Понятия
А.Т. Степанищев выявил наиболее характерные проблемы, встречающиеся у учащихся при работе с понятиями: элементарное незнание термина, особенно если он давно вышел из употребления (полюдье, бортничество); смешение сходных по звучанию или близких терминов (цивилизованный-цивилизационный); заучивание определения без осознания сущности данного исторического явления (ученик не может привести примеры); житейско-бытовое представление о терминах (т.е. собственная, неадекватная трактовка понятия, воспринимаемая учеником как истина). К тому же некоторые исторические термины меняют содержание в зависимости от времени, обстоятельств и т.п.
Психологи определяют наиболее типичные ошибки, которые школьники допускают при работе над понятиями: неумение выделить все признаки понятия, стремление указать из них только 1 или 2 наиболее ярких (что не позволяет адекватно отразить специфику явления); неумение отделить существенные признаки от несущественных (препятствует классификации явлений).
Психологи А.З. Редько, Л.М. Кодюкова еще в 1950-е гг. доказали, что понятия могут усваиваться только в определенной последовательности: от наглядных представлений – к первоначальным понятиям, от менее сложных – к более сложным, от понятий, допускающих широкую конкретизацию с помощью наглядного материала, - к понятиям, которые могут быть конкретизированы только через другие понятия (понятие государство).
Поскольку понятия относятся к неформализованным знаниям, необходимо интерпретировать понятия в соответствии с особенностями их трактовок в базовой науке.
Понятие состоит из термина и определения. Термин– это то, что означает каждое слово, его первоначальный смысл. На уроках не следует применять термины, не созвучные эпохе. Каждый новый термин требует раскрытия содержания. Возможны следующие приемы работы с терминами:
§ разъяснение этимологии слова: перевод с иностранного языка (демократия - власть народа), показ фонетических изменений слова, определение корня, исходного слова (деревня – от «драть»), раскрытие сокращений (колхоз - коллективное хозяйство);
§ подбор синонима, более понятного учащимся (турнир – состязание, конкуренция – соперничество);
§ раскрытие одного понятия через другое: боярин – феодал, владелец вотчины
§ наглядная демонстрация факта, обозначенного термином (орудия труда, оружие и т.п.) с последующим объяснением особенностей, назначения.
Определение – это логический прием, позволяющий отличать, отыскивать, строить какой-либо объект, формулировать значение вновь вводимого и уточнять значение уже существующего в науке термина. Для определения понятия необходимо выделить ключевой родовой признак, установить видовые признаки, отличающие данный факт от иных исторических фактов, объединенных установленным родовым признаком, и составить формулировку определения. Например, фреска – картина (родовой признак), написанная на сырой штукатурке (видовой признак).
Основным путем формирования понятий является индуктивный: от раскрытия отдельных черт и признаков на конкретном историческом материале к введению термина и определения на завершающем этапе работы. В старших классах, однако, может быть более продуктивным дедуктивный способ: сначала вводится термин и его определения, а затем анализируются факты, раскрывающие данное понятие.
В качестве типичных приемов формирования исторических понятий можно указать следующие:
1) повествование или описание явления с последующим закреплением содержания понятия новым термином (подсечно-огневое земледелие);
2) перечисление явлений, охваченных данным понятием (понятие культура в 5-6 классах)
3) обобщающая характеристика с перечислением существенных признаков;
4) развернутое объяснение с исторической справкой о трансформации понятия (вотчина);
5) сравнительная характеристика с заполнением сравнительно-обобщающей таблицы (ремесло-мануфактура-фабрика);
6) Проблемное изложение (классы и сословия феодального общества);
7) Анализ текста; аналитическая беседа по определению структуры и взаимосвязанных признаков понятия; объяснение.
8) Этимология слова (опричнина – опричь (кроме);
9) Разбор термина по составу (рабовладелец)
В 5-6 классах введение понятий часто осуществляется в «скрытой форме», не на уровне четких определений, а на основе образных представлений об их существенных чертах. В основной школе формирование сложного понятия идет индуктивным путем, от создания представлений к формулировке признаков с их последующих закреплением и применением.
С 8 класса можно перейти к дедуктивному пути формирования понятий: ввести определение – объяснить его признаки, их взаимосвязь и соподчинение, закрепление, применение в новых условиях. Например: промышленный переворот: после введения понятия самостоятельный поиск в тексте признаков промышленного переворота в Англии 18 века. Затем при изучении истории России 19 в. подвести изменения под понятие промышленный переворот и сравнить его особенности с Англией. Использование межпредметных связей.
Интересен прием контент-анализа: на основе нескольких определений понятия ученики выявляют наиболее часто повторяющиеся признаки, определяя их как ключевые.
Завершающим этапом работы над формированием понятия является его применение на практике. В зависимости от возраста учащихся, можно предложить следующие упражнения на использование новых понятий:
1) заполнить пропуски букв в словах;
2) выделение видовых и родовых признаков в тексте, их ранжирование по значимости;
3) составление предложений с использованием новых понятий;
4) подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов;
5) сопоставление определений из разных источников, выбор наиболее удачного;
6) узнавание новых понятий в карикатурах, плакатах, картинах, описаниях и т.п.;
7) сопоставление понятий, объединенных общим родовым признаком (картель, синдикат, трест), понятий-противоположностей (революция - реформа);
8) решение кроссвордов и их составление;
9) проверочные и контрольные задания (диктанты, тесты).
10) Исключение лишнего (по указанному или нет признаку);
11) Определение принципа, по которому выстроен ряд.
12) Составление предложений с каждым термином.
Условия успешного формирования понятий:
1) усвоение теоретических обобщений на базе усвоения взаимосвязанных фактов
2) систематизация и обобщения фактов в логике изучаемого понятия или закономерности
3) определение наиболее целесообразных ступеней формирования понятий, позволяющих расширять знания о них от урока к уроку.
4) Учет роли представлений и типичных образов в формировании понятия
5) Оптимально раннее введение термина и его признаков и на этой основе систематизация материала
6) Учет специфики понятий и различный характер работы с ними
7) Раскрытие понятий во взаимосвязи
8) Организация активной познавательной деятельности учащихся для использования ими новых понятий
9) Правильное соотношение эмоционального и логического факторов в изложении материала
10) Развитие мышления в процессе работы над понятием
11) Объяснение сложных понятий на специальных обобщающих уроках