Развитие гостиничного хозяйства в XIX-XX веках

XIX век в историческом процессе является периодом выдающихся открытий и радикальных перемен во всех областях общественной жизни. Это век утверждения нового, индустриального типа цивилизации, важнейшими признаками которой явились: внедрение науки в промышленное производство и сельское хозяйство, использование паровой машины, создание двигателя внутреннего сгорания, развитие сети железнодорожных путей, океанского пароходства, изобретение радио, телеграфа, телефона, создание автомобиля и самолета, развитие электроэнергетики и т.д.

Дальнейшее развитие различных форм путешествий создавало постоянно растущие потребности в предприятиях, предоставляющих ночлег и питание.

Возникли большие современные гостиницы, размещенные в специально для этой цели построенных зданиях по типу частных резиденций или же великолепных государственных особняков.

Возрастают запросы гостинич­ной клиентуры, преимущественно богатой и, следовательно, все более повышается комфорт и уровень оснащения гостиниц. Возникают своего рода огромные гостиничные комбинаты с находящимися при них фешенебельными ресторанами и кафе. Расширяется сеть современных гостиниц и пансионатов на курортах, в спортивных центрах, здравницах и т.д. Гостинич­ное дело из ремесла превращается в важную отрасль экономи­ческой деятельности, приносящую большие и стабильные до­ходы.

XIX век стал переломным в развитии гостиничного хозяй­ства. Начался период строительства постоялых дворов-отелей двор­цового характера и повышенной комфортности по всей Европе.

Приток состоятельных англичан и американцев в Европу изменяет традиционную культуру гостиничных услуг: они приобретают все более и более унифицированный и стандарти­зированный характер. Именно тогда в обиход входят английс­кие слова «экспресс», «комфорт», «дизайн». С середины XIX века в Европе (прежде всего в Швейцарии) начинают строить совре­менные гостиницы с высоким уровнем комфорта. На смену тра­диционным гостиницам со скромными названиями («Англий­ский двор», «Старая почта» и т. п.) появляются роскошные отели под звучными именами: «Бристоль», «Метрополь», «Палас», «Савой», «Эксельсиор» или просто «Гранд-Отель», лишенные какой-либо связи с местными традициями.

Начинается «эпоха роскошных отелей». В 1812 году в центральной Швейцарии вступает в строй отель «Риги-Клес-терли», в 1832 – гостиница в г. Фаульхорн. В 1801 году в Гер­мании открывается первоклассная гостиница «Бадише Хоф» в Баден-Бадене.

В начале XIX века возникают первые курорты на минеральных водах в Германии – в Хайлиген-дамме, Нордернее, Травемюнде. Как отмечает швейцарский исследователь туризма профессор К. Каспар, «в этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристокра­тических кругов, «нового дворянства», высшего офицерства». [19] В зависимости от времени года элита либо пребывала на фран­цузской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термаль­ных курортах Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет, Грецию. Многовариантность возможных мест отдыха обусловливалась обязательным наличием комфортабельных гостиниц.

В Австро-Венгрии в 1913 году существовало уже 15 тысяч гостиниц. В основном это были небольшие гостиницы, но наряду с ними строились и крупные. Эти гостиницы име­ли общую емкость номерного фонда 500 000 мест, то есть вместимость каждой гостиницы составляла 30–35 мест. Одно гостиничное место приходилось на 80 жителей страны.

В Германии в том же 1913 году было 90 тысяц гостиниц, как правило, тоже мелких. Швейцария, Италия начинают усилен­но разрабатывать золотую жилу туризма, широко используя исторические и архитектурные памятники. Важным событием явилось открытие в Дюссельдорфе института гостиничного дела. Общим задачам гостиничного движения, созданию единой классификации гостиниц и иным важным вопросам этой от­расли должен был служить Международный Союз владельцев гостиниц, объединивший 1700 гостиниц в различных странах мира.

В 1829 г. в Бостоне открылся отель «Тремонт» — первый в США отель первого класса — с коридорными, регистратурой (рецепцией), замками на дверях номеров (двухместных и одноместных) и даже с бесплатным мылом для гостей. Это событие и положило начало гостиничному буму в этой стране. К концу XIX в. были распространены два типа гостиниц. Одни были большими и роскошными, а некоторые из них являлись просто архитектурными шедеврами — с просторными вестибюлями, залами для балов. Они располагали всеми возможными в то время удобствами — лифтом, туалетами, электрическим освещением и др. Другие, маленькие и устаревшие, предлагали услуги по низким ценам.[20]

Принято считать, что ресторанное дело в США имеет французские корни. В результате революции многие из французских шеф-поваров пересекли океан и оказались в Америке, главным образом в Новом Орлеане — единственном истинно французском городе Нового Света. На новом месте почти все они занялись ресторанным бизнесом. К середине XIX в. каждый первоклассный отель имел в своем штате повара-француза. Первый ресторан Delmonico в Америке был открыт в Нью-Йорке в 1831 г., он предлагал изысканную кухню и безупречное обслуживание (здесь впервые было введено меню на двух языках). В ресторанах доминировала швейцарско-французская кухня, которая долгое время задавала тон американским кулинарам.

Начало и середина XIX в. были «золотым веком» для американской гостиничной индустрии. В крупных городах начинают появляться гостиницы, не только не уступающие европейским отелям ни по размерам, ни по уровню комфорта, но порой и превосходящие их. Например, Palace Hotel, построенный в Сан-Франциско, занимал площадь в 2,5 акра, в нем было 800 номеров, а структура управления, оснащенность и комфорт были поистине уникальными. К концу XIX в. происходит расслоение гостиничного продукта: с одной стороны, это первоклассные гостиницы, а с другой — маленькие отели в небольших городах, в которых останавливались только в случае крайней необходимости. Такая ситуация вряд ли устраивала основную массу путешественников, которые предпочли бы останавливаться в гостиницах со стандартным обслуживанием и невысокими ценами. Запросы увеличивающегося количества туристов среднего класса заставили владельцев гостиниц задуматься о появлении нового типа средства размещения: комфортного и доступного по цене. Открытие в 1908 г. отеля Statler в Буффало стало началом истории «современных» гостиниц, где за умеренную плату предлагалось качественное обслуживание и комфортное размещение. Statler, благодаря своим нововведениям (среди которых — централизованное холодное водоснабжение, ванная комната в каждом номере, свет при входе в номер, униформа для персонала и др.), долгие годы оставался образцом для подражания.

Для американской гостиничной индустрии 20-е гг. XX в. стали периодом массового строительства гостиниц, в том числе и тех, которые известны и функционируют до сих пор (Penta и Waldorf-Astoria в Нью-Йорке, Hilton&Towers в Чикаго).

В это же время на дорогах Америки начали появляться рестораны быстрого обслуживания и заведения, в которых проезжающие обслуживались не выходя из машины. Эти заведения получили название «драйв-ин» (drive in — «заезжай во двор»), автомобилисты назвали этот способ обслуживания «вскакиванием на подножку» (car hopping): чтобы принять заказ, официант вскакивал на подножку автомобиля. Драйв-ины стали неотъемлемым атрибутом американского образа жизни.

Войны 1914-1918 гг. и 1939-1945 гг. оказали чрезвычайно негативное влияние на развитие индустрии гостиничного хозяйства. Новые объекты не вводились, а старые, особенно в воюющих странах, перепрофилировались для нужд армии, тыла. Но с 1950-х гг. начался период нового строительства. Это связано прежде всего с массовым распространением автомобиля как основного средства транспорта и появлением новой концепции организации гостиничного бизнеса. Речь идет о появлении мотелей и мотор-отелей, располагающихся преимущественно на дорогах за городом и ориентированных на туристов, путешествующих на своих автомобилях. Первоначально эти небольшие средства размещения (до 50 номеров), помимо парковки, предлагали ограниченное количество услуг (размещение, реже с питанием), но к 1960-м гг. их средний размер уже достигал 100 номеров, а перечень услуг значительно расширился.

Не менее значимым событием для американской гостиничной и ресторанной индустрий стало широкое распространение цепей и практики заключения франчайзинговых договоров. Среди первых американских гостиничных цепей были Hilton, Sheraton, скупавшие существующие гостиницы, и Statler, в основном строившая собственные гостиницы.[21]

Во второй половине XIX в. индустрия гостеприимства расширяет сферу деятельности. К предприятиям гостиничного типа присоединяются первые бюро путешествий, в задачу которых входит организация туристических поездок. Одновременно с этим гостиницы предлагают своей клиентуре отправиться в различные экскурсии по культурно-историческим местам. Историческим примером первого пэкидж-тура - комплекса туристических услуг, продаваемого по единой цене - является групповой тур на отдых, организованный англичанином Т.Куком в 1841г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр. Вся поездка, в которой приняли участие 570 человек стоила каждому из них 1 шиллинг.[22]

Сформировавшиеся в 1945–1955 гг. автомобильная и авиационная индустрии определили гостиничный бум во всем мире. Гостиничная база превращается в это время в индустрию услуг, предоставляя туристу, гостю, путешественнику, отдыхающему полный набор услуг по размещению, питанию, развлечениям, отдыху и т. д. Гостиница из дома с меблированными комнатами, предназначенного для временного проживания людей, все чаще превращается в туристский комплекс, полносервисный отель, в котором оказывается множество разнообразных услуг, предназначенных для так называемого целевого потребителя. Гостиницы на автотрассах, железнодорожных вокзалах, при аэропортах, а также гостиницы для деловых людей и бизнесменов в торговых, административных центрах больших городов, курортные гостиницы и пансионаты, конгресс-отели и конгресс-центры, отели «люкс» и апартаменты, гостиницы-казино, передвижные гостиницы и кемпинги, молодежные гостиницы, общежития и горные приюты, дома охотников и рыбаков – вот далеко не полный перечень гостиниц целевого назначения. Для каждого из перечисленных видов характерна тенденция к расширению сервиса и повышению качества услуг.

Растет число гостиничных объединений – цепей, ассоциаций. Гостиницы становятся пионерами в использовании новейших достижений техники – новых материалов (экологически чистых, пожаробезопасных, износостойких, изящных и т. д.), передовых технологий по системам жизнеобеспечения и обеспечения безопасности и комфорта, новых информационных технологий. Современная гостиничная база становится основой туристской индустрии – индустрии XXI века.[23]

Заключение

История туризма насчитывает не одну тысячу лет и непосредственно связана с историей развития западной цивилизации. География и основные цели путешествий, состояние инфраструктуры, обслуживающей туризм, — все это определялось основными этапами истории развития общества.

Происхождение и становление гостиничного бизнеса можно разделить на несколько этапов. Рассмотрение этапов целесообразно начать с изучения предыстории гостиничного дела, которая связана с основными целями перемещения людей в античные времена: торговлей, паломничеством, образовательными целями и многим другим.

В Средние века широкое распространение получает религиозное паломничество, т. е. посещение определенных религиозных мест, священных как для христиан, так и для мусульман.

Следующий период в развитии гостиничного хозяйства связан с установлением в регулярной почтовой и транспортной сети на конной тяге. Вдоль почтовых трасс располагались предприятия, которые были аналогичными современным мотелям.

Развитие современного гостиничного дела приходится на XIX век, век великих научных открытий, паровой машины и современных средств сообщения. Дальнейшее развитие различ­ных форм туризма создает постоянно растущие потребности в предприятиях, предоставляющих ночлег и питание. Возника­ют большие современные гостиницы, размещенные в специ­ально для этой цели построенных зданиях по типу частных резиденций или же великолепных государственных особняков.

В конце XIX — начале XX в. индустрия гостеприимства превращается в важную отрасль. Строительством гостиниц, подготовкой кадров, вопросами ценообразования начинают заниматься гостиничные объединения, синдикаты, акционерные общества, корпорации. Получают широкое распространение международные гостиничные цепи.

Наши рекомендации