II. Характеристика главного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика

Беседа

Беседуем по вопросам, на которые отвечали ученики, выполняя домашнее задание.

— Прочитайте разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков. Обратите внимание на их портреты. Почему, по-вашему, эти описания автор поставил рядом? Как называется этот прием? Чего добивается писатель? (5-й вопрос учебника.)

Автор поставил рядом описания Лидии Михайловны и ее ученика, чтобы противопоставить два мира, которые не знают друг друга, но одинаково понимают, что такое чувство человеческого достоинства. Мальчик из деревни на Ангаре, тощий и диковатый, совсем не знает, что такое городская жизнь в средней полосе России и на юге страны. Учительница из города на Кубани, аккуратная и красивая, не знает трудностей и условий жизни крестьян Приангарья. Такое противопоставление называется антитезой. Используя этот прием, писатель добивается того, что читатель понимает, какую большую духовную работу должны были провести мальчик и учительница, чтобы понять друг друга.

— Как вы думаете, почему именно главного героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Как сама учительница объясняет это своему ученику? (8-й вопрос учебника.)

Лидия Михайловна выбрала для отдельных занятий именно главного героя рассказа, потому что она понимала, что он талантливый мальчик, но его учебе может помешать постоянное чувство голода. Общение с завсегдатаями пустыря может направить его на ложный путь. Сначала она пыталась под видом занятий заманить его к себе домой, приручить и подкормить. Сама учительница объясняет это ученику так: «Тебе надо обязательно учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

— Что почувствовал главный герой, когда догадался, кто прислал ему посылку?

Для чтения по ролям можно выделить сцену, когда мальчик приходит к Лидии Михайловне с посылкой (от слов: «Когда я бочком влез с посылкой в дверь...», с. 136—137, ч. 2 учебника).

— Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало ее во время игры? (9-й вопрос.)

Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником, потому что она видела, как мальчик голодает, но отказывается принимать прямую помощь. Она сделала все, чтобы помочь мальчику. Во время игры ее сначала выдавало то, что она горбила пальцы, подыгрывая мальчику, а потом то, что она воспользовалась доказательством от противного: стала делать вид, что она его обманывает, подыгрывая себе.

— Когда, по-вашему, герой рассказа понял истинный смысл игры, которую затеяла учительница?

Герой понял истинный смысл игры, которую придумала учительница, не сразу: может быть, когда он получил вторую посылку, может быть, когда стал уже взрослым.

III. Литература и другие виды искусства

В рубрике учебника «Литература и другие виды искусства» (с. 149, ч. 2) даны вопросы и задания, на которых можно построить работу с иллюстрациями.

— Какие эпизоды для иллюстрирования выбрал художник? Какая иллюстрация вам кажется особенно удачной и почему?

Для создания иллюстраций, данных в учебнике, художник выбрал два эпизода. Первый (с. 123, ч. 2): момент, когда рассказчик подходит к рассыпавшимся монетам и начинает тихонько бить по ним шайбой. Иллюстрацию можно назвать словами из текста: «Хлюзда на правду наведет, — решил я. — Все равно и их сейчас все заберу».

Вторая иллюстрация (с. 142, ч. 2) изображает эпизод игры Лидии Михайловны с учеником. Ее можно назвать словами мальчика: «— Но тогда это будет игра на деньги, — несмело напомнил я».

Выслушаем учеников, выполнявших индивидуальное задание.

Рассмотрим отдельное издание рассказа В. Распутина «Уроки французского» с иллюстрациями В. Гальдяева (М.: Советская Россия, 1981). Рисунки в этой книге сделаны акварелью так, как будто нарисовано коричневым карандашом, только в некоторых частях рисунков есть пятна цвета. Например, на первой иллюстрации изображены, словно карандашом, домики райцентра и кривые заборы. Вдали едет телега, в гору взбирается грузовик. На переднем плане единственное относительно яркое пятно — подсолнух.

В. Гальдяев изображает главного героя обыкновенным мальчиком, худым, с острым подбородком, большими ушами и неровно отросшими волосами. Мы видим его в деревенской избе, в классе, за партой, перед Лидией Михайловной и у нее дома. Художник передает настроение мальчика: одиночество в райцентре, радость от того, что он пьет молоко, смущение перед учительницей и возмущение, когда возвращает ей ящик с макаронами.

В. Гальдяев особенно подчеркивает разницу между учительницей и мальчиком: у нее коротко подстриженные волосы, аккуратное платье, спокойное лицо. У него отросшие волосы, старая одежда и лицо одинокого, измученного человека.

По сравнению с рисунками учебника иллюстрации В. Гальдяева более живые и правдивые.

Домашнее задание

Составить цитатный план к рассказу о герое.

Урок 86

«Уроки доброты». Подготовка к сочинению

«Главный герой рассказа В. Г. Распутина „Уроки французского“»

Урок развития речи

I. Проверка домашнего задания

Обсуждая цитатные планы к рассказу о герое, составленные разными учениками, поможем учащимся расширить свои планы и тем самым лучше подготовиться к сочинению о главном герое рассказа.

Цитатный план (вариант)

1) «Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году».

2) «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне».

3) «И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше».

4) «...Ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся».

5) «...Мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока...»

6) «Они били меня по очереди, один и второй, один и второй».

7) «Я бы еще потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя».

8) «Справедливости ради, надо сказать, что в те дни мне пришлось совсем плохо».

9) «На четвертый день, когда, выиграв рубль, я собрался уйти, меня снова избили».

10) «Я шел туда, как на пытку».

11) «Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки».

12) «Заглянув под крышку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны».

13) «Я уже был не тот безответный и беспомощный мальчишка, который боялся ступить здесь шагу, помаленьку я привыкал к Лидии Михайловне и к ее квартире».

14) «Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик...»

15) «Научился там, научусь и здесь. Это не французский язык, а я и французский скоро к зубам приберу».

16) «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».

17) «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

Обсуждая план, выделим главные качества героя рассказа: жажду знаний, нравственную стойкость, чувство собственного достоинства.

II. «Уроки доброты»

Прочитаем статью В. Г. Распутина «Уроки доброты» и ответим на вопросы учебника к ней (с. 109, ч. 2).

Духовная память, духовный опыт человека — «это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних». В жизни мы получаем определенный опыт, делаем выводы. Часть выводов касается того, как нам поступать в обыденной жизни. Главные выводы касаются того, как вообще жить дальше, в чем смысл жизни человека, что такое добро и зло и как стремиться к добру. И мы строим свою жизнь в соответствии с этими выводами. Это и есть духовный опыт и память человека.

В. Г. Распутин написал рассказ «Уроки французского», потому что чувствовал потребность поделиться с людьми теми важными выводами, тем духовным опытом, который он получил в своей жизни. Он считает, что этот духовный опыт, эти уроки могут быть важны не только для него, но и для многих читателей.

— Кому посвящен рассказ?

Прочитаем статью учебника «Из истории создания рассказа „Уроки французского“» (с. 110, ч. 2).

Перечитаем первые строки рассказа (до звездочек).

— Как вы думаете, как человек должен жить, чтобы не испытывать чувства вины перед родителями, учителями, перед своими ушедшими друзьями?

— Что общего между рассказом В. Г. Распутина и рассказом В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»?

Рассказ Распутина «Уроки французского» и рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» объединяет то, что оба эти рассказа автобиографические, действие происходит в Сибири, главные герои — деревенские мальчики, и находится взрослый человек, который проявляет понимание и доброту по отношению к детям.

Как вы думаете, в чем смысл этого рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»?

Смысл этого произведения в том, что учительница давала мальчику не только уроки французского языка, но еще уроки терпения, настойчивости и доброты.

Домашнее задание

Написать сочинение «Главный герой рассказа В. Г. Распутина „Уроки французского“» по плану, данному в учебнике (2-е задание рубрики «Сделаем выводы», с. 149, ч. 2).

Урок 87

Наши рекомендации