Песни, связанные с движением
Обрядовые календарные песни.
Обряд – это традиционные действия по определённому поводу. Существуют обряды бытовые, религиозные, воинские, гражданские. Календарные - наиболее древние. Они связаны с ежегодными праздниками солнечного календаря, по которому жили и трудились древние земледельцы. Песня – часть обряда. Её назначение – общение с «духами» природы, попытка внушить им свою волю, умилостивить. Главная тема – пожелание хорошего урожая. «Магия подобия» – изображение изобилия и благополучия как средство их достижения. Главное в этих песнях слова, а напев выполняет служебную роль.
Основные черты календарных напевов:
1. Краткость (1 – 4 такта) и многократное повторение.
2. Малый диапазон.
3. Малый набор ступеней.
(Мера подробности рассказа о календарных обрядах и количество музыкальных примеров варьируется в соответствии с конкретными условиями преподавания).
Песни, связанные с движением.
Хороводы, игры и пляски в древности были частью календарных обрядов и лишь в эпоху Московской Руси становятся независимой формой народного досуга. Движение здесь связано с музыкой и пением, а развлечение с воспитанием. Это воспитание в увлекательной игровой форме. В песнях поётся о крестьянском труде («Просо», «Ленок»), выборе жениха или невесты (игра в свадьбу), о семейных отношениях.
Самое характерное в напевах этих песен их ритмика. В игровых и хороводных (что почти одно и тоже) – это ритм неторопливого шага. В плясовых и скорых – ритм подвижного танца с подскоками, притопыванием, присядкой. В хороводах масса участников (до 200 – 300 человек) выполняет синхронно одни и те же движения. Сделать это можно лишь в медленном темпе. В пляске же каждый пляшет, как умеет, соревнуясь с другими в веселье и задоре.
Хороводные песни допускают распев одного слога на несколько звуков и часто близки к лирическим, отличаясь лишь более простым строением напева. Во многих хороводных и плясовых напевах встречаем парное повторение фраз – ААВВ. («Во поле берёза стояла», «Ах вы, сени мои, сени» и др.)
Различие хороводных и плясовых напевов можно пояснить следующей схемой.
Хороводные (игровые). | Плясовые (скорые) и частушки |
1. Темп неторопливый. | 2. 1. Темп подвижный |
3. Акценты мягкие. | 2. Акценты острые |
4. Рисунок мелодии плавный.. | 3. Рисунок мелодии угловатый |
5. Встречается распев. | 4. Один звук на один слог. |
( Дополнение о частушках: “частый” означает скорый, быстрый. Выросшие из шуточных плясовых припевок, частушки со временем – в 19 веке – обрели жанровую самостоятельность. Получив широкое распространение, они вобрали в себя черты других жанров. Так появились лирические частушки – “страдания”. Частушечных напевов меньше, чем текстов; на один напев можно петь сколько угодно текстов.)
3. Повествовательные песни.
Это песни-рассказы. Они предполагают увлекательную для слушателя информацию. В них обязателен сюжет, то есть событие и характеры, раскрывающиеся в поступках.
Былины, или старины, повествуют о вымышленных персонажах и фантастических событиях (Илья Муромец побивает полчища врагов, Алёша Попович одолевает Змея Горыныча и т. п.)
Так называемые «духовные стихи» связаны с христианской религией и мифологией. Это нравоучительные песни о праведниках, мучениках и святых, а также песни-молитвы и поучения.
Исторические песни рассказывают о реальных исторических лицах и событиях (царях и полководцах, войнах и народных восстаниях).
Персонажи баллад - простые люди с непростой судьбой. Балладные сюжеты – это истории о любви и верности, коварстве и предательстве, истории с печальным, обычно трагическим концом.
Скоморошины – это шуточные и сатирические былины (например, старина «Путешествие Вавилы со скоморохами» - см. Земцовский, Попова).
Напевы повествовательных песен и формы исполнения очень разнообразны.
Так на севере былины исполняли профессиональные певцы-сказители, одноголосно, особым былинным «сказом» – напевно декламируя (один слог – один звук). Один и тот же напев мог служить разным сюжетам. На юге (у донских и уральских казаков) принято было петь былины хором в характере протяжных лирических песен.
Духовные стихи пелись преимущественно «каликами перехожими», то есть паломниками к святым местам. Исполнялись они либо в манере былинного сказа, либо в характере церковного пения. (См. Лядов А., Песни русского народа, М. 1959).
Скоморошины − это песни плясового характера из репертуара бродячих актёров и музыкантов «скоморохов».
Исторические песни и баллады не имели своего особого музыкального языка. Ранние исторические близки былинному сказу, более поздние, например созданные в солдатской среде, имеют маршевый или плясовой характер. Песни о крестьянских восстаниях использовали язык лирической протяжной песни (см. песни «разинского» цикла). В балладах тоже встречаем напевы разного жанрового происхождения – от обрядовых до лирических. В разных местах разные исполнители могут распевать один и тот же балладный сюжет на совершенно разные напевы.