Поздний железный век на территории казахстана
Поздний железный век на территории Казахстана охватывает период с III в. до н.э. по VIв. н.э. В этот период территорию Казахстана заселяли племена уйсунов, кангюев, гуннов, сарматов.
Уйсуны.Памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в Жетысу (Семиречье). Хронологически они относятся к периоду IIIв. до н.э. – IVв. н.э. Уйсуны оставили после себя памятники истории и культуры в Жетысу и на Тянь-Шане, в северо-западных регионах Китая, в горах Тарбагатая в Восточном Казахстане. Они были одним из основных племен, составивших казахский народ. Название усунь (уйсун) встречается в китайских записях, начиная со II в. до н.э. Восточная граница уйсунов проходила по северо-западу Китая, в местности Бесбалык, а западная – по рекам Шу и Талас и доходила до восточных предгорий Каратау. Их столица Чигучен или Чигу (город Красная долина) находилась южнее озера Иссык-куль и реки Или. Судя по черепам, найденным в Жетысу, уйсуны в антропологическом отношении являлись европеоидами.
В древних китайских источниках указывается, что «усуньцы не занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место». Китайский историк Сыма Цянь записал легенду о происхождении уйсунов: «Правитель уйсунов именуется гуньмо. Его отец был правителем маленького царства на западных границах сюнну (гуннов). Сюнну напали на его отца, а когда родился гуньмо, его бросили в поле. Ворон с мясом в клюве летал над ним, а волчица кормила его грудью. Шаньюй (правитель сюнну) подивился тому и счел его существом сверхъестественным, принял и взрастил его». Из источников можно узнать о взаимоотношениях уйсунов с соседями: «прежде они были под зависимостью гуннов, впоследствии усилились… Усуни граничат на востоке с гуннами, на северо-западе – с Кангюем, на западе – с Даванией, на юге – с разными постоянными владениями». В китайской хронике «Хань» записано, что уйсунскийгуньмо изъявил желание вступить в родство с китайским Двором через женитьбу на китайской царевне. В подарок за нее гуньмо отправил 1000 коней. Произошло это событие в 107 году до н.э.
«Усуньский большой гуньмо живет в городе Чигу. Кибиток 120 000, душ 630 000, войска 188 800», - говорится в источниках. Уйсунские племена уже имели свое государственное устройство. Китайские обозначения «Усунго», «Синго» означают кочевое государство. Правителя уйсунов называли гуньмо. Ему подчинялись вожди племен, носившие титул бек, а также мелкие родоправители. В уйсунском обществе существовало неравенство. Богатые уйсуны имели по 4 – 5 тысяч лошадей. Были и рабы, число которых пополнялось плененными во время войн чужеземцами. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве.
Археологи нашли в погребениях уйсунов тамги (родовой знак), сделанные из глины. Их использовали рядовые общинники. У знати, правителей и военачальников тамги были золотые и медные. Тамгами тавровали лошадей (тавро – клеймо). То, что тамги изготавливались из различных материалов у разных групп населения, доказывает наличие частной собственности и неравенства в уйсунском обществе. У уйсунов частная собственность существовала не только на скот, но и на землю и воду.
Скотоводство играло в жизни уйсунов главную роль. Уйсуны откочевывали со своими стадами на лето с зимовок из степных районов Мойынкума и Прибалхашья к предгорьям Тянь-Шаня. Расстояния между летовками и зимовками были от 20 до 100 км.особенно благоприятной они считали жизнь на весенних и осенних пастбищах. Там они строили постоянные жилища, сажали огороды и разводили сады. Часть уйсунов занималась земледелием. Из зерновых выращивали ячмень, просо. Уйсуны занимались как поливным, так и богарным (неполивным) земледелием. К примеру, во время раскопок зимнего поселения Актас были найдены остатки оросительных каналов, также были обнаружены остатки обработанных полей от 60 до 150 кв.м. Поливные земли, ирригационные системы, сады и огороды уйсунов окружали столицу уйсунского государства – Чигучен. В ходе археологических работ в долине рек Шу иКеген были найдены остатки нескольких древних городищ. В предгорьях уйсуны имели постоянные жилища. Поселения состояли из 5 – 6 жилищ, которые возводились из камня или саманного кирпича.
Уйсуны умели плавить железо, также добывали на рудниках медь, свинец, олово и золото. Археологи находят искусно сделанные ювелирные украшения. Мастера инкрустировали их полудрагоценными камнями – бирюзой, опалом, гранатом. Золотые вещи также украшались зернью – мелкими напаянными шариками. Замечательные образцы этого искусства найдены при раскопках захоронения Актас. Такие ценные камни, как агат, изумруд, яшма использовались при изготовлении бус и ожерелий.
Научных сведений об обычаях, традициях уйсунов очень мало. Археологи собрали материал об этом путем изучения погребений уйсунов. Самые большие курганы у уйсунов были в диаметре 20м, а в высоту достигали 2 м. Уйсуны хоронили покойного в центре кургана, положив его на спину головой на восток. Древние уйсуны поклонялись потусторонним и сверхъестественным силам и приносили им жертвы. Доказательством тому служат рисунки уйсунов и изображения на жертвенниках. Археологи нашли ритуальные подсвечники, жертвенную посуду. На глиняных предметах и посуде нарисованы солярные знаки, т.е. изображения солнца.
Кангюи.Кангюи жили в IIIв. до н.э. – Vв. н.э. Около двух тысяч лет назад китайский правитель отправил посольство в страны. Лежащие к западу от Китая. Посольство было в пути 13 лет. По возвращению все записи послов были переданы правителю Китая. Среди описанных стран и племен упоминаются и кангюи.
В священной книге древнего Ирана «Авесте», относящейся к VIв. до н.э. говорится следующее: «Храбрые сыновья Вэсака принесли жертву перед самой высокой крепостью Канха». Слова «Кангюй», «Канха» созвучны названию «канлы» - одного из племенных объединений Старшего жуза казахов. Древнекитайский историк СымаЦянь в своих «Исторических записках» описал жизнь и быт кочевников. В другом китайском историческом источнике «ЦяньХаньшу» имеются сведения о времени возникновения государства кангюев, о его границах и важных моментах истории.
Некоторые исследователи считают, что в государстве кангюев существовала письменность. Свидетельством тому могут служить утверждения китайских послов, что во дворце правителя кангюев имелись писанные своды законов.
О политической истории кангюев письменных материалов мало. Ученые установили, что в 46 – 36 гг. до н.э. кангюи оказали помощь гуннам в борьбе против Китая. По китайским данным, союз племен кангюев насчитывал 120 тысяч кибиток или примерно 600 тысяч человек. Они могли выставить до 120 тысяч воинов. По мнению современных ученых, столица кангюевБитянь располагалась на реке Талас, недалеко от современного города Тараза. По другим данным, столица находилась возле современного Туркестана. Основным местом расселения кангюев была средняя часть долины реки Сырдарья. Письменные источники перечисляют также другие места, где жили кангюи: берега рек Арысь, Талас, нижнее течение Сырдарьи. Кангюи граничили на севере с сарматами и аланами. Китайские источники сообщают, что в эпоху расцвета кангюев сарматы и аланы оказались зависимыми от них. На юге государство Кангюй соседствовало с Китаем и уйсунами. Основным занятием населения было полукочевое скотоводство. Границы Кангюя доходили до современного Ташкента. С другой стороны граница владений тянулась от гор Каратау до реки Талас. Кангюи находились в тесных экономических, культурных и политических связях с Китаем, Римом, государством Кушан.
Согласно письменным сведениям, государство Кангюй возглавлялось великим ханом. В управлении страной ему помогали три его заместители – визири. Государство Кангюй делилось на пять владений, каждое из которых управлялось малым ханом. Роды и племена руководились вождями. Их власть передавалась по наследству от отца к сыну.
Пленные, захваченные во время войн и набегов, превращались в рабов. Однако у кангюев рабство не получило широкого развития, так как в условиях кочевого скотоводства большого количества рабов не требовалось.
Ученые относят памятники кангюев к следующим археологическим культурам: кауншинской, отрар-каратауской, жетыасарской. Кауншинская культура была распространена в Приташкентском оазисе, отрар-каратауская культура занимала территорию от среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау до реки Талас. Зона распространения жетыасарской культуры – долина ныне высохших рек Куандарьи и Жанадарьи. На левом берегу Арысь, на площади 100 кв. км.было обнаружено около 20 различных по размеру курганных насыпей. Под одной из них были найдены развалины городища Кок-Мардан, который был центром городской культуры кангюев. Во время раскопок было исследовано поселение Коктобе рядом с городищем Пушык-Мардан. Здесь было обнаружено городское поселение первой половины 1 тысячелетия н.э. По мнению ученых, поселения, возникшие в эпоху кангюев, можно считать предвестниками городских поселений раннего средневековья.
На юге Казахстана, где природные условия были благоприятны для земледелия, древние жители вели оседлый образ жизни. В долине реки Сырдарьи выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры. Земля обрабатывалась каменными и металлическими кетменями (мотыгами). Для орошения полей по правому берегу реки Чирчик в первые века н.э. древние жители выкопали канал Зах протяженностью более 20 км.от левого же берега был проложен канал Ханарык. Было распространено поливное земледелие. Зерно хранилось в специальных керамических сосудах огромного размера. Они вкапывались в глубокие и прохладные ямы.
Важнейшим хозяйственным занятием кангюев было скотоводство. Основная масса скота содержалась вне поселений, в степных районах Центрального Казахстана. Подспорьем скотоводству была охота. Также вспомогательную роль в хозяйстве играло рыболовство. В государстве Кангюй была развита обработка металлов, в особенности кузнечное ремесло, плавка бронзы, ювелирное производство. Центром производства металлов стали города и поселения региона Шаш-Илак. Мастерские, найденные на месте древнего города Кулат, доказывают, что здесь находился крупнейший центр древней металлургии и металлообработки, занимавший площадь более 50 гектаров.
Государство Кангюй занимало выгодное географическое положение. Через его территорию проходила трасса Великого Шелкового пути. О развитии торговля говорят найденные археологами на территории Казахстана монеты, общее число которых 1300. Ученые вычислили время изготовления монет – III – IVвв. н.э. на монетах изображен правитель и тамга. Такие монеты встречаются в Присырдарьинском регионе. Кангюи контролировали участок Великого Шелкового пути, который шел на Кавказ и в Причерноморье. Кангюи торговали с Причерноморьем, Сирией, Индией, Прибалтикой, Египтом, Китаем, Ираном. О развитости торговых отношений с Китаем могут свидетельствовать монеты, найденные в погребении Мардан. Эти монеты относятся ко IIв. до н.э. Археологи находят коралловые бусы, изготовленные в Индии, резные камни, сделанные в Иране, янтарь с побережья Балтийского моря, а в погребениях Жетыасарского, Отрарского и Приташкентского оазисов находят бусы из голубого сирийского фаянса.
Исторические источники свидетельствуют, что у кангюев существовала самобытная развитая культура. Поселения и города кангюев располагались по берегам рек и каналов. Городское поселение Алтынасар занимало площадь 16 гектаров. Стены жилищ возводились из сырцового кирпича. На одной из стен центральной комнаты были найдены фрески с изображением цветов, а сама стена была покрашена красным цветом.
У кангюев было широко развито песенное искусство, музыка. У них были музыкальные инструменты с двумя или пятью струнами. Кангюи обожествляли Солнце, Луну, звезды. Среди кочевников был распространен культ предков. Ученые считают, что по одежде, верованиям и обычаям кангюи были схожи с сарматами и аланами.
Гунны.Эпоха гуннов охватывает IV в. до н.э. – IIIв. н.э. В 1 тысячелетии до н.э. огромные пространства Центральной Азии от юга Монголии до Каспия населяли различные племена., одно из них – гунны. По китайским источникам, слово «хунну», или «сюнну», т.е. «гунн» происходит от названия реки Орхон, находящейся в современной Монголии. В III в. до н.э. жившие здесь кочевые племена объединил Моде. Китайцы называли правителя гуннов шаньюй.
В китайских источниках об истории гуннов говорится следующее: «Моде захватил власть в борьбе со своим отцом. Узнав о междоусобицах, восточные соседи хунну, предводители дунху, решили объявить им войну.»Они отправили послов к Моде, которые потребовали сначала отдать правителю дунху самого лучшего коня, затем жену Моде. Моде выполнил эти требования. И лишь на требование уступить небольшой пустынный участок пограничной территории Моде ответил отказом, объявив – «Земля есть основание государства», собрал войско и разгромил дунху., присоединил их территорию и основал державу гуннов. Произошло это событие, по сведениям известного ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, в 209 г. до н.э.
Гунны подчинили соседние племена, жившие по берегам Енисея и в горах Алтая. Они заставили платить дань Китай, который ежегодно отправлял в дар кочевникам шелковые ткани, хлопок, рис, украшения.
Государство гуннов строилось про военному принципу: оно было разделено на левое, центральное и правое крылья. Вторыми лицами государство после шаньюя были туменбасы – темники. Ими являлись обычно сыновья правителя или его близкие родственники. Они возглавляли 24 рода, все 24 темника подчинялись лично шаньюю. У каждого темника имелось 10 000 вооруженных всадников. Правящий слой империи состоял из родоплеменной знати. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя для «принесения жертв предкам, Небу. Земле, духам людей и небесным духам». Все собравшиеся были родственниками шаньюя.
По сведениям китайских хроник, в IV – IIIвв. до н.э. гуннские племена, жившие на землях севернее Китая от Байкала до Ордоса, создали свое объединение. Война гуннов с китайцами растянулась на 300 лет. В III в. до н.э. правители Китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую Китайскую стену. Оборонительная стена растянулась на 4 тысячи км.высота ее была от 6.6 до 10 м. через каждые 60-100 м. возвышались сторожевые башни.
Наибольшего усиления гунны достигли во времена объединения в государство при правлении шаньюя Моде. Проведенные им реформы превратили государство гуннов в сильнейшее государство Евразии. Гунны даже победили основателя династии ХаньЛю-Бана и подчинили китайцев своей власти. Таким образом, была создана могущественная держава гуннов от озера Байкал до Тибета, от Восточного Туркестана до реки Хуанхе.
В середине Iв. до н.э., или точнее в 55 г. до н.э. Гуннское государство разделилось на южных и северных гуннов. Южные гунны потеряли свою независимость и попали под власть династии Хань. Северные гунны в конце Iв. до н.э., чтобы сохранить независимость, во главе с шаньюемЧжи-Чжи двинулись на запад. Гунны дошли до земель кангюев в Южном Казахстане, заключили с ними мирное соглашение и получили возможность кочевать к востоку от реки Талас.
Начало второй волны массового передвижения гуннских племен на юго-запад Казахстана и в Приаралье относится к I в. н.э. появление их в этих местах заставило местные племена аланов и асов перекочевать дальше на запад, к берегам Каспия. Гунны же продвинулись дальше на запад, и, переправившись через реку Дунай, вторглись в Европу. Таким образом, движение гуннских племен с востока на запад, начавшееся во IIв. до н.э. растянулось до IVв. н.э. Движение гуннов на запад привело в движение все другие племена и народы. Это невиданное в истории движение разноязыких племен и народов получило название Великого переселения народов. В 375 году гунны под предводительством Баламбера переправились через Волгу. В течение нескольких лет вся территория Причерноморья была покорена гуннами. Часть местного населения – готские племена – вошла в состав гуннов. В 395 году гунны подходили к Константинополю, столице Восточной Римской империи, совершили походы в Закавказье и Месопотамию. Восточно-римский император обязался платить гуннам дань золотом. В 437 г. гунны совершили поход вглубь Европы. На территории современной Франции они разгромили Бургундское королевство.
В 445 г. к власти пришел Аттила. При нем государство гуннов достигло своего могущества. Он объединил разрозненные племена гуннов в Румынии и Венгрии. Затем Аттила вторгся в Восточную Римскую империю. Свыше 70 городов Греции были взяты, пали все римские крепости на Дунае, были завоеваны Панноя и Мезия. Отсюда Аттила направил свою армию во Францию. Аттила освободил Европу от господства Римской империи. Во время правления Аттилы у гуннов сложился военно-демократический строй. В 451 г. на территории современной Франции в Галлии произошла Каталаунская битва. Историки называют это сражение «битвой народов». По сведениям европейских ученых, против Аттилы стояли наемные войска сарматов и аланов, римляне и франки. На стороне Аттилы воевали остготы, гепиды. Войско Аттилы впервые потерпело поражение. Весной 452 г. Аттила вторгся в Италию и подошел к Риму. Император бежал из Рима. К Аттиле были отпавлены послы во главе с папой римским. Гунны ушли от Рима. Гунны своими походами способствовали распаду рабовладельческого строя. В 453 г. Аттила неожиданно умер. После его смерти гуннские родовые союзы распались. Один из римских летописцев Прииск написал бесценный для истории труд об Аттиле. Прииск как переводчик римского посольства приезжал в государство Аттилы и составил записи об увиденном у гуннов. Произведения об Аттиле писались с VI века по настоящее время. Имеются художественные произведения, посвященные Аттиле на немецком, французском и итальянском языках. Знаменитый итальянский композитов Джузеппе Верди написал оперу, которую так и назвал – «Аттила». В казахских легендах он известен под именем Едиль (и Волгу казахи называют также).
Исторические источники по-разному описывают жизнь и нравы гуннов. Например, А.Марцеллин подчеркивал их воинственность. Прииск характеризовал гуннов как мирный народ. Прииск, побывавший в 448 г. в ставке Аттилы, так описал его внешний облик: «Кто видел его, тот сразу скажет, что это настоящий азиат».
Материалы, собранные в ходе археологических исследований, показали, что гунны выращивали все виды скота. Часть гуннов вела оседлый образ жизни и занималась земледелием. У гуннов было хорошо развиты ремесла. Гуннские кузнецы являлись искусными мастерами по обработке металлов. В жизни гуннов важную роль играла охота. Гунны в основном жили в юртах.
В гуннском обществе существовало социальное неравенство, было кочевым и патриархальным. Власть шаньюя передавалась по наследству от отца к сыну. У гуннов сложилась собственная система законов. За тяжкие преступления следовало наказание смертной казнью, за мелкие преступления виновному резали лицо, использовали иные виды наказаний.
Гуннские ювелиры достигли совершенства в изготовлении золотых украшений. Они умели напаивать на изделия золотые шарики. Такой стиль называют зернью. Иногда на изделия напаивали узоры в виде длинных витых проволочек – скань. Еще одним видом украшения была инкрустация. Ученые называют такой стиль полихромным.
По предположениям ученых, гунны знали письменность. Гуманные формы жизни и стройная система административного управления кочевников привлекали просвещенных китайцев. Китайские правители опасались не только набегов гуннов, но и уходов образованных китайцев в Степь.
Археологи изучили зимние жилища гуннов. Выяснилось, что у них была уникальная система отопления: дымоход очага, проложенный горизонтально у стены, обогревал весь дом.
Сарматы.Сарматы населяли западные регионы нашей страны в VIII в. до н.э. – Vв. н.э. Название племени «сармат» встречается в трудах древних авторов, начиная с III в. до н.э. В этот период сарматы усилились и начали распространять свою власть на соседние племена. В начальный период истории, с VIII в. до н.э., их называли савроматами. Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в 1 тысячелетии до н.э. Арало-Каспийский регион был населен племенами дахов (даев, дагов), саков-массагетов. На берегах Каспия жили племена каспиев. В те древние времена Каспийское море носило название «Гирканское море», поэтому каспиев иногда называют гиркани.
Памятники сарматов сосредоточены в Западном Казахстане. Здесь они расположены по долинам рек, в основном Жайыка (Урала), Илека, Эмбы. Здесь курганы сооружены из песка, камня и смешанной почвы. На морском побережье юго-восточных районов Атырауской области (примерно в местности Сарыкамыс до поселка Кульсары) встречаются глиняные надписи.
Во II в. до н.э. савроматы. Постепенно захватывая земли в междуречье Волги и Жайыка, дошли до земель Северного Причерноморья. О савроматах оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки Диодор, Плиний Старший, Полибий.
Савромато-сарматские племена связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья. Они установили связь с соседним Боспорским царством и совершали походы в страны Передней Азии, на Кавказ и в Парфию.
По мнению Геродота, савроматы говорили на языке, схожем с языком скифов. В их обществе женщины были равны в правах с мужчинами. Савроматы были родственны даям, массагетам и исседонам. По предварительным подсчетам ученых, общая численность савромато-сарматов на Южном Урале, в Поволжье и Западном Казахстане в III – IIвв. до н.э. составляла 20 тысяч человек, воII – I вв. до н.э. 10 тысяч человек, а в Iв. до н.э. – I в. н.э. всего 5 – 7 тысяч человек. Резкое уменьшение численности савроматов-сарматов ученые объясняют усилением засушливости климата и повышенной суровостью условий жизни. Все это вынудило савромато-сарматов присоединиться к другим племенным объединениям (в частности, гуннам).
Союз даев состоял из нескольких родов и племен. В 248-247 гг. до н.э. Арсак (Аршак), выходец из дайского племени апарн, завоевал большую часть Парфии (территория современного Ирана) и соседние районы Гиркании. Таким образом он основал здесь династию Аршакидов.
По некоторым современным гипотезам, древние даи являются предками адаев – одного из племен Младшего жуза казахов, потомки которых живут на полуострове Мангыстау. Несомненно, что даи, как и сако-массагеты, участвовали в этногенезе (формировании) казахского народа.
При раскопках археологических памятников Устюрта – Байте, Терен – наряду с погребениями людей были найдены молитвенные места, где совершались жертвоприношения, групповые молитвы. Здесь имелись покрытые камнем, округлые оградительные сооружения, каменные жертвенники. По кругу были поставлены каменные столбы с антропоморфными изображениями (идолы). Их число достигало 30 – 40 шт. в молитвенных местах во множестве встречаются остатки пепелищ. Это показывает, что даи-массагеты поклонялись огню и солнцу.
По археологическим данным можно судить о социальном неравенстве в среде сарматов. Об этом говорит наличие богатых захоронений. Во время расцвета военной демократии все вопросы внутренней и внешней политики рода-племени стали решаться в узком кругу вождей и старейшин. В военно-демократическом обществе сарматов активную роль играют женщины.
Сарматы занимались как кочевым скотоводством, так и земледелием. В основном выращивали овец и лошадей, разводили также верблюдов и быков. Земледелие занимало важную роль в хозяйстве племен, живших в междуречье Волги и Жайыка, а также на побережье Черного моря. В жизни и быту сарматов охота имела подсобное значение, а также играла роль развлечения и соревнования.
Ученые-археологи обнаружили в могильнике Бесоба курган с захоронением женщин-жриц. Одним из хорошо исследованных памятников савроматов является могильник Сынтас. Здесь в кургане захоронены сразу три савроматских воина. При раскопках памятника позднесарматского периода Аралтобе, что в Жылыойском районе Атырауской области, были раскопаны 3 кургана. Среди находок в погребениях были вооружение вождя, украшения, а также части ритуального посоха жреца.
Внешний облик сарматов, живших в Западном Казахстане, сходен с внешним обликов уйсуней, живших в Жетысу. Однако в их облике было больше признаков европейских племен, живших в среднем течении Едиля (Волги).
Культура древнего Казахстана.Кочевники изобрели вещи, которые входят ныне в обиход многих народов мира. Такой вид одежды, как штаны, изобретены кочевниками еще в древности. Стремена. Первая кочевая повозка появились тоже у кочевников. Кочевниками была изобретена изогнутая сабля.
Великий Шелковый путь.Через территорию Казахстана проходил ВеликийШелковый путь.Он начиналсяв Китае и заканчивался в Риме. Геродот описал одно из направлений Великого Шелкового пути. Путь шел из Причерноморья до Дона, оттуда – на земли сарматов. В Приуралье, в затем дальше к Иртышу и на Алтай. Геродот перечисляет племена. Жившие в данных регионах – сарматы, исседоны, аргиппеи, аримаспы. В VI – IIIвв. до н.э. древние жители Казахстана состояли в торгово-обменных связях с Китаем, Индией, Персией. Об этом свидетельствуют найденные в погребениях сакской знати китайские зеркала, изделия из Персии (Ирана).
Великий Шелковый путь проходил через земли уйсунов и кангюев. По мнению ученых, регулярное сообщение через Великий Шелковый путь началось во IIв. до н.э.
Основным товаром, в котором нуждались народы, был шелк, который умели делать только в Китае. Им одаривали правителей и послов, во многих странах его выдавали вместо жалования воинам.