Разновидности выставок-диалогов
Персональная или тематическая экспозиция, дополненная дискуссией, становится гораздо интереснее и уже приобретает форму выставки-дискуссии. Цель такой книжной экспозиции – вызвать у читателей желание спорить, полемизировать, высказывать свое мнение по какому-либо вопросу. Для этого на стендах необходимо представить литературу, освещающую выбранную проблему с разных точек зрения.
Композиционно такую выставку конструируют как дискуссию: одна ее половина представляет позитивные отклики о книге, событии, явлении, другая – негативные. На характер экспозиции читателю указывает, прежде всего, формулировка ее заглавия. Допустим, «Школьная реформа: pro et contra» или «Кто прав в оценке книги…?». Обратимся к исторической тематике. Всем известно, что никакое явление нельзя оценивать однозначно, тем более деятельность большинства политических и исторических личностей.
Например, «Николай II: кто он?»
Разделы выставки:
1. Великий самодержец?
2. Кровавый убийца?
3. Невинная жертва обстоятельств?
Обращение к читателям может быть заявлено в теме вместе с цитатой: «Личность последнего русского императора до сих пор будоражит умы и вызывает споры. А какой точки зрения придерживаетесь вы?».
Крайне полезна, особенно для детей, будет организация выставок-словарей.Их цель – объяснять значение терминов и понятий, предоставлять дополнительную информацию о них. Здесь важен не столько факт объяснения, сколько возможность приучить читателей самостоятельно использовать справочные издания. Наиболее популярные из них представлены на выставке с закладками на соответствующих страницах. При этом можно поставить рядом случаи употребления нового слова в контексте, раскрыв книгу на нужном месте или скопировав с увеличением фрагмент текста.
Термины могут быть какие угодно – экономические, политические, литературоведческие. Названиями разделов послужат понятия с определениями из толкового словаря, или цитаты. Рядом размещаются книги.
К выставке-словарю содержательно примыкает выставка-вопрос (варианты названий: «Спрашиваете – отвечаем», или «Почему так бывает»?, «Знаешь ли ты свои права?»), обусловленная обращением читателя к библиотекарю. В других ситуациях их формулирует сам библиотекарь, исходя из читательских интересов и содержания имеющихся в фонде научно-популярных книг и журналов. Такая выставка значима и тем, что по-своему приучает детей самостоятельно пользоваться информационными источниками. Достаточно лишь, отвечая на «каверзный» вопрос, дать отсылку к словарю, справочнику или энциклопедии, а также сайту в Интернете.
Выставка-диалог – это заочный разговор читателя и библиотекаря. Одна из школьных библиотек Нижнего Новгорода на выставке «Возраст тревог и ошибок» предлагает использовать «соавторство» библиотекаря и читателя. Рядом с экспозицией на импровизированной школьной доске сотрудник библиотеки поместила высказывания подростков – ответы на вопросы заочной дискуссии по теме презентации. Особое внимание уделялось двум книгам: Л. С. Симоновой «Круг» и Л. Е. Нечаева «Ожидание друга». По ним читателям предложили ответить на вопросы:
1. В повести Л. Нечаева «Ожидание друга» даны шесть способов понравиться людям. Со всеми ли вы согласны? Что бы еще добавили?
2. Почему книга Л. Симоновой названа «Круг»? Существует ли выход из замкнутого круга?
Проводником обратной связи с читателями служил школьный ранец. В анонимную «Тетрадь твоих откровений» ребята записывали свои мысли, проблемы, вопросы – спрашивали совета у сверстников, взрослых.
К экспозициям, создаваемым совместно с детьми и юношеством, относится и игровая книжно-иллюстративная «выставка-ситуация». Организуемая для подростков, она моделирует необычные обстоятельства, о которых они мечтают: «Эту книгу я возьму с собой… на необитаемый остров, в космическое путешествие, в дальний и рискованный поход и т. п.». Предполагается, что книги на стеллажи ставят сами пользователи библиотеки.
Работа с читательскими отзывами о произведениях – давняя традиция отечественных библиотек. Отзывы экспонируют по-разному. Например, они являются одним из важных элементов еще одной разновидности нестандартной выставки-бенефиса читателя. Ее, например, можно назвать «Лучшие читатели года». Цель такой экспозиции – привлечь внимание ребят к изданиям, вызвавшим интерес у сверстников. В этом случае, как и при организации книжных развалов используют эффекты косвенной рекомендации: вниманию посетителей представляются увеличенные ксерокопии читательских формуляров, фотографии книгочеев, количественные сведения о прочитанных книгах, сами книги и отзывы о них.
Выставка-икебана – на ней обязательно нужны живые или засушенные цветы, оформленные в композицию, а также книги, статьи по цветоводству, стихи и отрывки из художественных произведений, посвященных растениеводству. Экспозицию можно дополнить репродукциями натюрмортов или картинами. Названия выставок: «Цветы – наши нежные друзья», «Цветы нам нежно улыбались», «Мир цветов, прекрасный и таинственный», «Есть в травах и цветах целительная сила».
Выставка-концепцияили выставка-размышление обычно является плодом творчества сразу нескольких человек: автора идеи (проекта), библиографа и художника-оформителя (дизайнера). Экспонируют ее на протяжении 1–1,5 месяцев. Обязательным элементом такой выставки является указание всех авторов, что по данным исследований повышает статус сотрудников библиотеки в глазах пользователей, стимулируя таким образом чувство ответственности создателей экспозиции.
Рассмотрим выставку «Аршином общим не измерить», посвященную юбилею А. С. Пушкина. Автору концепции важно донести до посетителей мысли автора «Капитанской дочки», «Бориса Годунова» и «Истории Пугачева» о «бессмысленном и беспощадном» русском бунте. К этим произведениям А. С. Пушкина на экспозиции логически примыкают «Бесы» Ф. М. Достоевского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Белая гвардия» М. А. Булгакова и другие книги, включая сочинения наших современников. Помимо тщательного отбора литературных произведений, автору выставки необходимо строго рассчитать время ее проведения – период подготовки старшеклассников к выпускным экзаменам в школе и вступительным – в вузах.
Выставку-настроениеможно поставить в один смысловой ряд с выставкой-размышлением. В ней ярко выражено личностное начало автора-библиотекаря, но при этом превалирует эмоциональная составляющая. Примером может выступить экспозиция цветных фотографий «Архитектура осени». Ее сопровождают поздние цветы в напольных керамических вазах, ветки красной рябины и желтого клена, которые гармонично взаимодействуют с фотоиллюстрациями. Рядом библиотекари могут разместить книжный ряд «Русской осени очарованье…», где будут представлены стихотворения русских поэтов об этом времени года, которое по праву считается самой творческой порой (опыт библиотек Белгородской области).
Выставка-поиск. Чтобы школьники – завтрашние студенты – были на «ты» с каталогами и картотеками библиотеки, можно разработать выставку-поиск (например: «История России в лицах: от Рюриковичей до Петра»), представить лишь часть литературы, которая есть в библиотеке, затем пригласить школьников, разбить их на 2 команды и дать задание: за 45 минут с помощью каталогов и картотек найти всю недостающую литературу и разместить ее на витрине выставки.
Выставка-сюрприз подразумевает оригинальное дизайнерское решение. Например, в Ивановской областной библиотеке для детей и юношества однажды возникла идея создать необычную выставку ко Дню смеха – 1 апреля, под заголовком «Первоапрельский кутюр», которая представляла собой своеобразный подиум, образовавшийся из положенного на пол книжного стеллажа. Покрытый материей, он демонстрировал свое традиционное предназначение и одновременно новый «вариант» использования. Книги на перевернутом стеллаже стояли не в ряд, как на обычной полке, а стопками. Одна из них напоминала по форме винтовую лестницу, другая – построенный из книг домик. Журналы – с закладками «по месту прописки» интересных литературных произведений, а также статей – и вовсе были беспорядочно разбросаны по подиуму.
Визуальным центром выставки стал портрет «грустного клоуна» с серьезным усталым лицом – Юрия Никулина. Рядом стояли аксессуары из фильмов с его участием: разноцветный женский зонтик, шарфик. Библиотекари – творцы выставки – рассматривали их как «приманку», рассчитанную на ненавязчивое привлечение внимания читателей.
Беспорядок, как и вроде бы случайный отбор книг с одинаковым форматом, был кажущимся. Поскольку грустное и веселое всегда соседствуют в жизни, в выставке «участвовали» совершенно разные книги, объединенные не столько жанром (здесь была юмористическая литература, книги об искусстве комедии и т. п.), сколько другим признаком: их незаслуженно редко спрашивали читатели. Фактически эта выставка является книжно-журнальным развалом.
Развал пользовался громадным успехом, пирамиды книг исчезали на глазах создателей. Библиотекари не уставали подкладывать заранее подготовленные «резервные» издания.
Для юношества наиболее близка форма выставки «Уголок карьериста». В центре зоны расположен Мерседес, вырезанный из картона. Кроме книг на выставке можно представить атрибуты преуспевающего бизнесмена – макет ноутбука, модный галстук, папки, перьевые авторучки, купюры, портмоне…
Выставка-игра с викторинами, кроссвордами. Цель такой выставки – привлечение внимания к книгам через игру. Важно не только дать ребенку прочитать произведение, но и научить его самостоятельно искать необходимый материал. Чаще всего на одной части стенда размещается составленный библиотекарем кроссворд с перечнем вопросов или задания викторины. Другая часть экспозиции – это собственно книжно-иллюстративная выставка с изданиями и рисунками в них, обращение к которым помогает найти ответы. Хорошо, когда задания представлены не только текстом, но и картинками, как в традиционных «кроссвордах с фрагментами».
Вопросы могут быть и библиографическими, и фактографическими, но непременно нацеленными на выявление и развитие интеллектуального потенциала детей, их навыков поиска информации.
Всем вопросам присваиваются порядковые номера, которые соответствуют строкам в рисунке кроссворда. Отвечая на вопросы викторины, читатель пишет его номер, а затем сдает ответы библиотекарю или опускает их в стоящий рядом «почтовый» ящик. При этом из оформления выставки должно быть ясно, как, когда и кем проверяются ответы и что сулит правильный вариант. Если такая выставка является частью конкурса эрудитов или другого состязания, рядом с вопросами также указывают количество баллов, начисляемых за правильный ответ.
Выставка-путешествие строится в форме экскурса по родному городу, краю, стране. Слева на стенде размещают стилизованную карту своего края или другой страны, на которой флажками отмечают места предстоящих заочных путешествий; справа – печатные издания краеведческой направленности или литературу, в том числе художественную, отражающую культуру конкретной страны. В качестве обязательного элемента выставка включает разнообразные иллюстрации.
Можно сопровождать путешествия или прогулки аудио-, видеоматериалами. Видеофильмы, музыкальное сопровождение и слайды помогают помимо получения ценной информации, создать эмоционально окрашенный образ города, местности, страны.
Разновидностью нетрадиционных выставок является выставка-хобби. Назвать ее можно «В созвучии с душой».
Например, на абонементе Ивановской областной библиотеки была подготовлена выставка «Сошьем понемножку новую одежку», экспонирующая поделки ребят. На ней были представлены книги по вязанию, шитью и вышивке, а также куклы в вязаной и сшитой руками детей одежде. На нижней полке стояла детская швейная машинка, можно было увидеть спицы и крючки, образцы пряжи. Выставка стала частью конкурса, члены жюри которого оценивали модели и на заключительном празднике вручали победителям призы.
Функции выставки одной книги (журнала, статьи) различны, а задачей их становится привлечение внимания к новинке и одновременно прививание (расширение) интереса к теме, творчеству конкретного автора, публикациям определенного периодического издания. Отсюда и включение в структуру выставки сведений об авторе книги (статьи) и его других публикациях, о предыстории создания работы, направлении и традициях, которых придерживается журнал. То есть рекомендательно-библиографическое сопровождение на этих выставках – одно из условий выполнения их целевого назначения.
Нередко таким выставкам дают броские заголовки, стилистически близкие к рекламному слогану: «Об этой книге все говорят (спорят)»; «Книга с самым высоким рейтингом» или «Самая нашумевшая книга года»; «Самый юный патриарх отечественной журналистики» (о журнале «Вокруг света»).
К нетрадиционным формам экспозиций коллеги из российских библиотек относят: выставку-досье «Родословная флага, гимна, герба», выставку-пьедестал «Поэзия сквозь тысячелетия», выставку-панораму «Врачующая книга», выставку-икебану «Цветы – улыбка природы», выставку-подарок«Читатели – библиотеке. Библиотека – читателю».
Выставки с использованием мультимедийных технологий – электронные выставки (виртуальные) – синтез традиционного книжного и новейшего электронного способов представления информации. Она может быть создана в формате электронной презентации «PowerPoint».
Основные элементы электронной выставки – зрительный ряд и текст.
Зрительный ряд представлен иллюстративным материалом (обложками книг, разворотами, иллюстрациями, картами, фотографиями, анимационными картинками и т. п.).
Текст сопровождает и раскрывает зрительный ряд, состоит из цитат, аннотаций, биографических справок и библиографических описаний.
Достоинства виртуальной выставки в сравнении с традиционной неоспоримы: мобильность (возможность записи на различные носители и транспортировка), компактность (не требует дополнительной площади, помещения, стендов, стеллажей), содержательность, ее можно экспонировать как выездную – демонстрировать в разных аудиториях, на обозрение может быть представлено большое количество книг, в том числе и не имеющихся в фонде библиотеки, динамичность (возможность быстрого обновления), продолжительность (не ограничены сроки проведения), работу такой выставки можно запускать в автоматическом режиме, оснастив ее озвученным текстом без необходимости присутствия библиотекаря).
И еще очень важно, что книжная выставка всегда была и должна оставаться частью, или даже основой целого комплекса мероприятий, посвященных определенной теме. В этот комплекс могут входить самые разные формы индивидуальной и массовой библиотечной работы с детьми и руководителями детского чтения: беседы, громкие чтения, обзоры, викторины, игры, конкурсы, утренники, обсуждения, Дни информации, Дни библиографии и др.