Урал в древности и в средневековье
Древние южноуральцы и природа. Горный Урал, как сказочный змей Полоз, распростерся более чем на две тысячи километров с севера на юг, - от студеных арктических морей до жарких степей Казахстана в самом сердце Евразийского материка. Как несхож облик гор Урала в разных его частях! Суровые высокие безлесные скалистые вершины Северного Урала не похожи на заботливо укутанные природой лесами невысокие перевалы Урала Среднего. На Южном Урале горные хребты снова упрямо тянут свои вершины к небу и, как бы обессилев, превращаются южнее, в Оренбуржье в цепи невысоких отрогов. Многие миллионы лет назад, задолго до появления здесь первых людей, на месте Урала располагались гигантские моря, частые землетрясения рвали гигантскими трещинами поверхность и наружу из глубин планеты изливались потоки расплавленной магмы. Здесь надо искать истоки сказочных минеральных богатств природы Урала. Постепенно буйство природы утихло, но и в более поздние времена здесь случались землетрясения. В наши дни горы Урала считаются старыми, в сравнении со многими другими. Следы тех бурных миллионов лет можно видеть не только в горных хребтах, но и в знаменитом южноуральском пенеплене - холмистой стране, восточнее которой начинается самая большая в мире равнина - Западно-Сибирская.
Если мы отправимся в путешествие от северных отрогов Уральских гор на юг Урала, то можем воочию убедиться в неповторимости его природы. В самом деле, где еще, кроме Урала, можно найти горную страну, которая пересекает и северные прозрачно-голубые тундры, усеянные озерами и угрюмые таежные урманы с их необъятными болотами и проточными озерами - туманами, и веселые березовые рощи лесостепей и широкие свободные степи с парящими высоко в небе орлами на юге Урала. На водоразделах здесь лежат степные озера, опоясанные камышами вдоль берегов. Неспешные реки несут свои воды в сибирскую сторону, к Иртышу и Оби. Они или пробивают себе дорогу в скалах и текут в каньоне, как река Аят в окрестностях Николаевки в Варненском районе, или превращаются в открытой степи в ожерелье глубоких плесов, соединенных лишь журчащими ручейками, как Караталы-Аят или любой из Тогузаков (а Тогузаков ровно три – Верхний, Средний и Нижний).
На реках Южного Урала особо необходимо остановиться. Их необычность состоит в том, что они текут в три стороны: на запад (реки бассейна Камы и Волги, такие как, например, Ай, Уфа, Юрюзань), на восток (реки, впадающие в Обь и Иртыш) и на юг (река Урал с притоками). Иногда истоки рек разных направлений течения находятся почти рядом (например, Урал, Миасс, Ай).
Конечно, все, рассказанное выше, имеет отношение к жизни древних и средневековых народов, живших в наших местах. Природа и климат в древние эпохи, да и сейчас, во многом определяют то, насколько многочисленно население в различных уголках края, каков облик жизни, хозяйственные занятия и, даже облик верований людей. Так, скотоводство и земледелие раньше появилось и утвердилось в более пригодных для них южных районах. Таежные горные долины и предгорья, напротив, многие тысячи лет кормили охотников и рыболовов. И, конечно, минеральные богатства Южного Урала (каменное сырье, руды) на протяжении всей истории человека придавали жизни здешних народов черты своеобразия.
Картина нашей природы "подправлена" многими поколениями южноуральцев, увы, не в лучшую сторону. Сказочные богатства гор и предгорий (минералы, лес, вода, животный мир), кормившие наших предшественников на протяжении многих тысячелетий, стали одной из главных причин, наряду с неразумностью и невежеством людей, страшных ран, причиненных природе. Она же достойно мстит потомкам за обиды, причиненные предками. Воздух городов, которым трудно дышать, реки, воду которых даже для стирки брать опасно - приметы сегодняшнего дня. Глядя на леса в горных долинах между Миассом и Златоустом, часто нам хочется сравнить их картину с одеялом, сшитым из разноцветных, правильных очертаний, кусочков. Это следы огромных вырубок последних веков, после которых на этих местах скорее вырастали деревья менее ценных для людей пород. Некоторые виды животных можно видеть сейчас разве что на картинках.
Так что, когда задается вопрос: "Зачем она нужна, история родного края?"- хочется ответить вот что. Историю, как в целом, так и Урала в частности, можно сравнить с зеркалом, в которое люди должны непременно временами всматриваться, чтобы не повторять ошибок своих предков и предшественников.
Народы Урала. Десятки различных народов живут сегодня на Урале. В большинстве своем это русские люди. Кроме этого: ненцы, манси, ханты, - на севере Урала; коми, удмурты на северо-западе; башкиры, татары, казахи - на Южном Урале. Но так было не всегда. Часть этих народов, например, русские, башкиры, татары и другие, в разные времена переселились на Урал из разных мест, вытесняя или включая в свой состав жившие здесь ранее. Предки других народов, например, коми, удмуртов, жили здесь с древнейших времен. Наверняка вам приходилось слышать выражение "коренной народ". Его надо понимать в смысле" народ, ранее других поселившийся здесь". Однако, вряд ли это обстоятельство должно давать этому народу какие-либо преимущества в сравнении с другими, живущими здесь же. Переселения народов на Урал из порой далеких районов продолжались на протяжении тысячелетий. Особенно это характерно для южных районов Урала, образно называемых "воротами народов".
Как работают современные археологи. История древних и средневековых народов Урала известна преимущественно по данным раскопок, произведенных археологами, то есть история восстанавливается путем размышлений ученых над развалинами древних поселений, кладбищ, святилищ и находками, добытыми из них. Свои раскопки археологи ведут по строгим и сложным правилам. Например, все обнаруженные в раскопе предметы ни в коем случае не должны сдвигаться из первоначального положения. Иначе не удастся понять, что случилось здесь много веков назад. В этом смысле работа археологов сходна с работой криминалистов, расследующих преступления.
Слой почвы, в котором отложились остатки жизни и деятельности древних людей археологи не без основания называют культурным, то есть, предполагается, что он образовался в значительной мере как результат жизни какого-то древнего народа.
Безгласные предметы, если над ними хорошенько подумать, могут о многом поведать пытливому уму. Тем более, что современные археологи привлекают на помощь самых разнообразных специалистов. Но очень важно иметь в виду то, что "за кадром" внимания ученых все-таки остается та часть древней жизни, которая не оставила вещественных следов. Скажите, например, как по раскопкам древнего погребения восстановить путь погребальной процессии, состав ее участников или погребальные песнопения? Без машины времени не обойтись. Сказанное нельзя рассматривать как признак беспомощности ученых. Если бы это было так, то ваш учебник не появился бы. Но и археологи, зачастую, не могут сказать, как себя называл тот или иной древний уральский народ. Поэтому археологи называют их "археологическими культурами"- условными именами, которые дают по месту первой или самой значительной находки, с ними связанной, но не все ученые согласны с тем, что за археологическими культурами нужно видеть обязательно какой - то древний народ. Противники этой гипотезы считают, что у разных народов, обитавших в сходных природно-климатических условиях в одно и то же время, со сходной структурой хозяйства и общества в результате тесных связей их друг с другом могли образоваться порой очень схожие признаки (планировка и архитектура поселений, погребальные обряды, керамика, типы металлических орудий и т.д.). В то же время, происхождение этих народов могло быть различным.
Археологи как основу для разделения древнейшей истории людей на периоды рассматривают материалы, из которых, в основном, в тот или иной период изготавливались орудия труда. Так в древнейшей истории людей появились каменный век, бронзовый век, железный век. В свою очередь, каждый из них подразделен на более мелкие этапы. Надо сказать, что эти «века» (особенно это относится к бронзовому и железному векам) в разных районах Урала начинались и заканчивались не всегда в одно и то же время. Почему? Причины могли быть самые различные (природные особенности, особенности хозяйственной жизни и т.д.).
Для чего было предназначено то или иное каменное или костяное орудие, найденное при раскопках? Определение его функции гарантировано, если рабочие поверхности исследованы специалистами под микроскопом. Этот метод исследования древних предметов называется трасологическим (от английского слова trace - след). Много лет назад этот метод разработал отечественный ученый С.А.Семенов. По древним образцам Сергей Аристархович с учениками изготавливал каменные орудия. Поскольку они были новыми, то никаких следов работы на них еще не было. Сделанными современными копиями древних орудий ученые рубили, пилили, жали, сверлили. Затем разглядывали следы работы под микроскопом, фотографировали и сравнивали с древними, "узнавая" их.
Так исследование следов работы помогает археологам узнать былое назначение каменных орудий.
Насколько эффективными были орудия каменного века? Чешские ученые Р. Малинова и Я.Малина приводят примеры, когда копьем с кремневым наконечником была пробита сантиметровой толщины деревянная доска и три слоя кожи оленя. Стрелы с каменными наконечниками пробивали железные доспехи, кольчуги. Поле площадью в 25 квадратных метров каменными серпами сжали за один час. Кожу барана каменными скребками обработали за 5 часов. А почти полуметровой толщины сосну срубили каменным топором за 21 минуту.
История изучения древней истории Урала. Страницы древней истории Урала - результат труда нескольких поколений ученых. Уральская археология сравнительно молода. Первые раскопки древних погребений и поселений с научными целями на Южном Урале и в Зауралье состоялись не более 130–150 лет назад. Первые профессиональные археологи начали здесь работать не более 100 лет назад. Однако, лишь в последние полвека на Южном Урале ведутся широкие археологические исследования.
Назовем лишь некоторые из имен крупных ученых. Родоначальником современной школы археологов Урала считается доктор исторических наук Отто Николаевич Бадер. Именно О.Н. Бадер исследовал рисунки древнейших обитателей Южного Урала в Каповой пещере, а также еще несколько мест, связанных с жизнью южноуральцев в каменном веке. Десятки лет провел в экспедициях в разных районах Урала ученик О.Н. Бадера – доктор исторических наук Владимир Федорович Генинг. Открытие сотен памятников археологии на Южном Урале, исследование знаменитых на весь мир Синташтинского могильника и поселения на юге Челябинской области связано с его именем. "Отцом" же современной археологии Южного Урала справедливо считается доктор исторических наук Константин Владимирович Сальников. За тридцать лет жизни, проведенных им на раскопках, К.В. Сальников открыл и описал историю более чем десятка древних и средневековых народов Южного Урала.
Сегодня во всех крупных городах Урала в научных институтах Академии наук Российской Федерации, в высших учебных заведениях, музеях работают зачастую не отдельные археологи, а целые научные коллективы. Не составляет исключение и Челябинск. Здесь не так давно открыт филиал Института истории и археологии УрО РАН. Археологические научные центры с давними традициями существуют в ряде ВУЗов Челябинска: в ЧелГУ, ЮУрГУ, и, конечно, в ЧГПУ.