Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен).

БИЛЕТ №1

1. Дайте определение понятию «композиция». Опираясь на изученные в 8 классе произведения, проиллюстрируйте основные композиционные элементы (завязка, кульминация, развязка).

Учебник, часть 2, стр. 342-343.

Композиция − построение художественного произведения, соотнесенность всех частей произведения в единое целое.

Основные сюжетные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Кульминация

 
  Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен). - student2.ru
Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен). - student2.ru Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен). - student2.ru

Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен). - student2.ru Развитие

действия

           
    Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен). - student2.ru   Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен). - student2.ru
  Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен). - student2.ru
 

Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен). - student2.ru Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен). - student2.ru

Экспозиция Завязка Развязка Эпилог

Экспозиция − часть произведения, в которой сообщается время и место событий. Обычно предшествует завязке.

Завязка действия − событие, знаменующее начало действия, часть произведения, в которой намечается конфликт.

Развитие действия − часть произведения между завязкой и кульминацией, где автор демонстрирует путь развития конфликта. Это наибольшая часть произведения, в которой отображен ход событий.

Кульминация − момент наивысшего напряженного действия, решающее столкновение противодействующих сторон, когда намечается победа или поражение одной из конфликтующих сторон.

Развязка − заключительный момент в развитии действия, где показаны результаты кульминационного столкновения между персонажами.

В произведении также могут быть пролог (вступительная часть произведения, повествующая о событиях, которые предшествовали тем, что будут описаны) и эпилог (заключительная часть произведения, повествующая о дальнейшей судьбе героев).

Композиция «Мцыри»

Экспозиция — рассказ о жизни героя в монастыре,

Завязкой сюжета может считаться момент побега Мцыри из монастыря.

Кульминация – борьба с барсом

Развязка — завещание героя и его смерть.

Композиция «Ревизора»

Завязка – самая первая фраза «К нам едет ревизор». Некоторые критики считают, что в комедии есть еще одна завязка: сообщение Добчинского и Бобчинского о приезде мнимого ревизора.

Страх чиновников перед ревизором является двигателем действия сюжета

Кульминация − немая сцена, поскольку страх чиновников перед проверкой, только усиливается.

Развязка вызывает у критиков больше всего споров. Некоторые видят ее в той же немой сцене. Сам Гоголь говорил, что в его комедии нет развязки, так как страх чиновников перед возможностью разоблачения не «снят» (не развязан), а наоборот, предельно усилен (что и указывает на кульминацию)

Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен).

Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. В них отображен и внешний, и внутренний мир человека. Одни песни посвящены историческим событиям, героям, выдающимся историческим личностям (это исторические песни), другие изображают переживания, связанные с теми или иными жизненными обстоятельствами лирического героя (лирические).

Исторические песни часто не только изображают события или отдельные их эпизоды, но и отражают чувства, переживания героев так, как это понимает народ. Частые герои исторических песен цари (Иван Грозный, Петр Первый), народные вожди (Ермак, Разин, Пугачев).

Герой лирических песен безвестен, но каждый находил отклик чувствам, выраженным в песне. Исполнялись они и в одиночку, и хором. Часто лирические песни передают грустные, печальные настроения (например, песня «Уж ты, ночка, ты, ноченька темная»). Для лирических песен характерна народная символика («ясный месяц» – молодце, «лебёдушка» - девица), параллелизмы («Вдоль по улице метелица метет, За метелицей мой миленький идет»), повторы («В темном лесе, в темном лесе»), постоянные эпитеты (белое лицо, добрый молодец, красна девица).

По форме исторические песни («Пугачев казнен», «Пугачев в темнице») близки к лирическим крестьянским: в них часто встречаются образы лирических песен (удалый добрый молодец, солдатушки), общие для народной песни эпитеты (лес тёмный, садик зелёный, красное солнышко), сравнения, запевы. Историческая песня позволяет увидеть отношение народа к важным событиям истории; из неё порой можно получить такие сведения, каких нет в исторических документах. Например, об отношении народа к Пугачёву мы узнаём из исторической песни «Пугачёв казнён»: «Нет больше народного заступника…». В официальных документах Пугачёв – злодей. Таким образом, историческая песня – своеобразный свидетель истории.

3. Прочитайте наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Как вы понимаете слова «вдохновенье», «упоенье», «пробужденье»?

Вдохнове́ние — особое состояние человека, которое характеризуется, с одной стороны, высокой производительностью, с другой — огромным подъёмом и напряжением сил человека. Является типичной чертой и составным элементом творчества.

Упоенье – восторг, восхищение

Пробужденье - возвращение к активности после бездействия.

Пробужденье — упоенье — вдохновенье — эти слова характеризуют состояние человеческой души, соприкоснувшейся с великой ценностью, с “гением чистой красоты”. Пробужденье души открыло лирическому герою возможность упоения творчеством, вдохновение, а вместе с тем упоенье жизнью. Пробужденная душа раскрылась и для творчества, и для слез, и для любви.

БИЛЕТ №2

1. Дайте определение понятию «комедия». Назовите комедии, изученные в 8 классе.

Учебник, часть 2, стр. 345-346. Комедии, изученные в этом году: Д.Фонвизин «Недоросль», Н.Гоголь «Ревизор», Ж.Мольер «Мещанин во дворянстве»

В центре комедии – нелепая смешная ситуация. Комическое – это несоответствие. Например, несоответствие между претензиями госпожи Простаковой и ее действительной сущностью. Именно на почве несоответствия вырастают такие свойства комедии, как гипербола, заостренность, абсурд и ее «высокий», часто смешанный со слезами отчаяния, смех.

В эпоху классицизма комедию относили к «низким» жанрам

Наши рекомендации