Алгоритм написания сочинения - рассуждения по русскому языку
Вступление | В.П. Астафьев, по мнению многих почитателей его таланта, самый совестливый писатель ХХ века, к сожалению, уже ушедший из жизни. Автор ярких романов, повестей «Печальный детектив», «Царь-рыба», «Прокляты и убиты», В.П. Астафьев часто обращался к публицистике, освещая злободневные вопросы современности. Не оставались за пределами его внимания и вечные вопросы: о добре и зле, о любви и ненависти, о дружбе и предательстве, о долге и бесчестии. И это его размышление о нравственной проблеме отсутствия культуры в современном мире, несомненно, вызовет у всех читателей душевный отклик. |
Постановка проблемы | Что чаще всего портит нашу жизнь? Пакость и пакостники. Именно об этом явлении пишет В.П. Астафьев. К сожалению, проблема эта в нашем обществе слишком велика. |
Комментарий к поставленной проблеме | Шагу не ступишь, чтобы не столкнуться с проявлением пакости: надписи на стенах, грязь на улицах, грубость, хамство, повсеместное бескультурье. |
Позиция автора | Мне кажется, что главная мысль этого текста, авторская позиция не в том, чтобы применить силу народную, а в том, чтобы “не рыхлилась почва” под ногами пакостников. |
Собственная позиция | |
Аргумент | |
Литературный аргумент | Для этого надо воспитывать людей с детства, и не “прописями”, как это делал отец Чичикова (“вечная пропись на столе: не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце”), а своими делами, поступками. Что из этих “наставлений” получилось, мы знаем: Чичиков — мошенник. Нужно с детства прививать “дух благородных желаний”, желаний совершать красивые поступки. Какие стремления в ребёнке воспитаешь, такого человека и получишь. Не зря русская пословица гласит: “Того Иван не разумеет, чего Ванюша не выучит”. |
Заключение | Таким образом, решение поднятой писателем проблемы мне видится в семейном воспитании, в семейных традициях. |
Текст №16 (по А.И. Куприну). До моего сведения дошло, что вы не только написали…
(1) – До моего сведения дошло, что вы не только написали, но и отдали в печать какое-то там Сочинение и читали его вчера юнкерам. (2) Правда ли это?
(3) – Так точно, господин капитан.
(4) – Потрудитесь сейчас же принести мне это произведение вашего искусства.
(5) Александров побежал к своему шкафчику.
(6) – Пожалуйте, господин капитан, – сказал юнкер, подавая листки.
(7) Дрозд сухо приказал:
(8) – Сейчас же отправляйтесь в карцер на трое суток. (9) А журналишко ваш я разорву на мелкие части и выброшу.
(10) И вот Александров в одиночном карцере – изнывающий от скуки, безделья и унижения. (11) Вчера ещё триумфатор, гордость училища, молодой, блестяще начинающий писатель, он нынче только наказанный жалкий первокурсник.
(12) Иногда, ложась на деревянные нары и глядя в высокий потолок, Александров пробовал восстановить по памяти слово за словом текст своей прекрасной сюиты. (13) И вдруг ему приходило в голову ядовитое сомнение. (14) Чем более он теперь вчитывался мысленно в рассказ, тем более находил в нём тусклые места, натяжки, ученическое напряжение, невыразительные фразы.
(15) «Но ведь в редакциях не пропускают вещей неудовлетворительных, – пробовал он себя утешить. (16) – Вот принесут какую-нибудь чужую книжку, и я отдохну, отвлекусь, и опять всё будет хорошо».
(17) Вечером сторож постучался в дверь карцера.
(18) – Вам, господин юнкер, книжку принесли.
(19) Эта книга, сильно потрёпанная, была совершенно незнакома Александрову.(20) "Казаки". (21) Сочинение графа Толстого» – стояло на обложке.(22) Начал он читать эту повесть в шесть вечера, читал всю ночь не трываясь, а кончил уже тогда, когда утренний свет проник сквозь решётчатую дверь карцера.
(23) – Что же это такое? – шептал он, потрясённый и очарованный. (24) – Господи, что же это за великое чудо? (25) Обыкновенный человек, даже ещё и с титулом графа… и вдруг самыми простыми словами, без всяких следов выдумки взял и рассказал о том, что видел, и у него выросла несравненная, недосягаемая и совершенно простая повесть.(26) И тут вдруг оборвался молитвенный восторг Александрова. (27) «А я-то, я. (28) Как я мог осмелиться взяться за перо, ничего в жизни не видя и не умея… (29) К чёрту! (30) Конец баловству!»
(31) Дрозд продержал Александрова вместо трёх суток только двое. (32) На третий день он сам пришёл в карцер и выпустил арестованного.
(33) – Вы знаете, – спросил он, – за что были арестованы?
(34) – Знаю, господин капитан. (35) За то, что написал самое глупое и пошлое Сочинение, которое когда-либо появлялось на свет Божий.
(36) – Не согласен, – возразил Дрозд с мягкой интонацией. (37) – Но вы должны были доложить о рукописи по уставу. (38) А теперь идите в роту и, кстати, возьмите с собою ваш журнальчик. (39) Нельзя сказать, чтобы очень уж плохо было написано. (По А.И. Куприну).