Школьный учебник как источник знаний по истории и обществознанию
Школьный учебник и его компоненты
Учебник — важнейший источник знаний и поэтому к нему предъявляются значительные требования.
Характеристика школьного учебника. К учебнику предъявляется важнейшее требование раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. В дидактике утвердилось такое определение школьного учебника: это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей.
Часто учебник выступает в качестве основы построения урока. Но есть уроки, на которых он играет вспомогательную роль или бывает вообще не нужен. Существует мнение, что применять учебник в процессе обучения вообще не нужно. Даже Н. В. Гоголь считал, что воспитанник не должен иметь у себя книги, поскольку она будет «умерщвлять» его воображение.
В наше время раздаются призывы отказаться от традиционного учебника (например, Ю. Троицкого и К. Умбрашко). И все же большинство педагогов, методистов и учителей считают, что учебник нужен и полезен. Ученые выделяют следующие основные функции школьного учебника:
1.информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся);
2.систематизирующая (обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его);
3.обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний);
4.воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения истории).
Компоненты учебника. Существует множество школьных учебников, имеющих самую разную структуру. Идет процесс создания многоуровневого учебника, учитывающего дифференциацию обучения.
Каждая его глава может начинаться с плана-схемы — своеобразного логического конспекта. В тексте книги выделяются и разъясняются понятия, термины, ключевые слова. В основной текст включены отрывки документов, справочный аппарат, вопросы и задания, отличающиеся по типу и уровню сложности. Вопросы логически продолжают или уточняют содержание. В конце тем для старшеклассников даны рекомендации: что нужно вспомнить из предшествующих тем, как выполнить задания. Вопросы для обобщений, дополнительный текстовый материал содержится в конце разделов. Этот материал выполняет роль книги для чтения или служит основой для подготовки к семинарам.
Но как бы ни различались школьные учебники, в них много общего. Учебник состоит из текста, который определяется системой отбора фактов. Его содержание подразделяется на разделы, главы и параграфы. Последние должны быть равновеликими и иметь законченный, целостный характер. Число параграфов должно соответствовать учебному плану по предмету.
Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (справочный), пояснительный (примечания, комментарии). Ядро основного текста составляет информация о важнейших идеях и понятиях, теориях, способах деятельности. При анализе содержания учебника во время подготовки к уроку учителю важно выявить основные, базовые знания. Это примерно треть содержания. Остальное при объяснении на уроке составит дополнительный материал, помогающий ярко и убедительно раскрывать базовые знания.
Как уже отмечалось, весь материал в школьных курсах истории не может излагаться одинаково подробно. Развернутое изложение, как правило, сочетается с конспективным. Основные факты даются подробно, образно, дополняются документами и иллюстрациями. Сведения, необходимые для связи между основными фактами, даются в виде краткой справки.
Сложность текста учебника может быть предметной, логической и языковой. Сложность исторического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами теоретического характера. По мнению ученых, для понимания текста учебника нужно, чтобы количество дополняющих предложений было в четыре раза больше, чем базисных. Базисные необходимы для понимания последующего материала.
К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы и задания, документы, а также указатели. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами образной и знаковой наглядности.
Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.
Перечислим наиболее общие черты учебников нового поколения (после 90-х гг):
1.отказ от моноидеологии;
2.реализация по преимуществу цивилизационного и культурологического подходов (а не формационного как ранее);
3. в центре внимания современных авторов – люди как продукт своего времени;
4. цель и стратегия авторов – обратившись сначала к образному восприятию (а не понятийному как ранее), воображению, и памяти учащихся, пробудить чувства, эмоции, обогатить и разнообразить запас представлений школьников об историческом прошлом, укрепить интерес к предмету и уже на этой основе формировать теоретические знания, стимулировать собственные суждения и личностное отношение к фактам минувшего;
5.усиление доли фактологического материала в информационном блоке учебников и неизбежная при этом информационная избыточность текста;
6. новые, выразительные способы изложения материала, более яркие художественные приемы;
7.новый способ формулирования названий параграфов и разделов – изначальное наличие проблемы в названиях, сильное эмоциональное воздействие;
8. дополнительные тексты становятся не приложением, а самостоятельным источником знаний. Вводятся новые документы, т.о. учебники собмещают в себе черты хрестоматии, учебника, книги для чтения, они превращаются в многофункциональные учебные пособия.
9. изменился пояснительный текст, комментарии стали развернутыми, появились постраничные словари;
10. становление новой иллюстративной метасистемы, признаки которой подлинность, документальность изображения, его способность быть равноценным тексту источником (а не иллюстрацией), средством эстетического воспитания;
11. наличие сквозной сети вопросов и заданий, что рассматривается как постоянная связь автором с читателем.
Несмотря на то, что произошли значительные улучшения учебников по истории, следует отметить, что использование школьного учебника в качестве ценнейшего источника знаний по истории обществознанию требует знаний о системе работы с учебником на уроках и определенного опыта.