Занятие 1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций
История с древнейших времен до XV в.
Рабочая тетрадь
для студентов всех специальностей СПО
на базе основного (общего) образования
Новосибирск 2015 г.
Кафедра философии, истории и права
Рабочая тетрадь «История с древнейших времен до XV в.»
для студентов всех специальностей СПО на базе основного (общего) образования / [сост.: ст. препод. Т.Н. Ермилова] НОУ ВПО Центросоюза РФ СибУПК. – Новосибирск, 2015. – 40 с.
РецензентГербер О. А. канд. ист. наук, доцент
Рабочая тетрадь «История с древнейших времен до XV в.» рекомендована к изданию кафедрой философии, истории и права, протокол от 31 марта 2015 г. № 7.
© Сибирский университет
потребительской кооперации, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 4 | |
1 | Занятие 1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций | 6 |
2 | Занятие 2. Цивилизация Древнего Востока | 9 |
3 | Занятие 3. Античная цивилизация: Древние Греция и Рим | 12 |
4 | Занятие 4. Европа в Средние века | 16 |
5 | Занятие 5. Особенности становления и развития цивилизаций Востока в Средние века | 20 |
6 | Занятие 6. Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства | 24 |
7 | Занятие 7. Русь в период феодальной раздробленности и борьбы с иноземными завоевателями в XIII в. | 28 |
8 | Занятие 8. Образование Российского централизованного Государства в (XIV− начала XVI вв.) | 31 |
Заключение | 34 | |
Список литературы | 36 |
Введение
Рабочая тетрадь составляет единый комплекс с учебником П.С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО. М.: ИНФРА-М, 2013 и Рабочей программой учебной дисциплины «История» ¾ для студентов всех специальностей СПО на базе основного (общего) образования (СибУПК 2013 г.)
Рабочая тетрадь по истории полностью соответствует их структуре и содержанию. Она призвана помочь студентам СПО лучше усвоить материал учебника, выделить главное в исторической информации, запомнить основные факты, установить связи между событиями.
В рабочей тетради представлены задания различных типов к семинарским занятиям, которые позволяют поработать с отдельными фрагментами учебника, познакомится с историческими источниками. Задания к каждой теме дают возможность не только проверить знания студентов, но и расширить их представления об историческом процессе. Характер и объём заданий зависят от количества часов по данной теме, их теоретического и практического наполнения.
Рекомендуемый порядок работы с рабочей тетрадью:
1. Рабочая тетрадь по истории является тетрадью многоразового использования, поэтому в ней нельзя делать какие-либо записи.
2. Все ответы студенты должны записать в своих тетрадях для семинарских занятий.
3. Работа с тетрадью проверяется и оценивается преподавателем после изучения каждой темы.
4. Задания расположены в соответствии с содержанием учебника и планами семинарских занятий.
5. Для выполнения заданий необходимо прочитать указанные страницы учебника и найти ответы на поставленные вопросы.
6. Внесите ответы в указанные в рабочей тетради таблицы.
7. Задания, направленные на нахождение определения исторических терминов и понятий, предусматривают самостоятельную работу с историческими словарями.
8. В рабочую тетрадь включены также задания к историческим источникам и текстам историков, которые направлены на выявление умения студентов самостоятельно мыслить и анализировать историческую информацию
9. Особую группу составляют творческие задания. Направленные на подготовку сообщения, доклада, эссе, реферата.
Занятие 1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций
При выполнении заданий по этой теме необходимо обращаться к материалам учебника С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО. М.: ИНФРА-М, 2013, с. 23-38.
1. Перечислите основные виды периодизации первобытной истории
Вид периодизации | Основные этапы |
1. Археологическая | |
2. Геологическая | |
3. Историческая | |
2. Соотнесите термин и его определение
Термин | Определение |
1. археология | А) процесс возникновения социальных отношений между людьми и форм организации общественной жизни |
2. антропология | Б) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества |
3. антропогенез | В) область науки, изучающая народы (этносы) и другие этнические образования, их происхождение |
4. социогенез | Г.) процесс формирования человека как биологического вида |
Д) наука о происхождении и эволюции человека |
Запишите ответ:
3. Раскройте содержание теорий происхождения человека
Теория | Содержание |
Теория творения (креационизм) | |
Эволюционная теория | |
Теория внешнего вмешательства |
4. Отметьте знаком «+» черты, характерные для неолита
1. Использование бронзовых орудий труда | |
2.Переход к оседлому образу жизни | |
3. Изобретение новых приёмов обработки – сверления, пиления, шлифовки, полировки, ретуширования острых краев камня | |
4. Зарождение магических обрядов и первобытных верований | |
5. Появление специализации хозяйственной деятельности | |
6. Первое и второе общественное разделение труда |
5. Заполните таблицу становления и развития человека
Стадия развития человека | Хронологические рамки существования данного вида | Основные черты: внешний вид, виды хозяйственной деятельности, социальная общность | Место происхождения |
Австралопитек | |||
Человек умелый | |||
Человек прямоходящий | |||
Неандерталец | |||
Кроманьонец |
6. Прочитайте отрывок из текста учебника и выполните задания.
«Самым ярким событием стало зарождение земледелия и скотоводства. Мягкий климат и разнообразие растительного и животного мира стали главным условием для развития сельского хозяйства. В некоторых областях Старого Света − на Ближнем Востоке, на холмистых предгорьях Северной Индии и Пакистана, на равнинах Северного Китая и дельте реки Янцзы – общины охотников и собирателей начали экспериментировать с растениями и животными. Они стали не просто собирать дикие злаки, а выращивать их, не только охотиться на диких животных, но и приучать их пойманных детенышей. Это был настоящий переворот в добывании пищи. Он означал переход от присваивающей экономики, основанной на использовании ресурсов, предоставленных самой природой, к экономике производящей, к производству продуктов питания и всего необходимого для жизни. Новые способы ведения хозяйства повлекли за собой изменение всех сторон жизни – от одежды и утвари до идеологии».
1) Какое название получила в науке новая эпоха?
___________________________________________________
2) В чем её отличие от предшествующего периода?
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
________________________________________________
3) Какие новые способы ведения хозяйства начали применять в эту эпоху?
____________________________________________________
___________________________________________________
_____________________________________________________
4) Как это отразилось на жизни древнего человека?
__________________________________________________
___________________________________________________
____________________________________________________
7. Отметьте знаком «+» причины возникновения государства
1. Возникновение имущественного неравенства | |
2. Разделение человечества на расы | |
3. Переход к производящему хозяйству | |
4. Начало процесса модернизации | |
5. Необходимость ведения военных действий и защиты от внешних врагов | |
6. Для поддержания общественного порядка |