Высота чувств — в прямом соотношении с глубиной мыслей. Сердце и ум — два конечных баланса. Опустите ум в глубину познания — вы поднимете сердце до небес. Гюго Виктор
Равик смог отпустить свой разум и зародившиеся в нем чувства помогли ему увидеть нечто большее в мире вокруг. А Жоан - именно воплощение бессмысленных чувств. Я месяц назад прочитала Триумфальную арку, и мне хочется написать отдельный отзыв про эту книгу, но я никак не могу понять свое отношение. Очень много вопросов в голове и нет целостной картины.
И последняя цитата:
Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Михаил Михайлович Пришвин
Как бы банально это не прозвучало, но для меня пример нравственности и силы разума над чувствами - это Татьяна с ее "и я другому отдана и буду век ему верна" (Евгений Онегин, Пушкин).
Интересные темы для сочинений в этом году, они заставляют думать, а это главное. Вот и я пока писала этот отзыв дала немного работы своему мозгу, теперь осталось поработать над грамотностью)))
Кстати, для меня этот отзыв тоже является борьбой разума и чувств. Тема имеет хорошие просмотры, а мне хочется помочь Ольге и в тоже время с моим-то познанием в русском языке лезть в такую тему...но разумом я понимаю, что чувство стыда - это меньшее зло, чем чувство разочарования, когда сделал не все, что мог для помощи нуждающемуся.
Итоговое сочинение
по тематическому направлению «Разум и чувство»
Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы, две
составляющие части внутреннего мира каждого человека. Обе эти силы
равно нуждаются друг в друге.
Душевная организация человека очень сложная. Ситуации, которые
происходят и случаются с нами, бывают самые разные.
Одна из них-это когда чувства наши преобладают над разумом. Для другой
ситуации характерно преобладание разума над чувствами. Бывает ещё и
третья, когда у человека наступает гармония, это означает, что разум и
чувства совершенно одинаково влияют на душевную организацию человека.
Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая
произведения мировой художественной литературы, в том числе и
русской, мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о
проявлении разных ситуаций в жизни героев художественных
произведений, когда происходит внутренний конфликт: чувства выступают
против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед
выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Так, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» мы видим,
как в бедную крестьянскую девушку Лизу влюбляется дворянин Эраст. Лиза
безумно любит Эраста. Автор наблюдает за сменой Лизиных чувств.
Смущение, грусть, безумная радость, беспокойство, отчаяние, потрясение-
вот те чувства, которые переполнили сердце девушки. Эраст, слабый и
ветреный, охладел к Лизе, он ни о чём не думает, безрассудочный
человек. Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей
связи.
Миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум.
Лиза надеется вернуть утраченное счастье, но всё напрасно. Обманутая в
лучших надеждах и чувствах, она забывает душу свою и бросается в пруд
около Симонова монастыря. Девушка доверяет движениям своего сердца, живёт
только «нежными страстями». Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате
жизни. Пылкость и горячность приводят её. к гибели.
Читая повесть Н. М. Карамзина, мы убеждаемся в том, что «разум и
чувства-это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге».
В романе Льва Николаевича Толстого можно найти несколько сцен и
эпизодов, касающихся данной темы.
Любимая героиня Л. Н. Толстого, Наташа Ростова встретила и полюбила
князя Андрея Болконского. После отъезда князя Андрея за границу Наташа
долго очень грустила, не выходя из своей комнаты. Ей очень одиноко без
любимого человека. В эти трудные дни в её жизни встречается Анатоль
Курагин. Он смотрел на Наташу «восхищённым, ласковым
взглядом». Девушка безоглядно увлеклась Анатолем. Любовь Наташи и
Андрея была подвержена испытанию. Не сдержав данного обещания
дождаться любимого, она предала его. Молода девушка слишком юна и
неопытна в делах сердечных. Но чистая душа подсказывает ей, что она
поступает нехорошо. Почему Ростова полюбила Курагина? Она увидела в нём
близкого ей человека. Эта любовная история закончилась очень печально:
Наташа пыталась отравиться, но остаётся жить.
. Девушка горячо раскаивается за это перед Богом, просит, чтобы он дал
ей душевное спокойствие и счастье. Сам Л. Н. Толстой считал историю
отношений Наташи и Анатоля «самым важным местом романа». Наташа
должна быть счастлива, так как она обладает огромной силой жизни и любви.
Какой же итог можно сделать по данной теме? Вспоминая страницы
произведений Н. М. Карамзина и Л. Н. Толстого, я прихожу к выводу о том,
что в обоих произведениях мы видим внутренний человеческий конфликт :
чувства выступают против разума. Без глубокого нравственного чувства
«человек не может иметь ни любви, ни чести». Как же связаны между собой
разум и чувство? Хочется привести слова русского писателя М.М.
Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть
разум, охлаждающий движение чувств».
Грибоедовский Чацкий в ответе Софье на её замечание, что он говорит о людях одни колкости, произносит замечательный афоризм:
Ум с сердцем не в ладу.
Неужели так может быть? Разве можно чувствовать одно, а думать - другое? Попытаюсь разобраться в этих словах. Если отечественная литература так часто пишет об этом разладе, значит, он имеет место быть…
По утверждению А.С.Грибоедова, Чацкий – человек умный. Ум его острый, новаторский. Он в своём стремлении изменить порядок вещей так решительно и смело говорит обо всех только то, что думает, считает справедливым и правильным. Чацкий видит в чинопочитании Молчалина низость, скудоумие, считает, что все гости на балу люди жалкие, алчные, являются стяжателями и крепостниками. Рассыпаясь в многословии, он не замечает, как за его спиной рождается коалиция, объединяющая недавних врагов. Но чувства его не обманывают. В кульминационный момент он произносит:
Душа здесь у меня каким-то горем сжата.
Но ум продолжает диктовать заведённый принцип восприятия, и последние монологи показывают, что чувства лишь обозляют его и без того острый ум. Не разобравшись, кто виноват в происходящем, он раздаёт всем ярлыки, более всего выливает обвинений в адрес девушки, к которой приехал свататься. Недаром А.С.Пушкин вовсе отказал Чацкому в уме, по его мнению, умный человек не так должен был себя вести. Разве любящий человек мог так недальновидно относится к поведению объекта своей любви? Если бы Чацкий хотя бы на мгновение подчинил свой разум чувству…. Может, всё произошло не так трагично, и не было бы столько разбитых сердец в итоге повествования.
Герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров славится своим умом, его авторитет в среде нигилистов непререкаем. Он сам уверовал в свои умственные способности. Его отношение к жизни, искусству, любви настолько цинично, поверхностно, что расплата не за горами. Вскоре происходит главная встреча в его недолгой жизни. Она, Анна Сергеевна Одинцова, перевернёт всё его сознание, изменит отношение к жизни, к тем целям, ради которых он обрёк себя на муку. Любовь в том идеалистическом виде, который он считал смешным, недостойным внимания мыслящего человека, настигла его, поглотила всё его сознание вместе с рассудком, отказывающимся адекватно, по законам разума, воспринимать порядок вещей. Нигилиста поглотил романтик, потерявший голову от тех органов чувств, которые, по его мнению, он всегда контролировал. Зрение, слух, обоняние и осязание, оказываются подчинены не только физиологии…
Разум и чувство должны жить «в ладу» друг с другом, ведь человек не машина и не может быть в разладе, а то может произойти поломка… Будет жаль жизни, напрасно прожитой.
«ПЕСНЬ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА...» ЛЕРМОНТОВ - ПОЕДИНОК ЧЕСТИ И БЕСЧЕСТИЯ - СОЧИНЕНИЕ
Отправить на e-mail
раздел: Школьник - Сочинения - Русские сочинения | категория: Лермонтов
Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова»
М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней ярких личностей, богатырство духа, которого так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было героев, поэтому поэт искал их в русской истории, которая была для него неиссякаемым источником богатства и красоты души человека.
Поэма "Песня про... удалого купца Калашникова" - это историческая песня, написанная в фольклорной традиции. В ней рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну, жену "удалого купца" Степана Парамоновича Калашникова, и своими признаниями, поступками бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
В этом произведении автор столкнул две силы - народную правду и самодержавное своеволие, "честь и бесчестие".
Народная правда воплотилась в образе простого человека - купца Калашникова. Это русский национальный характер - цельный, героический, это человек правды и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев.
Стремясь защитить от позора честь своей жены, обращается Степан Парамонович к своим младшим братьям, просит их о помощи:
Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому.
"На Москве-реке при самом царе" собирается он "выйти на опричника", в кулачном бою "насмерть биться, до последних сил- за святую правду-матушку".
На другой день рано утром собрались "удалые бойцы московские" на берегу Москвы-реки на кулачный бой, "разгуляться для праздника, потешиться". Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, "оцепили место в двадцать пять сажень, Для охотницкого бою, одиночного". И состоялся бой между молодым царским опричником и "удалым купцом Калашниковым", в котором купец побеждает бесчестного врага.
Отстаивая правду, честь и "закон господний", Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:
...Я убил его вольной волею,
А за что, про что - не скажу тебе,
Скажу только Богу единому.
Душевное величие, истинная человечность слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать...
Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что и у него есть некоторые положительные качества. Это "удалой боец", преданный царю, человек сильных страстей. Но при этом он самонадеянный и чванливый "буйный молодец", самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. "Лукавый" Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна "в церкви божией перевенчана" с молодым купцом.
Мы видим, что Степан Калашников - цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом смерти. И народ помнит и "величает" удалого героя, сочувствует ему, его "безымянная могилка" никого не оставляет равно-Душным.
Добрая память о Калашникове - это осуждение Ивана Грозного и его слуг, подобных Кирибеевичу, а смысл самой песни - защита чести, права, достоинства человека и призыв к свободе.