Теоретическая (формальная) геральдика
ГЕРАЛЬДИКА УКРАИНЫ
для студентов исторического факультета
Симферополь 2010
Печатается по решению редакционно-издательского
совета Таврического национального университета им В.И. Вернадского
от «»________2010 г.
Методические рекомендации к курсу «Геральдика Украины» для студентов исторического факультета
Составители: ГАНКЕВИЧ Виктор Юрьевич, ЗАДЕРЕЙЧУК Алла Анатольевна
Редактор Н.А. Василенко
Подписано к печати ___ формат 60Х84/16. Бумага тип. ОП
Объём ___ Тираж 50. Заказ ___ Бесплатно
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского.
95007, Симферополь, пр. Вернадского 4.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА.
ВВЕДЕНИЕ В ГЕРАЛЬДИКУ
В процессе исторических исследований большую помощь оказывают специальные или вспомогательные исторические дисциплины. Они могут существенно изменить представление о тех или иных исторических фактах, правильно провести атрибуцию некоторых предметов, непосредственно связанных с прошлым нашей Родины, происхождение которых вызывает вопросы. В числе этих дисциплин нужно отметить: палеографию и неографию (наука, которая изучает эволюцию письменности, его материалы и письменные принадлежности); хронологию (наука о календарях и системах летосчисления); метрологию (наука, изучающая историю единиц измерения); нумизматику (наука о монетах и денежном обращении); бонистику (наука о бумажных денежных знаках, ценных бумагах и средствах платежа); историческую географию (наука, рассматривающая историко-географические пространства во взаимодействии с человеком); топонимику (наука, занимающаяся историей названий географических объектов); генеалогию (наука, устанавливающая происхождение индивидов и отношения родства между ними, историю отдельных родов); ономастику (наука, изучающая имена собственные); картографию (наука, исследующая географические карты в историческом пространстве); геральдику (наука о гербах) и ряд других.
Геральдика в системе вспомогательных исторических наук занимает особое место. Историк в процессе своих исследований нередко сталкивается с предметами, на которых изображены специальные знаки – гербы, которые для не специалистов остаются простыми украшениями, но для профессионала могут стать существенным подспорьем. Геральдика даёт богатый материал по политической истории, фиксируя союзы, территориальные претензии, династические браки и демографические процессы внутри господствующих слоёв в обществе. Немалое значение имеет эта наука и для изучения вопросов эстетического восприятия окружающего мира людьми средневековья и современности. Кроме того геральдика способствует патриотическому воспитанию и укреплению национального самосознания.
В процессе изучения курса студент должен пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой. Кроме того, студент должен знать историю происхождения гербов, их значение, типологию, основы теоретической (формальной) и особенности отечественной геральдики. Студент должен уметь правильно прочитать герб и в качестве примера его составить. Студент должен владеть методикой геральдических исследований и основными геральдическими терминами.
Источники и исследования отечественного гербоведения достаточно разнообразны, хотя сравнить их с подробно разработанной европейской геральдикой пока ещё трудно. Тем не менее, синтез достижений европейской и отечественной геральдики может оказать существенную помощь при изучении вопросов данного курса. Тем более, что пути развития отечественного гербоведения тесно связаны с направлениями европейской геральдики и особенно немецкой, австрийской, венгерской, польской и русской.
Источниками геральдики являются изображения гербов на дипломах, печатях, денежных знаках, надгробных плитах, церковных хоругвях, в рукописях, книгах, на архитектурных памятниках, настенных росписях. Кроме этого, важным источником являются правовые акты средневековья: ленные грамоты, родовые книги, судебные постановления. Важным геральдическим источником, которым можно и нужно пользоваться в учебном процессе есть опубликованные исторические описания, где присутствуют данные по истории герба и его употреблению: хроники, жития святых, записи о проведении турниров, торжественных выходов и похорон владетельных особ. Более важной категорией геральдических источников являются гербоведческие трактаты, где даются важные методологические принципы подобных исследований в разных странах.
Важное место в учебном процессе занимают учебники, наглядные пособия, справочная и дополнительная литература, которые призваны создать условия для самостоятельной работы студентов над изучаемым материалом.
Учебники представляют собой пособия, не всегда соответствовующие современным требованиям, многие из которых устарели. Часто в них геральдика рассматривается в составе других вспомогательных исторических дисциплин. Тем не менее, их нужно изучить и выбрать всё необходимое. В числе таких учебников нужно отметить книги «Допомiжнi iсторичнi дисциплiни» коллектива авторов (А. Введенский, В. Дядиченко и В. Стрельский). Из новых работ на эту тему нужно указать на учебник Г. Бондаренко «Спеціальні (допоміжні) історичні дисципліни», который был рекомендован министерством образования Украины в качестве учебного пособия для студентов исторических факультетов.
Важными в учебном процессе являются и учебники, написанные в России. В них часто используются украинские геральдические материалы, хорощо даны методологические указания, чётко обозначены теоретические направления исследований. В ряду этих пособий необходимо отметить: «Русская геральдика. Руководство к составлению и описанию гербов» В. Лукомского и Н. Типольта; «Введение в специальные исторические дисциплины» Т. Гусарова, О. Дмитриева, И. Филиппов и др.; «Ключи к тайнам Клио» Г. Леонтьевой, П. Шорина, В. Кобрина; «Основы Российской геральдики» В. Шаповалова.
Важным и необходимым в изучении геральдики есть справочная литература. Именно она помогает разобраться в многочисленной специальной терминологии и даст наглядное представление о геральдическом материале. В этой литературе студентам нужно обратить внимание на гербовники: «Гербы губерний и областей Российской империи»; «Гербы и флаги СССР»; «Гербы и флаги стран мира»; «Девизы русских гербов»; «Историческое описание одежды и вооружения российских войск»; «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, начатый в 1797 году.– Т.1–3»; «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, начатый в 1797 году.– Т.1–10» «Рисунки гербам городов Российской империи, принадлежащие к Первому собранию законов», а так же «Гербовник всероссийского дворянства» В. Дурасова; «Гербовник» А. Князева; «Указатель печатей русских дворянских родов» В. Лавровского; «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи» П. Фон Винклера; «Малороссийский гербовник с рисунками Егора Нарбута» В. Лукомского и В. Модзалевского; «Гербы малороссийских дворянских фамилий» Г. Милорадовича; «Гербівник міст України» В. Панченко.
В сложной геральдической терминологии помогут разобраться словари в ряду которых нужно отметить: «Русский геральдический словарь» В. Белинского; «Иллюстрированный словарь по геральдике» Н. Стародубцева; «Словарь международной символики и эмблематики» В. Похлёбкина; «Энциклопедия символов» В. Бауэра, И. Дюмотца и С. Головина; «Книга символов» Р. Коха; «Энциклопедия знаков и символов» Дж. Фоли.
В учебном процессе важную роль играет дополнительная литература, которая способствует как приобретению студентами необходимых профессиональных знаний, так и расширению научного кругозора. Среди рекомендованной литературы, наиболее полно отражающей круг вопросов курса, а, главное, доступной студентам, нужно отметить классические западноевропейские исследования Б. ди Сассоферрато «Трактат о знаках и гербах» и И. Гаттерера «Начертание гербоведения». В классическом российском гербоведении известны обобщающие исследования Ю. Арсеньева, П. Белавенца, П. фон Винклера, А. Лакиера, В. Лукомского и С. Тройницкого. В ХХ в. исследования по геральдике хотя и потеряли темпы, но не были полностью прекращены. В числе наиболее серьёзных исследований этой эпохи нужно отметить труды В. Румянцевой, Н. Соболевой, Е. Каменцевой и А. Ураносова.
Важным материалом для подготовки студентов к занятиям являются исследования украинских геральдистов: А. Бабенко, Р. Климкевича, В. Гавриленко, К. Гломозды, О. Павловского, С. Голубева, А. Гречило, Я. Дашкевича, В. Драчука, В. Иванова, Б. Зайцева, Я. Исаевича, О. Маркевича, Л. Мельника, А. Павленко, О. Пастернака, В. Панченко, В. Сергийчука, В. Ткаченко, Б. Якимовича.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (ФОРМАЛЬНАЯ) ГЕРАЛЬДИКА
При изучении геральдики необходимо обратить внимание на вопросы возникновения и развития геральдики. Необходимо отметить особенности формирования предгербовой символики у разных народов, время и теории возникновения гербов и геральдики. Нужно указать на практическое значение герба в военном деле, его превращение в знак власти, правовых претензий и социальных привилегий. А также изучить пути формирования отечественной геральдики.
Герольды как лица ответственные за составление, утверждение гербов и контроль за ними играли важную роль для истории геральдики. Необходимо знать время возникновения этой должности, её обязанности, правовой статус в средневековом обществе, социальные привилегии и их государственные полномочия.
При рассмотрении вопросовформальной геральдикинужно обратить внимание на ряд специфических, присущих только геральдической науке, черт; на правильность прочтения герба; геральдические законы и принципы. В первую очередь следует обратить внимание на главный объект геральдических исследований – щит. Нужно знать исторически сложившиеся формы геральдического щита, его топографию, его деления, гербовые фигуры и соотношение полей гербового щита по достоинству. При рассмотрении гербовых цветов, эмалей или финифтей (красный, или червлённый; голубой, или лазуревый; зелёный; пурпурный и чёрный) и металлов (золотой и серебряный), нужно сказать об их геральдических и графических различиях. Здесь же необходимо знать основные принципы отражения цветов и металлов в изобразительной, астрологической, номерной и буквенной традиции. Особо следует запомнить условные графические обозначения гербовых цветов и металлов, разработанных Я. Франкартом, Э. Гелениусом, С. Пьетра Санкта и М. Коломбьером. Следует обратить внимание на особенности отечественной геральдики с привлечением украинского материала
Студенту необходимо знать два типа геральдических мехов (горностаевый и беличий), их различия и разновидности. Нужно уметь различать и геральдические изображения – горностаевого меха (натуральное, графическое нормальное и противогорностаевое) – беличьего (натуральный, опрокинутый, поставленный в столб, опрокинутые в столб, противобеличий в столб, противобеличий в пояс). Здесь нужно отметить, в каких украинских гербах применяются геральдические меха.
После этого необходимо приступить к изучению видов геральдических обозначений. Это, во-первых, геральдическиефигуры, которые делятся на первостепенные (глава, оконечность, столб, пояс, перевязь, стропило), кресты (геральдический, андреевский и вилообразный) и второстепенные (кайма, квадрат, вольная часть, клин, остриё, брусок, гонт, ромб, веретено, турнирный воротник, щиток (сердце)).
Во-вторых, негеральдические фигуры: естественные (человек, животные, птицы, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые, растения планеты и звёзды, реки, озёра, холмы, горы, облака молнии и т.д.), искусственные – предметы, созданные творчеством человека (оружие, предметы военного и мирного обихода) и легендарные (фантастические изображения в виде единорога, пегаса, кентавра, феникса и т.д.). Нужно обратить внимание в каком гербовом материале Украины присутствуют первостепенные геральдические фигуры и геральдические кресты и второстепенные геральдические фигуры, дать ему характеристику и выявить возможные причины их применения.
Далее, нужно знать виды и соединения фигур. Уметь отличать выходящую, возникающую, сопровождаемую, увенчаную и обременённую фигуру.
Важными в геральдике являются короны – западноевропейские(тиара, императорская, королевская, герцогская, графская и дворянская короны) и русские (княжеская шапка, графская, баронская, в том числе балтийская и дворянская короны). Нужно знать их отличительные черты. Важным является применение изображения корон в личных, региональных и городских гербах Украины.
Важным предметом в полном описании герба являются геральдические шлемы – западноевропейские (каска императоров, королей, шлемы принцев крови, маркизов, графов, баронов, нетитулованного дворянства, жалованного дворянства и бастардов) и русский. Студенту необходимо уметь их отличать друг от друга. Шлемовыми фигурами являются нашлемник и бурелеты. Следует знать их первоначальное и геральдическое назначение. Необходимо выявить тот гербовый материал Украины, где применяются шлемы, нашлемники и бурелеты, предположить в связи с чем они там появились.
Особо необходимо знать типы, первоначальное и геральдическое значение мантии, намета и щитодержателей. Необходимо рассмотреть украинский геральдический материал, где использовались геральдические мантии, наметы и щитодержатели. В связи с чем они могли появиться в украинских гербах?
При рассмотрении важного в полном геральдическом описании девиза нужно отметить существование таких типовых особенностей как фигурные девизы (беджи), словесные девизы и сочетание словесного и фигурного девизов. После этого нужно обратить внимание на типы девизных лент и геральдических шнурков. Здесь следует рассмотреть те украинские гербы, где используются девизы, дать их расшифровку и высказать предположение о происхождении рассматриваемых девизов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЕРАЛЬДИКА
Государственные гербы. При рассмотрении этого вопроса нужно обратиться к истокам формирования государственной символики, на то важное место, которое занимает в нём государственный герб. Нужно усвоить принципы формирования государственного герба. Особое внимание нужно обратить на историю государственного герба Украины. Следует знать основные теории объяснения гербовой фигуры современного государственного герба Украины.
Личная геральдика. Здесь необходимо рассмотреть пути формирования дворянского сословия – основного пользователя личными гербами. Особое внимание следует уделить возникновению древнерусского и украинского нобилитета накануне обретения ими личных гербов. Далее нужно рассмотреть условия обретения украинским дворянством польских и венгерских гербов в контексте развития геральдической науки в Речи Посполитой и в Венгерском королевстве.
Важным аспектом является и анализ самобытных украинско-казацких гербов, историю их возникновения и пользования. Здесь же следует отметить и гербы, принадлежавшие украинским гетманам.
Необходимо также дать освещение возникновению и развитию герольдии в Российской империи, случаи дарования дворянских привилегий украинской казацкой старшине. В контексте рассмотрения русской геральдики, необходимо рассмотреть русские гербы княжеских и дворянских родов, которые происходили от Рюрика. Далее следует обратить внимание на гербы «выезжих» родов, полученные за государственную и военную службу и иные пути геральдизации украинского дворянства, особенно того, которое корнями уходило в казацкую старшину. Не следует ограничиваться только этим, не привлекая к исследованиям и геральдический материал тех российских дворянских семей, которые имели свою собственность в пределах современной Украины. Наконец, нужно выделить три основные типа формирования личных гербов: украинский, польский и российский.
Региональная и городская геральдика.Рассматривая эту часть курса, нужно иметь в виду, что объектами исследований являются гербы земель и населённых пунктов. Традиционно в Европе это связывалось с дарованием городу Магдебургского права. Тем не менее, сразу же следует рассмотреть предысторию земельной символики, после чего идёт история эмблем Древней Руси. Далее нужно осветить основные тенденции развития региональных эмблем и гербов Украины в период пребывания украинских земель в составе Великого княжества Литовского и городских гербов в условиях господства Речи Посполитой. Ниже следует осветить развитие региональной и городской геральдики в условиях Российской империи. Нужно проанализировать и попытки создания советских «гербов» для городов Украины и процесс возрождения герботворчества на современном этапе.
Рассмотрев формирование региональной и городской геральдики по хронологическому принципу, нужно применять и географический. В этом случае наиболее удобной есть деление территории Украины по региональному принципу, предложенная В. Панченко. В этом случае нужно рассматривать городские гербы Киевщины и Правобережья; Волыни; Подолья; Брацлавщины; Поморья; Бессарабии; Таврии; Запорожья и Донеччины; Слобожанщины; Северщины; Черниговщины; Левобережья; Галиции, Росточья и Бойковщины; Западного Подолья и Прибужья; Прикарпатья; Буковины; Закарпатья.
Развитие отечественного гербоведения.При рассмотрении вопросов этой тематики, нужно обратить внимание на возникновение и развитие Герольдмейстерской конторы и Гербового отделения, которые, в том числе, рассматривали и гербы для украинских городов и дворян. Важным этапом этой истории была деятельность товарища герольдмейстера Ф. Санти. Следующим этапом было переведение герботворчества в ведение Военной коллегии, куда была переведена герольдмейстерская контора во главе с И. Плещеевым, а позже в Контору инженерного правления под руководством Б. Миниха. Кроме того, нужно осветить гербоведческую деятельность И. Бекенштейна, М. Щербатова, А. Князева, О. Козодавлева, Д. Замятина, И. Булычёва, В. Философова, Б. Кене, А. Барсукова и других. И, наконец, следует изучить теоретические разработки и исследования учёных-геральдистов ХІХ – ХХ вв.