Повесть Гоголя «Шинель» и ее значение для русской литературы

«Шинель» — повесть Николая Васильевича Гоголя. Входит в цикл «Петербургские повести». Первая публикация состоялась в 1842 году.

О самой повести:

· У Башм нет своих слов: он переписывает, а говорит... того... «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» на фоне этого косноязычия звучит так ясно, мы слышим внутренний голос героя и авторскую проповедь сострадания и братства. А ведь Башм не лишен этого внутреннего голоса, говоря «это, право, совершенно того...», он не продолжает, потому что ему кажется,что он «все уже выговорил». Герой противопоставлен всему миру таким образом: он не замечает ничего, ему всё неважно, он живёт в этих буквах и своих мыслях, это мощное непонятное измерение, отделённое от обычной жизни!

· В первой редакции повести (1839) она имела другое заглавие: «Повесть о чиновнике, крадущем шинели» (3, 446). Из этого неоспоримо следует, что сокровенное идейное ядро повести обнаруживает себя в ее фантастическом эпилоге — в посмертном бунте Акакия Акакиевича, его мести «значительному лицу», пренебрегшему отчаянием и слезной жалобой ограбленного бедняка. И точно так же, как и в «Повести о Копейкине», превращение униженного человека в грозного мстителя за свое унижение соотнесено в «Шинели» с тем, что привело к 14 декабря 1825 года. В первой редакции эпилога «невысокого роста» привидение, признаваемое всеми за умершего Акакия Акакиевича, «ищущее какой-то затерянной шинели и под видом своей сдиравшее со всех плечей, не разбирая чина и звания всякие шинели», завладев, наконец, шинелью «значительного лица», «сделалось выше ростом и даже [носило] преогромные усы, но... скоро исчезло, направившись прямо к Семеновским казармам» (3, 461). «Преогромные усы» — атрибут военного «лица», а Семеновские казармы — намек на бунт Семеновского полка в 1820 г. То и другое ведет к капитану Копейкину и заставляет видеть в нем второй вариант титулярного советника Башмачкина. В этой связи становится очевидно, что и сама шинель — это не просто бытовая деталь, не просто шинель, а символ чиновного общества и звания.

· А то, что «бедная история приобретает фантастическое окончание» - это Гоголевская фантастика, опять же. Выплеск этого мира.

· Очень непросто, выисканно, написано о самом простом, например: «Но Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки, и только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что он не на середине строки, а скорее на средине улицы». Подчеркивается этот ветер, на том месте, где грабили его, ветер вообще дул с четырёх сторон. Можно ли это сравнить с бурей Лира? По-моему, неплохая мысль.

· Как сказал Достоевский в одной из своих статей, Гоголь был «колоссальный демон», который «из пропавшей у чиновника шинели сделал нам ужаснейшую трагедию».

О её влиянии:

Петербургские повести, особенно Шинель, имели огромное значение для всей последующей русской литератры, утверждения в ней социального гуманизма и «натурального» направления. Герцен считал Шинель коллоссальным произведением Гоголя. А Достоевскому приписывают знаменитые слова: Все мы вышли из гоголевской Шинели.

Гоголь развивает здесь тему «маленького человека», обозначенную Пушкиным в «Станционном смотрителе», а тему «Шинели» продолжает и развивает роман Достоевского «Бедные люди» (1846г). Вообще «маленький человек» - очень важный тип и для Достоевского, и для Чехова, и для всей русской литературы.

Опять сравнение и про влияние:

· Описание Петербурга в «Шинели» очень похоже на описание Петербурга у Достоевского:o маленькие люди растворяются в многолюдной толпеo параллельно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, где живут генералы и иже с ними, и улицы, на которые помои выливают прямо из окон, на которых обитают башмачники и другие ремесленникиo если мы вспомним, как описана одежда и жильё Раскольникова, то найдём много общего· Акакий Акакиевич - "маленький человек", пожалуй, самый маленький во всей русской литературе, меньше не выдумаешь. Рядом с ним даже те, кого обычно называют "маленькими",- и пушкинский Семен Вырин, имевший жену и дочь, и Макар Девушкин Достоевского, состоявший в переписке с любимой Варенькой,- люди более крупного разряда, сумевшие привлечь чье-то сердце, выгородить себе долю жизненного пространства, в котором и они кое-что значат. Акакий Акакиевич не значит ничего ни для кого - единственная "приятная подруга", которая "согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу... была не кто другая, как та же шинель...". (М. Эпштейн «Князь Мышкин и Акакий Башмачкин – к образу переписчика»)· Кстати, в этой статье Эпштейн говорит о том, что Мышкин – тоже страстный каллиграф. Очень интересно, если учесть то, что выше – про свои и не свои слова. И свой мир. В общем, что читали у Достоевского, с тем и сравниваем – всё почти подойдёт))· Маленький человек у Чехова, Червяков из «Смерти чиновника», который в театре чихнул на статского генерала, извинялся-извинялся, а потом на него, наконец, наорали и он умер. Мелкая личность может быть и комичной, и трагичной. Очень характерный для русского менталитета тип в принципе. (Наверное, из-за долгого крепостного права, из-за чиновничьей иерархии, из-за бедности и противопоставления маленького человека, который ни на что не влияет и которого никто не слышит, большому и сложному миру). И именно Гоголь смог его в столь полной мере представить.

Источники:

ИРЛ, том второй; ЖЗЛ про Гоголя; Емец Д.А. «Какие чувства связывали Акакия Башмачкина с его шинелью», Брифли – содержание Бедных людей; М. Эпштейн «Князь Мышкин и Акакий Башмачкин – к образу переписчика»

Наши рекомендации