I. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Приемы сказочного повествования

Во время комментированного чтения учитель обращал внимание учеников на необычные слова, созданные автором, на пословицы и поговорки в речи героев и повествователя. Обобщим эти наблюдения и проследим, с помощью чего создается комический эффект.

Проверка домашнего задания

Прочитаем вслух текст 3-го задания учебника рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с. 293, ч. 1). Затем ученики прочитают примеры, которые они выписали дома. Можно устроить конкурс: кто нашел больше слов и выражений, придуманных автором?

«Мыльно-пильные заводы», «двухсестная» карета, «бюстры», «а посередине под Балдахином стоит Аболон полведерский», «буреметры морские, мерлюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли», «Платов держит свою ажидацию», «нимфозории», «египетские керамиды», «тужурные жилетки», «мелкоскоп», «прямое дансе и две верояции в сторону», «преламут», «свистовые казаки», «потная спираль», «пубель», «тугамент», «горячий студинг в огне», «публицейские ведомости», «клеветон», «по симфону воды ерфиксом приняли», «грандеву», «ногавочки», «стирабельная дощечка», «Твердиземное море», «часы с трепетиром», «пальто с ветряной нахлобучкою», «презент» (брезент), «буфта», «водопление», «полшкипер», «аглицкое парей», «парат», «курица с рысью», «пуплекция».

— В каких случаях рассказчик употребляет необычные слова?

Рассказчик употребляет необычные слова, когда он сталкивается со словами, которых нет в простонародной речи, или когда надо рассказать о том, что герои увидели за границей. Примеры: «смолевые непромокабли», «стирабельная дощечка».

* Этимолóгия — наука о происхождении слов; происхождение слова или выражения.

* Народная этимолóгия — переделка заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка на основе ассоциации значений: таблица — «долбица» (потому что ученики ее «долбят»), подшкипер — «полшкипер».

— Найдите среди необычных слов другие примеры народной этимологии.

Словесная игра для автора не просто попытка передать народную речь и вызвать у читателей улыбку, но и обличение: фельетон называется «клеветоном» (потому что газетные фельетоны часто содержат клевету); в словосочетании «публицейские ведомости» (название периодического издания) мы слышим сочетание слов «публика» и «полиция», что «в переводе» означает, что содержание газет контролируется полицией.

— Какие пословицы и поговорки вы нашли в тексте сказа? «Дело выгорело», «снег на голову», «в Польше нет хозяина больше», «кто кого перепьет, того и горка», «небо тучится, брюхо пучится».

— Мы уже говорили, что сказ в чем-то похож на сказку, выделяли зачин и повторы. Какие еще приемы сказочного повествования можно выделить в сказе? Какую роль они играют в повествовании?

Зачин: «Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть».

Концовка: «А доведи он левшины слова в свое время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

В сказе встречаются повторы. Несколько раз англичане пытаются убедить Александра Павловича в том, что они самые искусные мастера, а Платов это убеждение разрушает. Когда Платов привозит блоху Николаю I, царь несколько раз пытается обнаружить работу туляков, пока не посылает за левшой.

Есть в сказе повторения слов, как в сказках. Платов говорит: «...я пью-ем что хочу и всем доволен...» В рассказе о разговоре Платова с туляками говорится: «Так и Платов умом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять...» В главе десятой: «Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил, ловил — никак не мог ухватить...» О левше: «Но вдруг начал беспокойно скучать. Затосковал и затосковал...»

Зачин, повторы, диалоги и концовка создают впечатление сказочности повествования.

— Найдите эпизоды и описания, которые лишены сказочных элементов.

Лишены сказочных элементов рассказ о том, куда ходили три мастера молиться Богу перед работой (главы шестая, седьмая); рассказы о том, как Платов таскал левшу за волосы, как обошлись с левшой на родине после его возвращения из Англии, а также вывод из всей этой истории, сделанный Лесковым в главе двадцатой.

II. Образ левши

— Каким изображен левша на рисунке Н. Кузьмина (с. 267, ч. 1 учебника)?

На рисунке Н. Кузьмина левша изображен, скорее всего, в момент, когда он тоненьким молоточком забивает гвоздики в подковки на ноги блохи.

Художник обращает внимание на сосредоточенный, прищуренный взгляд мастера, большие ладони и торчащие в стороны «волосья». Главная мысль рисунка в том, чтобы передать способность русских мастеровых к такой тонкой работе, которую не берет даже самый сильный «мелкоскоп», а они могут выполнить, потому что у них «так глаз пристрелявши».

Предложим одному-двум ученикам рассказать об образе левши по цитатному плану, данному в учебнике (5-е задание, с. 293—294, ч. 1).

Лесков называет левшу мастером и пишет: «Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства». Автору удалось передать в этом образе наиболее характерные черты народного мастера-самородка. Это сосредоточенность на работе — такая, что мастера не отвлекаются даже на крики: «Горим!» Это спокойная уверенность в том, что главное в человеке не внешнее, а внутреннее, не одежда, а душа и умение: левша не конфузится перед государем, хотя вся одежда у него старая и разорвана. Он умеет делать такую тонкую работу, которую «никакой мелкоскоп взять не может».

Русские люди «в науках не зашлись», потому что не было школ для обучения рабочих грамоте и арифметике. Но главное достоинство русского человека левша видит в преданности Отечеству. Он в Англии тоскует по Родине и говорит англичанам: «...желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать».

На корабле даже в самый сильный шторм левша не уходит с палубы: «Водопление стало ужасное, а левша все вниз в каюты нейдет — под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит».

До последнего момента левша думал о том, чтобы принести пользу России. Перед смертью он говорит и думает об одном:

«— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся.

И с этою верностью левша перекрестился и помер».

Закончим знакомство с произведением Н. С. Лескова рассказом о том, что в городе Орле, на родине писателя, рядом со зданием гимназии, в которой учился Лесков, ему поставлен необычный памятник. Это целая скульптурная композиция. В центре площади изображен сам писатель. Он сидит на диване в спокойной позе. По краям площади на отдельных постаментах стоят скульптуры, изображающие героев произведений Н. С. Лескова. Среди этих героев мы узнаем и левшу.

Изображение этого памятника учитель может найти в Интернете на сайтах, посвященных достопримечательностям г. Орла.

III. Творческая работа. Самостоятельная работа

Подводя итоги работы над произведением, предложим ученикам небольшую самостоятельную работу или творческую работу: письменный ответ на 6-й или 7-й вопросы (с. 294, ч. 1).

Тема 1

Лесков говорил: «...там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже пишется с маленькой буквы.

Тема 2

Л. Н. Толстой называл Н. С. Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова?

Самостоятельная работа «Размеры стиха.

Роды и жанры художественной литературы»

Вариант I

1. Восстановите деформированный текст. Определите размер стиха.

Однозвучно .......... колокольчик,

И дорога пылится слегка,

И уныло по .......... полю

Разливается песнь ........... .

(И. П. Макаров (?) «Однозвучно гремит колокольчик...»)

2. Закончите фразу.

Произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле, — это _____________________ .

Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, в котором повествование ведется от лица рассказчика с особым характером и складом речи, — это ______________.

3. Сформулируйте определение.

Повесть — это _______________.

4. Какое стихотворное послание мы изучали в I полугодии? Кто его автор?

Вариант II

1. Восстановите деформированный текст. Определите размер стиха.

Плещут .......... волны,

Бьются о берег .............

.......... чайки над морем,

Крики их полны тоской...

(Я. Н. Репнинский. «Варяг»)

2. Закончите фразу.

Сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, богах и легендарных героях, — это ____________.

Произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле, — это ___________.

3. Сформулируйте определение.

Роман — это ___________.

4. Какие баллады мы изучали в I полугодии? Кто их автор?

Ответы

Задание 1

Оригинальный текст:

Вариант I

Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога пылится слегка,

И уныло по ровному полю

Разливается песнь ямщика.

(И. П. Макаров (?) «Однозвучно гремит колокольчик...»)

Вариант II

Плещут холодные волны,

Бьются о берег морской...

Носятся чайки над морем,

Крики их полны тоской...

(Я.Н. Репнинский. «Варяг»)

Задание 2

Вариант I

Сказка.

Сказ.

Вариант II

Миф.

Легенда.

Задание 3

Варианты I и II

Проверьте свою формулировку по литературоведческому словарю.

Задание 4

Вариант I

А. С. Пушкин. «И. И. Пущину».

Вариант II

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Ф. Шиллер. «Перчатка».

Домашнее задание

Закончить (или написать) творческую работу на одну из данных выше тем.

Урок 48

Резервный урок

Антон Павлович Чехов

2 часа

Урок 49

А. П. Чехов — автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий».

Юмористическая ситуация

Наши рекомендации