Итальянский Ренессанс: хронология и характерные черты
Хронологические рамки эпохи Возрождения неодинаковы для различных регионов и сфер культуры. В целом, она охватывает период с конца XVв. по первые десятилетия XVII в., и лишь в Италии, где зародилась новая культура, пора Возрождения начинается раньше, с середины XIV века.
В итальянском Возрождении традиционно выделяют подготавливающую его фазу. Хронология Возрождения выглядит следующим образом:
1. Предвозрождение XIII -XIV вв. (Представлено именами художника Джотто , поэта Данте, монаха Фр.Ассизского.)
2. Раннее Возрождение (Представлено именами Петрарки, Боккаччо /литература/, Донателло, Вероккьо/ живопись, скульптура/) XV в.
3. Высокое Возрождение – 80-е годы XV – 30-е XVI вв. (Воплотилось в философском, научном, художественном творчестве Лоренцо Валлы, Пико дела Мирандолы, Макиавелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и в творчестве других блистательных талантов.
4. Позднее Возрождение - конец XVI в. Закат возрожденческой культуры в Италии, сопровождавшийся наступлением церковной реакции.
Соответственно дученто - двухсотые годы, треченто – трехсотые, кватроченто – четырехсотые, чинквеченто – пятисотые.
Впервые понятие «Возрождение» (Ренессанс) было введено в XVI веке Джорджо Вазари, известным итальянским живописцем, архитектором и историком искусства, который имел в виду возрождение античности как идеального образца. В дальнейшем содержание термина претерпело изменения. Современники Возрождения переживали свою эпоху как время перехода от «средневековой дикости, темноты и невежества» (состояние смерти) к «свету культуры и человечности» (радостное и светлое состояние возвращения к новой жизни – Воскресение). Понадобилось несколько столетий, чтобы по достоинству были оценены культурные достижения средневекового периода.
С XVIII века эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха Возрождения человека, как эпоха гуманизма.
Доминирующей является сегодня точка зрения, рассматривающая Возрождение как особую культурно-историческую эпоху, гуманистическую по своей общей идейной направленности, совершившую переворот в системе мышления средневековья и открывшая путь научному знанию.
Переходный характер эпохи проявился как в сохранении традиций средних веков, так и наличии новых черт.
Основные черты культуры Возрождения:
· Антропоцентризм.
· Гуманизм.
· Особое отношение к античности – возрождение античных памятников и античной философии.
· Модификация средневековой христианской традиции.
· Новое отношение к миру.
Названные черты тесно связаны друг с другом. В них заложена суть значительных перемен по сравнению со средневековьем. Если кратко: Возрождение изменило картину мира: теоцентрическую (где средоточие всего – Бог) на антропоцентрическую (где центральная фигура, средоточие всего – человек). Мировоззрение Возрождения характеризуется как антропоцентрическое. Антропоцентризм стал точкой отсчета в шкале ренессансных ценностей. Вместо постоянной заботы о мире вечном у гуманистов на первом плане оказалось сильнейшее стремление человека к земному, к прижизненной славе. В центре внимания гуманистов стало «земное царство человека», образ творца собственной судьбы.
Итак, Возрождение выдвинуло индивида на роль первопринципа бытия, отвергнув античную модель мира, где таким принципом был космос и средневековую, где таким принципом был – Бог. Чем объяснить такую четкую ориентацию на человека в культуре Возрождения? Предпосылкой культуры Возрождения явилось возникновение городов. Культура Возрождения – культура городская. Интенсивное экономическое, политическое и социальное развитие европейских городов меняло мировоззрение человека, способствовало развитию его независимости и свободомыслия.
Экономический подъем городов был связан с расцветом ремесел и торговли, накоплением в городах капитала и появлением условий для перехода от ремесленного производства к мануфактуре. Экономически окрепший город всеми средствами стремился освободиться от феодальной зависимости. Политические привилегии городов противопоставляли его феодальной системе. Зависимый крестьянин, прожив за городскими стенами определенный срок – год и один день, приобретал свободу согласно известному принципу: «городской воздух делает свободным».
Вслед за экономическими отношениями трансформировалась и социальная среда. Помимо ремесленников и богатых горожан (городской патрициат), динамично развивались новые городские слои – постоянные рабочие и интеллектуалы – люди свободных профессий. Таким образом, в целом город был местом сосредоточения прежде всего предприимчивых, энергичных, деятельных, свободных людей. Горожане в силу своих жизненных деловых интересов были наиболее заинтересованы в разрушении средневековой иерархии, уменьшении всевластия церкви. Город рождал иной менталитет: представление об окружающем мире, времени и пространстве, труде, месте человека в мире, появлялась своя система ценностей и свои культурные потребности. Именно городская культура рождала атмосферу, в которой рождались новые люди, делавшие эпоху Возрождения.
Родиной культуры Возрождения является Италия. Ранний расцвет итальянских городов связан прежде всего с их активным участием в транзитной торговле. Как отмечает французский историк Фернан Бродель, в VIII - IX вв. Средиземное море стало местом сосредоточения торговых путей (как это было раньше). Заниматься морской торговлей прибрежные города заставляло отсутствие достаточных природных ресурсов, благодатных земель. Связывая между собой богатые приморские страны, эти города имели немалую выгоду. Особую роль в обогащении городов сыграли крестовые походы (перевозка огромного числа людей со снаряжением и конями оказалась очень выгодной). Решающим стал IV крестовый поход, завершившийся разграблением Константинополя. «От краха Византии, - пишет Бродель,- выиграли все итальянские города, точно так же выиграли они и от монгольского нашествия, которое открыло прямой путь по суше от Черного моря до Китая и Индии, дававший неоценимое преимущество, - обойти позиции ислама».
Активное участие в транзитной торговле, а также крестовые походы во многом способствовали зарождению именно в Италии ранних капиталистических отношений, в частности, мануфактурного производства с широким применением наемного труда (сукнодельческие и шелковые мануфактуры Флоренции и других городов). В стране возобладал политический полицентризм, основанный на городах-государствах (коммунах, а затем сеньориях). Независимые города Северной и Центральной Италии, богатые и процветающие, активные экономически и политически, стали главной базой складывания новой ренессансной культуры, светской по своей общей направленности. Ведущей силой в них были купцы и ремесленники, сплоченные в корпорациях (т.н. пополаны), прежде всего пополанская верхушка. Эти гибкие, масштабно мыслящие дельцы возглавляли самые влиятельные цехи, заседали на выборных должностях, ведали казной и правосудием, командовали крепостями и т. д. Такое многообразие социальных ролей выковывало в среде правящего слоя блестящих людей и создавало общую атмосферу, в которой высоко ценились индивидуальность и незаурядность, доблесть и предприимчивость. Городская среда не была однородной. В ней все отчетливее проявлялись новые черты миросозерцания и самосознания различных прослоек общества. Вследствие политической раздробленности Италии Возрождение представляло собой не одно общеитальянское движение, а ряд либо одновременных, либо чередующихся движений в разных центрах Италии. Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флоренции, немного позже в Риме. Милан, Неаполь и Венеция пережили эту эпоху не столь интенсивно, как Флоренция.
Одной из важнейших предпосылок зарождения и развития ренессансной культуры в Италии была широкая система образования - от начальных и средних школ до многочисленных университетов. В отличие от других стран в них раньше начали преподавать дисциплины, расширявшие рамки традиционного гуманитарного образования. Наконец, немалую роль сыграла в Италии тесная историческая связь ее культуры с римской цивилизацией. Городская культура Италии опиралась на мощную традицию античной городской культуры, не случайно восстановление преемственности с античностью зародилось именно здесь. Новое отношение к античному наследию стало здесь проблемой воскрешения традиций предков.
Античное наследие облегчило формирование новой культуры и в какой-то мере определило содержание ее развития. Однако античность не являлась единственным источником Возрождения, существовали и другие влияния: византийская традиция и культура высокого средневековья. Идейные истоки Ренессанса обнаруживаются уже в средневековой культуре Европы ХII - XIII вв. Их можно видеть в провансальской лирике и поэзии вагантов, в городской сатире и новеллистике, в философии Пьера Абеляра и Иоанна Солсберийского. В Италии новые веяния наметились в искусстве Проторенессанса, творчестве Данте Алигьери. «Божественная комедия» – поэтико-философское обобщение средневекового мировоззрения, как и другие сочинения великого флорентийца, содержит немало идей, воспринятых и развитых позднее гуманистами. Это и новое понимание благородства как итога усилий личности, а не признака родовитости, и масштабные образы сильных личностей в "Божественной комедии", и обращение к античному наследию как важному источнику знания.
Восстановление античного наследия началось с изучения древних языков. В то время античность не была полностью забыта по самой простой причине: обучение велось по античным учебникам и античным текстам. Но текстов оставалось слишком мало. Греция была почти неизвестна. С XIV в. начинается интенсивная работа по поискам утраченного и усвоению найденного. Гуманисты вывозят из Константинополя знатоков греческого языка и сундуки книг. К жизни возвращается множество забытых или полузабытых античных текстов. Манускрипты ищутся по всей Европе. Это была самая настоящая страсть, заставляющая молодых людей круто менять образ жизни, поглощающая время и деньги. Первоначально ставилась задача очищения латинского языка от вульгаризации, восстановления классической латыни. Роль латыни в истории духовной жизни Италии необычайно велика. Будучи давно вытесненной из живого общения простых смертных, латынь стойко держалась как язык письменности. Политические идеи Возрождения: учения о государстве, идея римской общности, духовного сплочения вокруг Рима - способствовали активной рецепции классической латыни. Язык Рима был доведен идеологами Возрождения до совершенства. Активно велись и археологические работы, из-под руин были извлечены памятники античной скульптуры, тщательно обмерялась каждая пядь на сохранившихся античных зданиях и на извлеченных античных статуях. В эпоху Возрождения были созданы музеи - собрания античных древностей.
Почему античность так притягивала внимание? Что стояло за обращением к античности? Дело в том, что городская культура рождала новое мироощущение, новые устремления, новые потребности ума, которые требовали мировоззренческой опоры. Такой опорой стала классическая древность. Из философских учений античности прежде всего платонизм и неоплатонизм оказались наиболее притягательными. А.Ф.Лосев показывает в своей книге "Эстетика Возрождения" причины особой распространенности философской концепции неоплатонизма в эпоху Возрождения. Он выделяет в истории культуры 3 типа неоплатонизма. Античный неоплатонизм был в своей основе космологией с попыткой объяснить правильность космического круговращения, круговорота веществ и душ в природе. Средневековый (теологический) неоплатонизм опирался на теорию абсолютной личности, существующей выше всякой природы и мира и являющейся творцом всякого бытия из ничего. Возрожденческий (антропоцентрический) неоплатонизм возвышал и утверждал материальный мир, насыщенный божественным смыслом, и человека как личность, стремящуюся наиболее полно осуществить себя.
Таким образом, среди важнейших открытий Возрождения можно назвать – открытие античности и шире – открытие истории, обращенность к своей исторической традиции. В период Возрождения восстанавливается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реализм в искусстве в отличие от средневекового символизма.
Однако наследие античного мира усваивалось не полностью, не слепо. Гуманисты искали у древних ответы на задачи, поставленные новой эпохой. Отсюда критическое осмысление античности, избирательный подход к разнообразным направлениям ее мысли. В античном наследии видели не столько образец для подражания, сколько некий эталон культурного развития, на который следовало бы равняться в создании собственной культуры. В основе возрождения классики - не слепое подражание, а обновление, построение новой культуры. Ренессанс не повторил, а своеобразно «преломил античные ценности в новом духе, в новом содержании».(Бердяев Н.А.) Иначе не могло и быть. Внутренний мир возрожденческого человека, его мировоззрениесущественно отличались от внутреннего мира античного человека. В античности все было частью единого целого: природа, люди, божества. Человек эпохи Возрождения прошел школу средневекового христианства, оказался расколот на человека природного и духовного. При всей критике средневековья деятелями Возрождения, оно оказало непосредственное воздействие на культуру Возрождения, хотя это и не осознавалось. «Возрождение, подобно юноше, бунтующему против своих родителей и ищущему поддержки у дедов, было склонно забывать обо всем, чем оно было обязано средневековью и преувеличивать значение античности» (Лосев А.Ф.) Деятели Возрождения не перестали еще быть людьми средневековья. Они продолжали верить в Бога, лишь по-новому взглянув на самих себя. Интерес к античности связан у возрожденцев с модификацией христианской (католической) традиции. Благодаря влиянию неоплатонизма становится сильной пантеистическая тенденция. Пантеизм явился синтезом античных и христианских идеалов. Природа и Бог слились в одно целое. «Природа, то есть бог», - такую формулировку использовал, например, Альберти. Бог становится ближе человеку.Наличие в культуре Возрождения двух тенденций (античность и модификация католицизма) определило ее сложность и противоречивость: с одной стороны, она характеризуется как эпоха радостного самоутверждения человека, с другой, как эпоха постижения человеком всей трагичности своего существования.
Другим важным открытием европейского Возрождения стало открытие Природы. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, - одна из мировоззренческих задач эпохи Возрождения. Что лучше всего может помочь человеку познать мир? Собственные чувства. Отсюда пристальный интерес к визуальному восприятию – расцвет живописи, архитектуры, скульптуры. Именно эти искусства позволяют более точно запечатлеть божественную красоту, разлитую в мире. Культура Возрождения носит художественный характер. С изобразительным искусством и архитектурой связаны наивысшие художественные достижения Возрождения. Главные характеристики искусства Возрождения: 1)подражание природе, возрожденный античный принцип жизнеподобия; 2) идеал красоты, прежде всего идеал прекрасного, гармоничного человека. Все искусство Ренессанса обращено к природе, вырабатывает на ее основе свои эстетические принципы. В архитектуре утверждаются творчески переработанные принципы античной ордерной системы, складываются новые типы общественных зданий. Живопись обогащается линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела.
Наука также стремится познать естественные законы мирового развития (в отличие от средневековой, сосредоточенной на познании божественных законов). Однако Ренессанс обнаруживает новое отношение человека к природе: от созерцания (художественного и познавательного) он переходит к активной позиции, выступает как ее завоеватель и покоритель. Новое гуманистическое мировоззрение, выдвинувшее идеал гармонии человека с миром, будит в нем энергию исследователя и созидателя. В конечном итоге меняется не только природа, но и сам человек. Этим самым определяется радикальный сдвиг и переворот в развитии человечества: переход от традиционной цивилизации к техногенной. Но самым важным открытием эпохи Возрождения было открытие Человека.
2.Понятие гуманизма как отражение антропоцентризма эпохи Возрождения
Идейной основой эпохи Возрождения явился гуманизм. Что следует подразумевать под «гуманизмом»? Современный словарь определяет гуманизм прежде всего как признание ценности человека как личности, но гуманизм – это и ренессансный феномен, совершенно конкретное и неповторимое западноевропейское духовное явление XIV – XVI веков, возникшее в Италии ( Флоренция), а затем утвердившееся в Северной Европе. Гуманизм – великое открытие возрожденческой культуры.
Однако и в рамках исторического рассмотрения понятие ренессансный гуманизм многозначно, многосмысленно. В научной литературе этот термин сложился в XIX веке на основе античного humanitas (человеческая природа) и ренессансного studia humanitatis (овладение духовной культурой), заимствованного у Цицерона. Цицерон понимал под ним воскрешение на римской почве греческой образованности. Деятели Ренессанса придали studia humanitatis более широкий смысл – освоение всего богатства античной культуры в ее греческой и латинской традициях, оттенив при этом воспитательное значение нового по сравнению со средними веками комплекса научно-образовательных дисциплин, составными частями которого были грамматика (латинская, а с ХV в. и греческая), риторика, поэтика, история и этика (моральная философия).
Не «божественные науки», лежавшие в основе схоластической системы образования, а именно studia humanitatis с практической ориентацией на формирование свободной, духовно раскрепощенной личности стали базой новой, ренессансной культуры.
Гуманистами в эпоху Возрождения стали называть тех, кто посвящал себя изучению и преподаванию studia humanitatis. Впервые этот термин встречается в работах Франческо Петрарки (1304-1374), с именем которого большинство исследователей связывают рождение нового мировоззрения. Его считают первым гуманистом. Ф.Петрарка снискал у современников славу выдающегося поэта, знатока латинского языка и страстного почитателя античной литературы. Но уже ближайшие идейные преемники Петрарки – гуманисты следующего поколения – оценили в нем также глубокого мыслителя, философа, бросившего смелый вызов схоластике. В его творчестве наметился решительный поворот от схоластической традиции и аскетических идеалов средневековья к новой культуре, обращенной к проблемам земного бытия, утверждающей высокую ценность его творческих сил и способностей. По общему признанию, Петрарка стал родоначальником нового преклонения перед классической humanitas (духовной культурой). Он подошел к словесности, к studia humanitatis (гуманитарным дисциплинам) с пониманием их значения и ценности для воспитания души. « В самом деле, какая польза в том,-говорил Петрарка ,- чтобы узнать свойства диких зверей птиц, рыб и змей, если не знать или не желать узнать природу человека, ради чего мы рождены, откуда приходим и куда идем ».
Однако заслуга развернутого толкования и теоретического осмысления понятия studia humanitatis, введение его в обиход принадлежит последователям Петрарки – Колюччо Салютати и Леонардо Бруни (к.ХIVв.-нач.ХVв.). Ученики Петрарки определили studia humanitatis в отличие от наук естественных как познание не внешнего мира, а человеческого бытия, всего того, что формирует духовность человека. Значение и роль studia humanitatis в системе знания были подвергнуты существенной переоценке. Вбирая опыт всей культуры, языческой и христианской, studia humanitatis призваны формировать нового человека, обладающего высоким свойством – человечностью, способностью к добродетельным поступкам. Возвышение studia humanitatis означало вызов схоластике: «царство Бога» уступило место «царству человека». Гуманисты подчеркивали практическое значение наполненных новым содержанием гуманитарных знаний: грамматики, которая должна стать наукой о способе выражения мысли, риторики как проводника мудрости, почерпнутой из философии, истории - хранительницы социального опыта человечества – и этики, являющейся главным орудием совершенствования личности и общества. Складывалась система светского знания, ставившего целью определить предназначение человека, исходя из его природы и условий существования. Гуманистическая идеология Возрождения знаменовала начало идеологического противостояния буржуазии и устоев феодализма.
К середине ХV в. гуманизм вырастает в мощное культурное движение в Италии. Складывается новая социальная прослойка – гуманистическая интеллигенция. По своему происхождению и социальному положению гуманистическая интеллигенция была пестра и разнородна. Теологи, юристы, медики, художники, учителя, ученые, секретари, политические деятели. Объединяющее начало: гуманистическая образованность, глубокий интерес к гуманитарным знаниям, стремление к самостоятельным поискам нетрадиционных путей в научном, литературном, художественном творчестве. Гуманистические кружки, где в атмосфере свободной дискуссии читали древних авторов и собственные сочинения, стали важной формой интеллектуального общения.
В оживленной полемике гуманисты разных направлений кристаллизировали идейные принципы движения. В творчестве Леонардо Бруни (1370-1441) и Маттео Пальмиери (1400-1475) сложился гражданский гуманизм, утверждавший идеал активной гражданской жизни и принципы республиканизма. Один из выдающихся деятелей Возрождения – Леон Баттиста Альберти (1404-1472) развивал принципы гуманистической этики. В учении Лоренцо Валлы (1407-1457) получила яркое выражение эпикурейская линия гуманизма. В атмосфере возвеличения разума, знания, творческих способностей личности развивалось учение о достоинстве человека Джованни Пико делла Мирандолы (1463-1494). Его «Речь о достоинстве человека» – подлинный гимн величию человека.
По мнению Э.Гарэна, крупнейшего исследователя эпохи Возрождения, гуманизм – новое мировоззрение, осознание полноты величия человека. Мировоззрение, выдвинувшее идеал гармонии человека с миром. Гуманизм – это не только новое учение о человеке, его месте в природе и обществе, но и новый метод научного исследования, новый взгляд на мир с целью подчинить его себе и использовать.
Сущность новой идеологии составила совокупность собственно гуманистических идей, прежде всего признание высокого достоинства человека как природного существа, раскрывающегося в созидании и творчестве. Этот принцип нес прямое отрицание средневековой католической догмы о ничтожности человеческой природы. Реабилитация природы, возвышение природы самого человека привело в итоге к обожествлению природы и человека. Человек – смертный бог. Средневековое христианство подчеркивало богоподобие человека, но только Возрождение, по существу, уравняло человека и Бога, подчеркнув, что они равны в творчестве, так как являются мастерами, художниками, творцами окружающего мира. Гуманисты были полны веры в безграничные возможности человека. Ему все по плечу. Человеческая личность приобретает ранее невиданную ценность. Пико дела Мирандола восклицает: «О, дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится и быть тем, чем он хочет». «Бог создал человека, чтобы он познавал законы Вселенной, любил ее красоту, поражался ее величием. Человек может расти и совершенствоваться по собственной воле. В нем лежат зачатки самой разнообразной жизни».
Яркой чертой нового мировоззрения был культ знания. Не вера, разум выступает в гуманистических учениях о человеке главной силой, направляющей деятельность и поступки людей: мысль и творчество неразделимы. Ценность разума как частицы «божественного» в человеческой природе признавалась и многими католическими теологами, но при этом творческие способности разума человека всемерно принижались. Важным условием знания был провозглашен опыт, что еще резче подчеркнуло творческие способности человека и подготовило ту автономию науки от теологии, которая была завоевана уже в последующую эпоху.
Характерная особенность возрожденческого гуманизма - возвеличение роли человека в земном мире, а не в потустороннем. На место религиозного культа страдания, аскетизма, умерщвления плоти гуманисты поставили этику эпикуреизма: радостное мировосприятие, требование полноты жизни. Человек должен наслаждаться земным бытием. Подавление природных склонностей человека объявлялось преступлением против разума и природы. Эпикуреизм быстро стал одним из важнейших идейных компонентов гуманизма.
Однако даже в тех случаях, когда целью жизни провозглашалось наслаждение, предполагалась гармония личного интереса и общественного блага. Принцип служения обществу, определивший назначение человека в его земном существовании, был характерен для большинства направлений в итальянском гуманизме. Развитие личности рассматривалось как вклад в развитие общества. Выдвинутый гуманистами идеал свободной личности включал ее нравственное совершенствование как важнейшее условие свободы личной и социальной. При этом не снималось значение индивидуальных способностей. Личностные качества человека (такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность) выдвигались на первый план в противоположность родовому, сословному достоинству человека. Важно не происхождение или социальное положение, а перечисленные выше качества. Эти идеи были ударом по средневековому сословно-иерархическому мышлению, согласно которому благороден тот, кто отмечен благородным происхождением.
Провозглашая свободу личности, призывая к удовлетворению всех ее потребностей, деятели новой культуры утверждали личность творческую, но важнейшим условием осуществления этого идеала считали гармонию индивидуального и социального.
Идеи гуманизма были восприняты восторженно во всей Европе. Свобода и достоинства человека выражаются в творчестве философов, писателей художников, скульпторов: Д. Бокаччо, Т. Кампанелла в Италии, Ф. Рабле, М. Монтень во Франции, Т. Мюнцер, Ульрих фон Гуттен, Г. Сакс, А. Дюрер в Германии, Э. Роттердамский в Нидерландах, Т. Мор, В Шекспир в Англии и т.д. Особо следует сказать о художественной элите. На смену художнику – ремесленнику приходит «универсальный художник», формирующий свой неповторимый мир, в котором особенно полно выражены идеалы гуманистической культуры. Не каждый художник был ренессансным художником. Только талант, сила характера и счастливый случай помогали им выдвинуться. Лишь немногим художникам удалось достичь громадного социального престижа и богатства в годы Высокого Возрождения, дав совершенно новую меру положения живописца в обществе. Деятельность таких мастеров искусства Ренессанса как Альберти, Леонардо, Микеланджело - наивысшее выражение новой культуры, ибо они раскрывают «ее смысл и значение лучше, чем любые сочинения писателей, ученых, философов» (Э.Гарэн).
Среди гуманистов были разные люди, и они совершали разные поступки, но бесполезно объяснять мотивы их поведения, переживания, не вникая в культурно-исторические реалии того времени. Гуманисты, например, ссорились, проявляли повышенную обидчивость и мелкое тщеславие, отличались порой неразборчивостью средств. Но важно не это, важно, как ссорились гуманисты. Даже грязью они поливали друг друга, используя образцы эпиграмматики и сатиры античности. Во вражде и склоке они обнаруживали свойственный им стиль общения. Они ревниво заботились об ученой репутации, что соответствовало характеру гуманистической социальной группы.
Гуманизм вообще очень сложное внутренне противоречивое явление. Оно выразилось прежде всего в освобождении человека от сильнейшего влияния церкви. Духовная власть церкви была еще велика, но постепенно менялось само религиозное сознание. Наступил кризис веры. Происходил опасный поворот. Христианские ценности поколеблены. Что-то утрачивается, что-то правильное уходит. Осуществляется поворот к природе, язычеству. Античность – это язычество, религия природы. Природа становится важнее Бога, земное важнее небесного. А природа не может любить человека: она дикая, равнодушная. Происходит двоение: языческие идолы и ужасны, и прекрасны, они и лгут, и говорят правду. Центральное место занимают идолы, но они могут стать орудием и зла, и добра.
Таким образом, в результате поворота к природе, к язычеству обожествляется «я» - создается кумир - отсюда пресловутый западный индивидуализм. Именно возрожденческий гуманизм порождает индивидуализм, установку на автономию личности. Для гуманистов не существует больше иерархического общества, в котором человек являлся выразителем интересов сословия.
Индивидуализм имел несомненно прогрессивное значение, особенно в период раннего Возрождения, он способствовал распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Однако установка на индивидуализм таила в себе опасность. Чувство индивидуализма выдвигает на первый план самого человека. Никогда человек не был интересен так самому себе. Личность становится сама для себя загадкой. Стремление к самовыражению, самоутверждению порождает такой феномен возрожденческой культуры, как титанизм. Титанизм демонстрирует беспредельность возможностей человека. Титаны Возрождения поражают универсальностью и глубиной знаний: Леонардо да Винчи –художник и математик, механик и инженер, Альбрехт Дюрер – художник, архитектор и изобретатель, Николло Макиавелли – государственный деятель, историк, писатель, Мартин Лютер – создатель современной немецкой прозы, языковед, композитор и т.д. Они в своих научных прозрениях выходили за границы своего времени: технические предвидения Леонардо да Винчи, гелиоцентрическая система Н.Коперника.
Однако та же самая титаническая сила имела в эпоху Ренессанса «обратную» сторону. Ведь самоутверждалась не только личность высокая, творческая, но и личность аморальная. В любом человеке наряду с творческими созидательнымит силами дремлет разрушительная энергия. Пример Бенвенуто Челлини. Знаменитый ювелир и скульптор стремился самоутвердиться не только в своих творческих достижениях, но и в совершенных им преступлениях. В своем дневнике он, желая прославиться в глазах грядущих поколений, приписывал себе страшные поступки, которых на самом деле не совершал. В истории Европы прославилось своими преступлениями семейство Борджиа, глава которого – Александр VI (1492-1503), соединял честолюбие, корысть и развращенность с блестящими дарованиями и образованностью. Таких примеров множество. Свобода личности обернулась произволом. Освобождение от средневековых регламентов, было воспринято как свобода от нравственности, свобода для сил зла. Появилась личность, для которой становилось самоцелью удовлетворение потребностей, характерна жадная погоня за наслаждениями без каких-либо ограничений, восхваление личного успеха, какими бы средствами он не достигался. Индивидуалистическое всеотрицание привело к безграничному разгулу страстей, пороков и преступлений в эпоху Возрождения. Расцвет творческой активности и моральное разложение оказались двумя сторонами одной медали.