Развитие английского театра в эпоху Возрождения (ХVI–ХVII вв.).
СЕМИНАР №2
Уильям Шекспир
1.1 Cоциально-исторические, философские и эстетические предпосылки развития театра в Англии:
· Английский театр эпохи Возрождения возникает из средневековых фарсовых представлений, моралите и мистерий в период резких перемен в общественно-политической и экономической жизни страны, когда началось формирование нового социального строя, основанного на приоритете человеческой личности, и складывалась буржуазная общественная формация. Великие научные открытия и изобретения Нового времени способствовали выработке нового мировоззрения, получившего название «гуманизм», в центре которого – человек как мера всех вещей, что вызвало невиданный всплеск культуры и искусства. Гуманистический идеал заключается в образе свободного человека, самостоятельно распоряжающегося своей судьбой. Впервые после античности человек воплощает гармонию духовного и телесного, отвергая аскетизм как норму жизни и утверждая радость бытия. Под влиянием различных фактором происходит открытие заново блестящих художественных достижений античности в скульптуре, архитектуре, литературе, которые воспринимаются в качестве классических образцов. Переводы древнегреческих и римских авторов и философов позволили человеку более глубоко осознать свою человеческую сущность и дали толчок художественной мысли. Сам термин «Возрождение» или «Ренессанс» характеризует «широкое идеологическое и культурное движение, возникшее в странах Западной и Центральной Европы в процессе их перехода от средних веков к Новому времени» [Ковалева, Т.В. Литература Возрождения / Т.В. Ковалева // Ковалева Т.В., Лапин И.Л, Паньков Н.А. Литература Средних веков и Возрождения / Под ред. Я.Н. Засурского. – Мн. : Изд-во «Университетское», 1988. – С. 78].
· Английский Ренессанс можно условно разделить на три этапа развития. Наибольшего расцвета в этот период достигли поэзия и драма.
· Первый этап: конец ХV – первые три четверти ХVI в. – начальный период формирования гуманизма как мировоззрения Нового времени. Зарождение современного английского театра, который развивался на рыночной площади. Наиболее популярными жанрами на раннем этапе были моралите и фарсы, и именно из средневекового моралите и сатирической интерлюдии (переходной формы от моралите к фарсу) в английском театре появляются жанры трагедии и комедии. Для театра того времени характерны смешение трагического и комического, деление произведения на отдельные самостоятельные эпизоды, массовые сцены, параллельные действия, что связано с воздействием античной драматургии. Хотя многие сюжеты заимствуются у античных драматургов, современных историков и т.д., они нередко претерпевают кардинальные изменения под влиянием потребностей дня. Существовал особый тип драматурга, задачей которого была переделка известного текста для определенной труппы в соответствии с политической ситуацией. Возможно, так начинал свою творческую деятельность Шекспир, который устами Гамлета ставит задачу актерам вставить и разыграть новый, специально написанный фрагмент при постановке известной пьесы (второй акт «Гамлета»):
Гамлет: Послушайте, старый друг; можете вы сыграть "Убийство Гонзаго"?
Первый актер: Да, принц.
Гамлет: Мы это представим завтра вечером. Вы могли бы, если потребуется,
выучить монолог в каких-нибудь двенадцать или шестнадцать строк, которые я
бы сочинил и вставил туда? Могли бы вы?
Первый актер: Да, принц.
Театр в то время выполнял функцию своеобразного средства массовой коммуникации, ведь он был общедоступен: в нем было место и вельможе, и простолюдину. А при постановке злободневных пьес публика активно реагировала на происходящее на сцене: нередко возникали перебранки, а то и схватки между сторонниками и противниками какой-либо идеи. Это ярко отображено в оскароносном фильме «Влюбленный Шекспир» (1998 г., реж. Джон Мэдден, сценаристы Том Стоппард и Марк Норман).
· Второй этап: конец ХVI – начало ХVII в., до смерти Шекспира в 1616 г. – наивысший расцвет английского театра эпохи Возрождения. К 1570-м гг. в Англии появляется профессиональный театр. Как правило, труппа состояла из 10–14 человек. Женские роли исполнялись юношами, появление на сцене женщины не допускалось. Для театральных представлений начинают строиться специально приспособленные здания. Первым был построен «Театр», принадлежавший знаменитому актеру и впоследствии совладельцу шекспировского «Глобуса» Джеймсу Бербеджу (1576 г.). Затем появились театральные здания «Куртина», «Блэкфрайерс», «Роза» и «Лебедь», а в 1599 году – театр «Глобус», с которым связана творческая жизнь величайшего английского драматурга Уильяма Шекспира. Театр все больше демократизируется. В это же время выходят переводы античных трагедий и комедий на английский язык. Знакомство с итальянской драматургией того времени, взявшей за образец античную драму с ее структурой, соразмерностью частей, логикой в развитии действия и характеров, позволило создать качественно новую драматургию, нашедшую свое высшее выражение в творчестве Уильяма Шекспира. В результате английский театр эпохи Возрождения сочетает в себе противоположные направления и характеризуется разнообразием жанров, богатством фантазии и идейно-художественной насыщенностью.
Развитию всех этих черт способствовали многие выдающиеся драматурги, известные под названием «Университетские умы» (все они имели университетское образование). Наиболее выдающимся из них был Кристофер Марло (1564—1593), великий соперник Шекспира, утвердивший на английской сцене жанр трагедии, очистив его от наслоений т.н. «испанской трагедии» и придав трагедии глубокую философскую насыщенность. Наиболее интересными для него становятся метания человека, потерявшего цельность под воздействием пагубных страстей, раздирающих личность. Среди его выдающихся произведений – «Мальтийский еврей», имеющий массу пересечений с шекспировским «Венецианским купцом», «Тамерлан Великий», написанный впервые в английской драматургии белым стихом, «Трагическая история доктора Фауста», основанная на немецких легендах о Фаусте и жажде познания, и «Эдвард II», написанный в жанре исторической хроники и отмеченный глубоким психологизмом. В пьесах Марло сплетаются воедино высокое и низкое, трагическое и комическое, что впоследствии с такой силой проявится в творчестве Шекспира. Влияние Марло на Шекспира неоспоримо, что сказывается уже в самих названиях пьес, но самое существенное – это то, что, по мнению критиков, подражания и реминисценции из сочинений Марло встречаются едва ли не в половине пьес Шекспира.
Среди других драматургов, пользовавшихся популярностью в это время, можно назвать Джона Лили (ок. 1554—1606), автора пьесы «Александр и Кампаспа», заложившей основы романтической комедии, Томаса Кида с его знаменитой «Испанской трагедией» и Роберта Грина, автора таких пьес, как «Монах Бэкон и монах Бонгей», «Иаков IV» и «Джордж Грин, векфильдский полевой сторож». Все они создают образ нового героя, мужественно бросающего вызов средневековым устоям и утверждающего идеалы гуманизма.
Вершиной же развития английской драматургии эпохи Ренессанса и всего Нового времени стало творчество Уильяма Шекспира, который сумел раскрыть не только пружины общественного развития, социальные противоречия, борьбу различных сил, но и показать неизведанные глубины человеческой души, сохраняя при этом веру в предназначение человека. Великий драматург показывает человека во всей его сложности и противоречиях, раскрывая как его величие, так и бездны падения. В отличие от современников Шекспира его герой не статичен, он постоянно находится в развитии, что особенно характерно для таких его персонажей, как Гамлет, Король Лир, Отелло. Это связано с изменениями в понимании его героями своего места в жизни, осознании цели земного бытия, попытками изменить окружающую действительность, что придает его героям многогранность и глубину. Шекспиру удалось создать необыкновенную галерею человеческих характеров, некоторые из которых (например, Гамлет) стали «вечными образами» искусства, вдохновляя художников на нескончаемый диалог с Шекспиром. А.С. Пушкин точно подметил особенность характеров в произведениях великого драматурга: «Лица, созданные Шекспиром, …существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства раскрывают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры» [Пушкин-критик. – М., 1978. – С. 443]. Он жил в удивительное, но весьма противоречивое время великих надежд и не менее великих разочарований, когда развеются прекрасные иллюзии. Это объясняет драматизм ситуаций, открытую конфликтность, накал страстей, обнаженность чувств, присущих его произведениям. На протяжении уже более четырехсот лет лучшие произведения драматурга заставляют все новые поколения размышлять над смыслом жизни и решать для себя загадки человеческого бытия. На основе всего достижений предшествующих веков Шекспир создает произведения разных жанров огромной художественной силы, не потерявшие своей мощи и по прошествии времени. Недаром В.Г. Белинский назвал его царем драматических поэтов. Глубокое постижение тенденций времени обусловило и динамичность его отношения к действительности, что наряду с ростом мастерства определяет эволюцию его творчества. Творчество Шекспира раздвинуло обычные рамки и указало следующим поколениям актеров пути развития и совершенствования драматического искусства в сторону раскрытия духовного мира человека.
· Третий этап: от смерти Шекспира до закрытия пуританскими властями театров в 1642 г. – знаменует кризис и упадок английского театра, хотя на излете английского Возрождения еще творят современники Шекспира. Среди них особое место занимает Бен Джонсон (около 1573—1637), автор т.н. «ученой», «правильной» трагедии («Падение Сеяна», «Заговор Катилины») и бытовых комедий («Всяк в своем нраве», «Вольпоне», «Варфоломеевская ярмарка»), отмеченных явным морализаторством. Драматургия Джона Флетчера, Джона Тернера, Джона Вебстера свидетельствует о кризисе гуманистических идеалов.
События английской революции и гражданской войны в середине XVII века привели к власти пуритан с их строгими догматами, аскетизмом, расчетливостью, бережливостью, осуждением праздности и упорством в достижении целей. В их системе ценностей не могло быть места увеселениям и развлечениям. Театр рассматривался ими как рассадник порока и разврата, и потому специальным парламентским актом он был запрещен.
1.2 Объясните значения следующих слов:
Моралите, миракль, мистерия, конфликт, трагический герой, гуманизм, гуманистический идеал личности.
1.3 Распределите названия пьес по их авторам:
Роберт Грин | Кристофер Марло | Бен Джонсон | Уильям Шекспир |
Тамерлан Великий, Заговор Катилины, Неистовый Роланд, Антоний и Клеопатра, Мальтийский еврей, Двенадцатая ночь, Вольпоне, Венецианский купец, Монах Бэкон и монах Бонгэй, Трагическая история доктора Фауста, Зимняя сказка, Эдуард II, Ярмарка св. Варфоломея, Буря, Альфонс, король Арагонский, Яков IV, Генрих IV.
2. Основные этапы творчества Шекспира, его мировоззрение и эстетические взгляды:
2.1 Периодизация творчества Шекспира:
Творчество великого английского драматурга Уильяма Шекспира принято делить на три или четыре периода (некоторые исследователи рассматривают период 1590–1600 гг. как один, другие делят его на два: 1590—1594, 1595–1600).
1. В течение первого периода происходит формирование Шекспира как драматурга, складывается комплекс идей, которые будут затрагиваться им на протяжении всей творческой деятельности, закладываются основы его стиля. В произведениях первого периода еще ощущается влияние его талантливых современников, в первую очередь Томаса Кидда и Кристофера Марло.
Большинство из них написаны в жанре исторической хроники и комедии. Ранняя трагедия «Тит Андроник» в большой степени следует эстетике т.н. «кровавой трагедии», в то время как «Ромео и Джульетта» уже свидетельствует о зрелости таланта драматурга. Вместе с тем по своему мироощущению эта трагедия значительно отличается от более поздних произведений этого жанра, утверждая величие любви как силы, способной преобразовать мир. Несмотря на гибель героев, она проникнута трагическим оптимизмом.
Герои большинства произведений этого периода молоды и очаровательны, а сами пьесы полны оптимизма и веры в человека; в них воспеваются гуманистические ценности.
Исторические хроники можно назвать английской сагой, раскрывающей бурные события истории страны в течение нескольких веков – от эпохи короля Иоанна до времени, непосредственно предшествующего эпохе Шекспира. Хотя он не всегда придерживается исторических фактов (например, в «Ричарде III»), драматургу удается создать точную атмосферу времени, показать расклад сил и их противоборство, определивших историю страны, и создать широкий социальный фон. По мере созревания таланта Шекспира усиливается психологическая глубина персонажей, их сложность и противоречивость, что с огромной силой проявилось в образе Ричарда Глостера, ставшего Ричардом III. Вместе с тем идет поиск идеального монарха, и он появляется в образе Генриха V в одноименной пьесе, который делает все, чтобы Англия стала, наконец, единым государством, преодолевшим феодальную раздробленность и междоусобицы, губительные для страны («Ричард II», «Король Джон»).
Мир шекспировских комедий 1590-х годов гармоничен и жизнерадостен. Мы присутствуем на празднике жизни, которая представляется как яркий маскарад. С героями происходит масса забавных приключений, иногда они даже попадают в сложные ситуация, но в результате все обязательно хорошо кончается. Это искрящийся юмором мир добрых и великодушных людей, умеющих радоваться жизни, несмотря на ее противоречия. Добро непременно должно победить.
1590-1594: Ранние хроники: «Генрих VI», ч. 2 (1590); «Генрих VI», ч. 3 (1591); «Генрих VI», ч. 1 (1592); «Ричард III» (1593). Ранние комедии: «Комедия ошибок» (1592), «Укрощение строптивой» (1593). Ранняя трагедия: «Тит Андроник» (1594).
1595-1600: Хроники: «Ричард II» (1595); «Король Джон» (1596) , «Генрих IV», ч. 1 (1597); «Генрих IV», ч. 2 (1598); «Генрих V» (1598). Комедии: «Два веронца» (1594); «Бесплодные усилия любви» (1594); «Сон в летнюю ночь» (1596); «Венецианский купец» (1596), «Много шума из ничего» (1598); «Виндзорские проказницы» (1598); «Как вам это понравится» (1599); «Двенадцатая ночь» (1600). Трагедии: «Ромео и Джульетта» (1595), «Юлий Цезарь» (1599).
2. Период 1600—1609 годов в творчестве Шекспира окрашен в трагические тона. Перелом в мироощущении Шекспира намечается уже в комедии «Как вам это понравится» и трагедии «Юлий Цезарь», относящихся к 1599 г. В английском обществе назревают симптомы кризиса, выразившиеся в восстании графа Эссекса, кровавом его подавлении, крестьянских бунтах и обострении классовых противоречий, которые всего лишь через несколько десятилетий приведут к английской буржуазной революции. Среди бунтовщиков оказался и граф Саутгемптон, которому, как считают многие исследователи, посвящены сонеты Шекспира, а также поэмы «Венера и Адонис» (1593) и «Лукреция» (1594). Все это не могло пройти мимо Шекспира. Одна за другой выходят четыре т.н. «великие» трагедии: «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606), свидетельствующие о переломе в мироощущении великого драматурга. Надежды на создание гармоничного мира, которые лелеяли гуманисты, развеялись, а сам этот мир оказался утопией. Как горько констатирует Гамлет, которого критика называет «рефлектирующим героем», «распалась связь времен» (в другом переводе – «век вывихнут»), и того, кто попробует соединить распавшиеся звенья, ждет трагическая участь. Смерть героев неизбежна, поскольку это цена, которую требуется заплатить за возможность изменений в прогнившем обществе. Это та искупительная жертва, которую необходимо принести ради будущего. Великий переводчик «Гамлета» на русский язык Б.Л. Пастернак писал, что «Гамлет» – это «драма высокого жребия, заповеданного подвига, вверенного предназначения». Вряд ли случайно, что первым стихотворением, открывающим стихи Юрия Живаго в знаменитом романе Пастернака, был «Гамлет».
ГАМЛЕТ
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Полны трагизма и «римские» пьесы «Кориолан» и «Антоний и Клеопатра». Даже комедии, написанные в этот период, имеют трагический оттенок и уже не несут того жизнерадостного заряда, которым отмечены комедии 1590-х годов. Недаром их называют «мрачными» или «наркотическими» комедиями. К этому же периоду примыкают сонеты, вышедшие в пиратском издании в 1609 г. Они представляют собой вершинное достижение английской поэзии как по глубине философского осмысления действительности, так и по художественной силе. Некоторые из них перекликаются как тематически, так и стилистически с «великими» трагедиями и тоже окрашены трагическим мироощущением (сравните монолог Гамлета «Быть или не быть» и сонет 66, 127-й сонет заставляет вспомнить об «Отелло»). Все 154 сонета образуют два не равнозначных по объему сонетных цикла, обращенных к другу и «смуглой леди», объединенных лирическим героем, который поражает богатством своего внутреннего мира и глубиной переживаний.
1601–1608: Трагедии «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет»; античные трагедии: «Антоний и Клеопатра» (1606), «Кориолан» (1607), «Тимон Афинский» (1608); комедии: «Троил и Крессида» (1602), «Конец – делу венец» (1603), «Мера за меру» (1604).
3. Последний период – самый краткий в творчестве Шекспира: он занимает только четыре года. В 1613 году великий драматург возвращается в Стрэтфорд-на-Эйвоне и прекращает творческую деятельность. В это время из-под его пера выходят только четыре пьесы. В соавторстве (вероятно, с Дж. Флетчером) написана историческая хроника «Генрих VIII», не принадлежащая к числу значительных произведений Шекспира. Поздние пьесы написаны в жанре романтической трагикомедии, в которых появляются сказочные и фантастические элементы, что особенно характерно для «Бури», в которой проявляются явные черты барокко. Автор принимает трагизм жизни, в которой темное и светлое находятся в постоянном борении, но добро в конечном счете побеждает зло.
По мнению выдающегося исследователя Шекспира проф. А. Аникста, «Шекспир принес в драму важные новые художественные принципы, которых до него вообще не было в искусстве. Характеры героев в древней драме обладали лишь одной какой-нибудь важной чертой. Шекспир создал героев и героинь, наделенных чертами духовно богатой живой личности. Вместе с тем он показал характеры своих героев в развитии. Эти художественные нововведения обогатили не только искусство, но и понимание природы человека».
Трагедия «Гамлет»
1.1 Объясните значения следующих слов:
Барокко, сонет, трагикомедия, римская трагедия, рефлектирующий герой, шекспировский вопрос.
1.2 Распределите названия пьес по жанрам:
Трагедия | Комедия | Трагикомедия | Историческая хроника |
Антоний и Клеопатра, Виндзорские кумушки, Король Джон, Король Лир, Два веронца, Юлий Цезарь, Двенадцатая ночь, Ричард II, Много шума из ничего, Макбет, Бесплодные усилия любви, Кориолан, Венецианский купец, Зимняя сказка, Сон в летнюю ночь, Буря, Тимон Афинский, Генрих IV.