Индустрия гостеприимства как сфера предпринимательства: характеристика сегментов
Предпринимательство – инициативная, самостоятельная, не противоречащая законодательству и осуществляемая под свою имущественную ответственность деятельность физических и/или юр.лиц, направленная на получение дохода. Признаки предпринимательской деятельности: * личная эк. заинтересованность, ориентация на достижение прибыли. * самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. * полная или ограниченная финансовая ответственность. * высокая инновационная способность, изобретательство, новаторство. * смелость, готовность идти на риск.
Гостеприимство-это щедрое, дружелюбное отношение к гостям за деньги.
Индустрия гостеприимства – сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям (по словарю Вэбстора).
Соотношение понятий туризм и гост-во:
1. Квартальнов, Зорин «Туризм включает в себя гостеприимство и др. отрасли, при этом к готепр-ву Квартальнов относит гостиничный и ресторанный бизнес». Этой же позиции придерж-ся Котлер, Мейкен «Гот-во- составляющая туризма».
2. Пивоварова (МГУ), Роберт Браймет рассматривают туризм как составляющую гостеприимства.
Соотношение понятий:
1. Семантическая разница: Гост-во - философия поведения сотрудника в центре кот-й гость, а туризм связан с отправкой туристов. 2. Разница в субъектах деят-ти: Гост-во - гость, туризм - турист. Соотношение м/у туристом и гостем: Турист – человек кот-й находится в месте пребывания отличном от обычного от 24ч до 6 мес с познават., религиозн., культурн. целями без права занятия оплачиваемой деятельнстью. Гость=(ч/з определение термина клиент=потребитель)=потребитель – гражданин имеющий заказать или приобрести, заказывающий или приобретающий товары (услуги) исключительно д/личных, семейных, домашних и иных нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Отношение к клиенту как к гостю – показатель ценности клиента д/предпр-я. Всякий турист есть гость, но не всякий гость это турист. Понятие гость шире понятия турист и включает в себя помимо туристов граждан, проживающих в городе. Разница м/у туристом и гостем связана с ценностями предприятия, концепцией обслуживания.3. отличие по инфраструктуре. Индустрия гост-ва включает в себя предприятия коммерческого и некоммерч. сегмента, принадлежащие к гостиничному сектору, индустрии общественного питания, индустрии развлечений, досуга и отдыха. К индустрии туризма относят службы быта, предприятия по производству сувенирной продукции, полуфабрикатов питания д/туристов, учебные заведения, готовящие специалистов этой сферы.
Индустрия гостеприимства – собирательное понятие д/многочисленных форм предпринимательства, которые специализируются на рынке услуг и связаны с приемом и размещением гостей.
Сегменты гостеприимства: индустрия размещения, индустрия общественного питания, транспортный сегмент (перевозка), рекреация (отдых, развлечения)
сфера гостеприимства | виды предприятий |
1. размещение | гостиницы, отели, базы отдыха, санатории, кемпенги, мотели, флотели, ботели, общежития, гостиницы квартирного типа |
2. питание | рестораны, кафе, бары, столовые, закусочные, фаст-фуд, кофейни, кейтеринг |
3. перевозка | транспортные компании: самолет, поезд, автобус, автомобиль, вело-туристы. Туроператоры (ТО) и турагентства (ТА). |
4. рекреация (отдых, развлечения) | клубы, развлекат. центры, парки, игорный бизнес, кинотеатры, музеи, театры, цирк |
1. Индустрия размещения. Общий принцип – предоставление ночлега. Осн.признаки предприятия размещения: 1.наличие номеров (ключевая услуга); 2.перечень обязательных услуг (услуги горничных); 3.номенклатура доп.услуг (рекреация, деловые услуги, питание, бытовые услуги). Организация краткосрочного проживания в средствах размещения-это вид экономич.деятельности предприятия. Ключевой услугой явл. ночлег, но гость хочет получить и питание. Классификация ср-в размещения: Согласно классификации ВТО, средства размещения делятся на коллективные и индивидуальные.
- Коллективные, в свою очередь подразделяются на:
- предприятия гостиничного типа, к ним относят (по ГОСТ Р 51185-98 «туристские услуги. Ср-ва размещения»):
*гостиницы, мотели – придорожная гостиница для автотуристов. * пансионаты – небольшая гостиница с полным набором обслуживания, до отдыха. *меблированные комнаты *дом туриста – гостиница невысокого разряда для туристов, клуб любителей активного отдыха, занимающийся его пропагандой *общежития
- специализированные, относятся: *санатории – оздоровительно-лечебное учреждение, обычно в курортных зонах, на минеральных, целебных водах, термальных источниках. *профилактории*дома отдыха – оздоровительное учреждение с регламентированным режимом отдыха, предназначенное для практически здоровых людей. *туристские приюты *стоянки *туристские и спортивные базы *базы отдыха *дома охотника (рыбака) *конгресс-центры, специализация проведение конгрессов и конференций.
- прочие: *кемпинги – сезонный лагерь для авто-мото-вело-турситов, с палатками или домиками легкого типа и специальными местами для стоянки автомобиля. *ботели – разновидность гостиницы для обслуживания туристов, путешествующих по воде на лодках, катерах, яхтах. Сооружается на берегу незамерзающего водоемафлотели – «плавучий дом» - плавающая гостиница * ротели – гостиница на колесах, передвижная гостиница с ограниченным набором услуг, которая распол-тся в вагоне поезда или в автобусе.
- Индивидуальные, к ним относят: квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые в наем.2.Индустрия общественного питания. Общий принцип-удовлетворение физиологической потребности человека в пище, питание предоставляется в готовом виде вне дома. Если предприятие специализируется на производстве готового питания на вынос, то это предприятие не является предприятием индустрии гостеприимства.3. Перевозка подразумевает физическое перемещение люднй с одного место на другое. Объект перевозки – пассажиры; различают авто,авиа-туристов, потребителей услуг ж/д, велотуристов. ТА – занимается розничной продажей туруслуг,т.е. продает право на тур, предназначенное д/реализации туристам. Основной продукт деятельности ТА-продажа транспортных билетов и бронирование гостиниц; консультирование клиентов. Продукт ТО-создание и оптовая продажа основных и дополнительных туруслуг, подбор информационной литературы.4. Индустрия отдыха. Отдых – любая игра, развлечение, используемая д/восстановления физических сил и умственных способностей. Рекреационный сегмент связан с др. сегментами индустрии гостеприимства.
Индустрия гостеприимства - область оч. сложная, многогранная, требующая высоких технологий+обязательно личное мастерство.
Гостеприимство задается комплексом осязаемых и неосязаемых компонентов обслуживания.