Тема 2. занятия древних египтян

В параграфах этой темы вы можете найти ответы на вопросы:

1. Каким было положение рабов в Древнем Египте.

2. Каковы были занятия земледельцев и ремесленников.

3. Как торговали египтяне.

4. Чем занималась египетская знать.

5. Трудно ли было быть фараоном Египта.

Вспомните, как выглядела лестница общественной организации Древнего Египта.

В соответствии со своим положением на социальной лестнице, каждый житель долины Хапи имел свои обязанности и вел особый образ жизни. Легче всего жилось, разумеется, богатым и знатным египтянам. Беднякам приходилось много трудиться, и получали они за свой труд очень скромное вознаграждение, но даже они не голодали. Земледелие в долине Нила было очень эффективным и обеспечивало жителей высокими урожаями. Конечно, бывали на земле Египта и голодные времена засухи и неурожая, бывали смуты и войны, но, все же, счастливых лет было больше.

1. Занятия и жизнь рабов. Рабами становились пленники, захваченные во время военных экспедиций фараонов на Запад и на Юг и порабощенные за долги египтяне. Государство не желало порабощения свободных людей плативших налоги, и довольно долго не вело войн, ведь долина Нила была в изоляции, поэтому не удивительно, что рабов в Египте было не так уж много.

Рабов презирали и поэтому им не доверяли ответственной работы: не использовали при возделывании священной земли, строительстве божественных храмов или гробниц – Домов Вечности. Большинство рабов принадлежало фараону. Они трудились в царских каменоломнях. Это был очень тяжелый изнуряющий труд. Рабам приходилось откалывать огромные куски камня от скал в пустыне к востоку от Нила и перетаскивать их до воды, откуда их уже доставляли к месту строительства. Специальные ремесленники руководили работами и обрабатывали камни, от рабов требовалась только грубая сила и ничего более. Кормили их плохо. В день раб получал только пару луковиц, несколько овощей и очень грубые черные лепешки из самого плохого зерна. Сотнями умирали рабы в каменоломнях и на их место прибывали новые.

Со временем количество рабов в Египте только увеличивалось. Часть пленников продавалась на рынках за зерно, мясо или ткани. Такие рабы становились слугами в доме хозяина, и их жизнь была намного легче, чем у рабов фараона. Они жили при доме господина, ели с его стола, занимались всякой домашней работой.

Впрочем, где бы ни жили рабы, и какой бы легкой ни казалась бы их жизнь, они были лишены свободы, они не могли покинуть хозяина, не могли, ослушаться приказа или не исполнить работу. Имущества у рабов не было, ведь они сами были имуществом. Рабы не могли без разрешения господина завести семью. Их дети могли быть проданы на рынке.

2. Занятия земледельцев. Земледельцы в Египте были свободными людьми, в остае бым же они порой мало, чем отличались от рабов. Часто они были совершенно нищими, да и их труд был не легче, а то и тяжелее труда рабов. Земледельцы могли иметь маленький участок земли, данный им фараоном или трудиться на землях крупного вельможи или храма. Египтяне, жившие на севере, помимо занятий земледелием, разводили скот, так как в заболоченной дельте было много сочной травы.

Подумайте, почему на юге Египта скотоводство было малоразвито?

Работа земледельцев была сезонной. На земле они трудились, в основном, в «период всходов». Тогда они ежедневно выходили на поля, чтобы, подготовив землю, посадить растения, а затем ухаживать за ними. После уборки урожая земледельцы рыли каналы, строили насыпи, укрепляли водохранилища, – таковы были их занятия в сезоны засухи и разлива. В это же время большинство земледельцев выплачивало государству налоги, но не продуктами, а собственным трудом. Простые египтяне отправлялись строить храмы, дороги, гробницы и добывать металлы в рудники, но только до тех пор, пока воды Великого Хапи не отступали прочь, обнажая заиленную, жирную, плодородную почву Та-Кемет. Каждый год к началу «сезона всходов» земледельцы возвращались и работали на полях. Мотыгой или деревянным плугом египтяне легко вспахивали землю. Чаще всего они делали это вручную, но иногда впрягали волов. Посаженные растения требовали регулярного полива. Воду из глубоких каналов и Нила поднимали на высокие насыпи с помощью шадуфа[1].

Жили земледельцы небольшими соседскими общинами, которые выплачивали царским писцам налоги и могли в случае несчастья позаботиться о сиротах, помочь заболевшему сородичу. Свободный египтянин мог завести семью и владеть имуществом, но он все равно был очень зависим от воли деспота. Например, он не мог без разрешения уйти со своей земли и переселиться в другой ном. Все простые египтяне назывались «царскими людьми», что подчеркивало их рабское положение перед лицом владыки Обеих Земель.

3. Жизнь городского ремесленника. Считались «царскими людьми» и городские ремесленники, но они жили лучше, чем земледельцы, среди них были и очень богатые люди, например, архитекторы, художники или ювелиры. Ремесленников было много, как и всевозможных ремесел. Гончары, кожевенники, кузнецы, столяры, плотники, ткачи, резчики камня, кораблестроители и многие другие мастера создавали самые разные вещи. Работали ремесленники в государственных и храмовых мастерских либо нанимались к богатому вельможе. Только очень богатые и известные мастера имели собственные мастерские и продавали свои товары. Остальным ремесленникам, государственным, храмовым и наёмным земледельцам выплачивалось жалование. Денег в Египте не было, поэтому за свой труд земледельцы и ремесленники получали вознаграждение зерном, маслом, тканями, рыбой, медом и металлами – медью, золотом и серебром. В основном выплачивалось именно зерно, которое потом египтяне выменивали на другие продукты.

Меновая торговля в Древнем Египте была живописнейшим зрелищем. Покупатели и продавцы собирались в городе и, расхаживая по берегу реки, громко выкрикивали названия своих товаров. Сюда же сбегались дети и приходили многочисленные зеваки. На рынке можно было узнать последние новости и увидеть что-то любопытное. Особенно многолюдно было на городском рынке в выходные дни.

Впрочем, радоваться выходным дням могли далеко не все горожане и уж совсем немногие земледельцы, каждую неделю (в Древнем Египте она продолжалась десять дней) или месяц (состоящий из трех недель) египтяне выплачивали налоги или, по крайней мере, отчитывались перед писцами о выполнении запланированных норм. Если налоги не были выплачены, а нормы – выполнены, на египтянах повисали задолженности до тех пор, пока они их не закрывали.

За заболевшего земледельца или ремесленника должны были отработать другие члены общины. Так что многие египтяне, за исключением пяти дней нового года и личного праздника, напоминающего современный день рождения, вообще не знали выходных дней, отрабатывая нормы и выплачивая налоги. Иногда египтяне вовсе не выходили на работу, объясняя это писцам внезапной болезнью, а то и вовсе не уважительными причинами: «Не работал, а дрался с женой» или «варил пиво». За прогулы по неуважительной причине, невыполненные трудовые нормы или невыплаченные налоги стражники по приказу писца могли всыпать земледельцу или ремесленнику 50-100 ударов плеткой или палкой.

4. Занятия знати. Богатые и знатные люди в юности все дни посвящали учебе. Сделать карьеру, стать большим человеком можно было, только обучившись грамоте. В то время, как большинство юношей перенимали опыт своих отцов, ремесленников и земледельцев, или становились стражниками при дворе фараона, сыновья вельмож и писцов постигали премудрости письма. Царю всегда были нужны многочисленные чиновники, чтобы держать страну под неусыпным контролем, поэтому до 20% взрослых мужчин были писцами. Те, кто плохо учились, могли погубить всю свою жизнь. Им уже не суждено получить высокую должность ни при дворе, ни даже в самом удаленном номе. Те же, кто постигли тайны древних знаков письма, занимали самое высокое положение в обществе. «Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник», – поучал писец Хети своего сына. Умный, обученный грамоте юноша, мог впоследствии стать даже чати, т.е. занять должность первого министра.

Многочисленные привилегии и богатства не освобождали писцов от каждодневного изматывающего труда. Они постоянно ездили по стране порою, не бывая дома месяцами. Они несли личную ответственность за правильность подсчетов и сроки сбора налогов. Крупные чиновники обычно совмещали несколько должностей и вместе с бо́льшей властью несли перед фараоном и бо́льшую ответственность. Все эти знатные люди перед лицом владыки были всего лишь рабами, и их судьба была в его руках.

А что же властелин Египта? – будучи деспотом, он, казалось бы, мог позволить себе делать все, что угодно. На самом же деле жизнь фараона была подчинена строжайшим правилам и священным церемониям. Он один отвечал за порядок в стране и благополучие народа Хапи, он должен был все дни свои посвящать делам государства и защищать его пределы. Не случайно царя всегда изображали держащим в руках плеть и жезл. Жезл означал, что царь возглавляет и ведет свой народ, а плеть указывала на то, что он единственный защитник и судья египтянам. Когда фараоны забывали о своих обязанностях, страна немедленно приходила в упадок, и смутные времена мрачной тенью падали на долину Нила.

СЛОВАРЬ:

Меновая торговля –торговля, при которой люди на рынке обмениваются товарами без помощи денег.

Привиле́гия –исключтельное право на что-либо,преимущество перед другими людьми.

Шаду́́ф –сооружение для подъема воды и орошения полей.

ВОПРОСЫ:

1. Подумайте, почему египтяне называли рабов «живой – убитый»?

2. Подумайте, зачем в Египте после возникновения государства сохранялись общины земледельцев?

3. Сравните правовое и имущественное положение рабов и свободных земледельцев.

4. Почему абсолютный властелин Египта не мог делать все, что ему захочется?

Наши рекомендации