Понятие, сущность, функции туризма. Виды туризма
Выделяют 3 подхода к туризму как к виду: рекреации
Миграции населения
Соц-эконом явление. Туризм это особый вид путишествия.
Туризм – временный выезд граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянным местом жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных (водный, горный, пешеходный, автотуризм, конный, велосипедный, спелеологический, лыжный), гостевых, религиозных и др. целях, без занятия оплачиваемой деятельностью с места временного пребывания.
Это особый массовый род путешествий с чётко определёнными целями, совершаемый туристами. Туристическая деятельность – по организации и осуществлению путешествий.
Т.можно рассматривать: 1. разновидность рекреации – расшир. воспроизводство физ., эмоц, сил чел-ка. 2. форма досуга 3.вид активного отдыха. 4.вид миграции 5. сложный социо-культурный комплекс.
Туризм — (французское tourisme, от tour — прогулка, поездка)это временные выезды(путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6месяцев(РФ) и до1года(ВТО). Или же с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.
Турист – это человек, в различных целях совершающий поездку (или тур) за пределы территории своего постоянного проживания.
Цели туризма ВТО: 1. досуг, рекреация, отдых, посещение культурных и историч. мероприятий, пляжка. 2. посещение знакомых и родственников. 3. деловые профессиональные цели. 4. лечение – посещение курортов и клиник. 5. религиозные и паломнические – д/участия в религиозных мероприятий.6. прочие цели. Сущность: основная цель – оздоровление и отдых.
Общие признаки понятия туризма:1. туризм предполагает путешествие или временные выезды с постоянного места жительства.2. путешествие это временное занятие по окончанию кот туристы возвращаются в страну постоянного проживания.3. цель путешествия туриста носит потребительский характер и ориентирован на оздоровление, познавательное ознакомление, профессионально – деловые интересы, спортивные, религиозные и др занятия.4. занятия туриста носят не предпринимательский характер.
Функции Туризма: Экономическая:(соотношение спроса и потребностей туристов) Основные: передвижение, размещение. Дополнительные: културно-развлекательные учреждения, услуги торговли, связь, банкомат. Специфические: цели путешествия. Косвенное влияние:занятость населения(официанты, горничные)Социальная:Пополнение жизненных сил ч, право на отдых. Гуманитарная: формирование всесторонне развитой личности, дружба народов, сохранение памятников культуры, удовлетворение нравственных потребностей, культурных… Воспитательная функция
Иностранный турист, по заключению ООН, определяется как временный посетитель, т.е. лицо посещающее др. страну, чем та в кот он обычно проживает с любой целью, кроме осуществления профессиональной деятельности, оплачиваемой в посещаемой стране.
Турист как временный посетитель находится в стране не менее 24 часов. Экскурсант менее 24 часов в стране посещения.
Категирии: в пределах страны(внутренний и вьездной)
Национальный (вьезднойи внут.)
Международный (вьездной и выездной)
Типы туризма: внутренний туризм (путешествия граждан в пределах той страны, где они постоянно проживают); выездной (т.е. путешествия лиц постоянно проживающих в данной стране в другую страну); въездной (путешествие в пределах данной страны лиц не проживающих постоянно на ее территории).
Категории Т.: т. в пределах страны (внутр и въездной), национальный (внутр и выездной), международный (въездной и выездной).
Виды туризма м/т классифицироваться по следующим признакам: 1. по использованию транспортных средств (авиационный, речной, морской, авто, ж/д и т.д.).2. по форме организации путешествия (индивидуальные и групповые туры).3. по соц.-демографическому составу туристов (молодежный, населения трудоспособного возраста, пенсионеры, элитарные туристы, соц. туристы).4. по профессиональному составу.5. по уровню дохода (высокодоходные туристы, со средним доходом, социальные туристы).6. по сезонности (круглогодичный, эпизодический)7. по регионам. 8. по целям: отдых, лечение ит.д. 9. организов/неорганизов.
Тур.мотивация - это комплекс побуждений, направленных на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечении, обучения, лечения итд.
Различают внутренний туризм (путешествия граждан в пределах той страны, где они постоянно проживают); выездной (т.е. путешествия лиц постоянно проживающих в данной стране в другую страну); въездной (путешествие в пределах данной страны лиц не проживающих постоянно на ее территории).
По цели поездки1Досуг,рекреация. 2Гостевой(посещение знакомых и родственников). 3Лечение, 4Религия и Паломничество, 5Деловые и проф. Цели 6прочие цели.
Виды ТРекреационный (отдых, восстановление сил, развитие всесторонней личности), лечебный, познавательный, деловой, религиозный, этнический(знакомство с жизнью,бытом коренных жителей.), транзитный, экстремальный, спортивный, сельский идр.
Продолжительностькраткосрочный (от1 суток до 7 дней), долгосрочный от 21 дня до 1 года ВТО) и (до 6 мес. РФ), среднесрочный (от 7 дней до 21 дня).
По использ. транспортных средствж/д, авиа, водный, авто, автобусный, вело, воздушные шары, конный.
По интенсивности тур.потокасезонный, круглогодичный.
По возрасту:детский, молодежный, средний возраст, третий возраст.
По источникам фино-ия коммерческий (важна прибыль), социальный.
По числу участниковиндивидуальный, групповой.
По способу организации путешествия организованный, неорганизованный.
По виду используемых природных ресурсов купально-пляжный, лечебный, экологический, горный, водный).