Типы грамматических значений
Виды грамматики
І. В зависимости от охвата объекта изучения:
1. Общая грамматика — изучает универсальные грамматические черты и свойства, присущие всем языкам или ряду языков.
2. Частная грамматика — исследует грамматический строй конкретного языка.
ІІ. В зависимости от периода грамматического строя языка:
1. Историческая (диахронная) грамматика — изучает строй языка в его развитии или на отдельных прошлых ступенях; исследует те изменения, которые происходят в грамматическом строе того или иного языка с течением времени; ее разновидность — сравнительно-историческая грамматика, которая рассматривает родственные языки в их историческом развитии.
2. Описательная (синхронная) грамматика — изучает состояние грамматического строя языка в определенный период, обычно соответствующий моменту написания грамматики; ее разновидность — сопоставительная грамматика — описывает сходства и различия в строе родственных и неродственных языков в какой-либо определенный момент их существования.
ІІІ. В зависимости от основных характеристик грамматического строя языка:
1. Формальная грамматика — описывает грамматический строй языка от формы к значению: основные описательные и нормативные грамматики современного русского языка, в которых представлен системы морфологических и синтаксических формальных средств языка и описаны грамматические значения, заключенные в этих формальных средствах.
2. Функциональная грамматика — описывает грамматический строй языка от значения к выражающим его формам: определенным образом сгруппированные грамматические значения, которые рассматриваются в их функционировании вместе со специфическими для каждого контекста формальными средствами выражения.
ТЕМА № 2: «ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ: ЕГО ПРИРОДА И ОСОБЕННОСТИ. ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ»
Грамматическое значение (далее — ГЗ) — это обобщенное (абстрактное) языковое значение языковой единицы, которое свойственно рядам слов, словоформ, синтаксических конструкций и имеет в языке регулярное (стандартное) выражение.
Так, слова весна, лето, парк, работник, любовь, счастье, синь имеют значение предметности, ГЗ рода, числа и падежа; слова читал, думал, кричал, спал — значение предметности, ГЗ прошедшего времени; слова прочитал, сделал, выучил, собрал — ГЗ совершенного вида и т. п. Также можно назвать ГЗ лица, объекта, субъекта, предикативности, степени сравнения и др.
Особенности ГЗ наиболее наглядно вырисовываются при его сопоставлении с лексическим значением.
Лексическое значение (ЛЗ) | Грамматическое значение(ГЗ) |
1. Исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность слова с понятием о предмете действительности. | 1. Отражение наиболее общих отношений между предметами и явлениями, познанными человеком, и, следовательно, выражает отношения между словами. |
2. ЛЗ называют предметным, вещественным значением. | 2. ГЗ называют реляционным (от англ. relation ‘отношения’) значением. |
3. Более конкретно. | 3. Более абстрактно. |
4. Индивидуально для каждого слова. | 4. Присуще большим группам и целым классам слов, имеет массовый характер. |
5. Менее частотно. | 5. Более частотно. |
6. Количество ЛЗ неограниченно, т. к. ЛЗ связано с обобщением свойств предметов и явлений действительности. | 6. ГЗ количественно ограничены и фиксированы, т. к. ГЗ связано с обобщением свойств слов, с абстрагированием от их ЛЗ. |
7. Лексическая система каждого языка носит открытый характер и постоянно пополняется новыми единицами и новыми значениями. | 7. Грамматика характеризуется строго определенным, сравнительно небольшим числом ГЗ (например, у русских существительных это ГЗ рода, числа и падежа). |
8. ЛЗ всегда соотносится с объективной, внеязыковой действительностью, поскольку отражает соотнесенность слова с понятием, передает предметно-вещественный смысл слова. | 8. Для ГЗ эта связь факультативна, необязательна, т.е. ГЗ может и не соотноситься с объективной действительностью, поскольку выражает отношения между словами. русск. степь, боль, Сибирь, собака — ж.р. укр. степ, біль, Сибір, собака — ч.р. |
9. ЛЗ не имеет регулярных средств выражения, присуще слову в целом. | 9. ГЗ имеет регулярное (стандартное) выражение с помощью грамматического способа и грамматического средства. Формальные стандартные показатели ГЗ называются грамматическими экспонентами. |
Следующий пример демонстрирует факультативную связь ГЗ с внеязыковой действительностью и обязательное наличие для ГЗ экспонента, т. е. стандартного формального показателя:
Существительное | Экспонент (формальный показатель) ГЗ | ГЗ одушевленности/ неодушевленности |
труп | В. п. = И.п. (нулевое окончание) | ГЗ неодушевленности |
мертвец | В. п. = Р.п. (окончание -а) | ГЗ одушевленности |
покойник |
Типы грамматических значений
1. Собственно грамматическое (реляционное) значение — см. таблицу.
2. Словообразовательное (деривационное) значение — значение переходное между лексическим значением и собственно грамматическим. Словообразовательное значение — это обобщенное категориальное значение производных слов определенной словообразовательной структуры, которое устанавливается на основании семантического соотношения производных основ со соответствующими производящими.
Молоко – молочник (сосуд для молока); сливочник, салатник (салатница), кофейник, чайник, сахарница, солонка., то есть название сосуда по помещаемому в нем предмету, веществу.
Выключатель, проигрыватель, переключатель, громкоговоритель и т. п. — все слова этого ряда принадлежат к одному словообразовательному типу, поскольку а) имеют одинаковую производящую основу (все они являются отглагольными существительными); б) образованы с помощью одного и того же словообразовательного средства, форманта (суффикса –тель) и в) имеют одинаковое словообразовательное значение: ‘предмет, предназначенный для выполнения действия, названного производящим глаголом’.
Если лексическое значение присуще одному слову, то словообразовательные значения, подобно грамматическим, характерны для целых групп, рядов, категорий производных слов, однородных в структурном отношении и построенных по определенным словообразовательным моделям. Словообразовательные значения выступают основой для формирования ЛЗ.