходит данный переход.

Логика концепции В.А.Башилова такова. До неолитической революции производство избыточного продукта происходило случайно и неустойчиво, поскольку не было технологий длительного сохранения дефицитной пищи. Когда же открывают способы длительного хранения запасов пищи (копчение, соление и т.д.), то сразу возникает мощный стимул не поедать немедленно всю добычу, как это происходило в раннепервобытном обществе, а накапливать ее на «черный день». Владельцы большего запаса могут гарантировать стабильный уровень жизни не только самим себе, но и своим близким. Поэтому они приобретают более высокий социальный статус. Накопление богатства стимулирует грабительские набеги на соседние племена, чтобы отнять их накопления. Таким образом, для формирования социального расслоения могут возникнуть достаточные условия даже при сохранении присваивающего хозяйства.

Концепция Башилова не опровергает, а дополняет концепцию Г.Чайлда – она рассматривает переход к производящему хозяйству (неолитическую революцию в узком смысле слова) как частный случай возникновения технологий производства прибавочного продукта. Если неолитическая революция в узком смысле слова, по Чайлду, включает все пять признаков производящего хозяйства, то неолитическая революция в широком смысле, по Башилову, – только три (1-й, 2-й и 5-й)…

Вопросы и задания к тексту.

1. Кем впервые был употреблен термин «неолитическая революция»?

______________

2. Почему термин «неолитическая революция» стал общепринятым?

____________

3. Чем отличаются определения понятия «неолитическая революция», данные Г.Чайлдом и В.А.Башиловым? В чем сходство их учений?

________________________________________________

Задание 5.Найдите и вычеркните лишниепо смыслу текста слова.

В период неолитической революции были изобретены лук со стрелами, капканы, бумеранг, палка-копалка.

В этот период появились такие виды человеческой деятельности, как: земледелие, охота, скотоводство.

Первыми животными, которых одомашнил человек, были: собака, овца, корова, гепард, кошка.

Из растений первыми научились выращивать просо, кукурузу, пшеницу, ячмень.

Задание 6.Заполните таблицу «Достижения человека в эпоху первобытного общества».

Периоды Хронологические рамки Достижения
Каменный век    
Медный век      
Бронзовый век      
Ранний Железный век      

Общее количество набранных баллов по теме 2: _______________

Преподаватель:__________________

Наши рекомендации