Тема № 1: Введение. История как наука

Лекция.

ПЛАН

1. Сущность, предмет, задачи исторической науки.

2. Принципы, методы исторического познания.

3. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.

4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

1. В науке слово история(от греч. “historia” - рассказ о прошедшем) понимается как:

1) процесс развития природы и общества, движение во времени;

2) наука, изучающая прошлое человечества, факты, события и процессы на базе исторических источников.

Объект изучения: совокупность факторов, характеризующих жизнь человека и общества в прошлом и настоящем.

По широте изучения объекта историческая наука выделяет всемирную или всеобщую историю, историю континентов; отдельных стран и народов; историю групп народов.

Хронологически она подразделяется на первобытно-общинную, древнюю, средневековую, новую, новейшую.

Предмет истории – выяснение закономерностей социально-экономического и политического развития общества, как в прошлом, так и в настоящем во всем многообразии, противоречивости и конкретности.

Историки используют в своих исследованиях научный аппарат, определенные научные категории. Важнейшей среди них выступает категория «историческое время». В этой категории любое событие можно измерить временными и пространственными характеристиками. Аистория как процесс — это не просто множество рядом расположенных точечных событий, а именно последовательное движение от события к событию.

Принципы исторического познания, которые необходимо соблюдать при анализе явлений и событий: принцип историзма, принцип объективности, принцип социального подхода, принцип альтернативности.

Методы (способы) исторического познания:

1)хронологический – изложение исторического материала во временной последовательности;

2) синхронный – одновременное изучение событий, происходящих в обществе;

3) метод периодизации – изучение специфических периодов истории, выделенных по определенному признаку (по способам производства – рабовладение, феодализм, капитализм и т.д.);

4) метод исторического моделирования – выдвижение гипотез и составление образов определенных исторических эпох;

5) статистический метод – сбор и констатация исторических фактов.

Функции истории:

1) познавательная, интеллектуально развивающая – на основе причинно-следственных связей выявляет объективные закономерности в развитии, как всего человеческого общества, так и конкретно России;

2) практически - политическая – на основе теоретического осмысления исторических фактов, закономерностей развития общества, помогает выработать научно обоснованный политический курс;

3) мировоззренческая - фактологическая сторона истории является фундаментом, на котором основана наука об обществе;

4) воспитательная - знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм, позволяет соотнести индивидуальные и национальные интересы с общечеловеческими, с идеей о Земле как общем доме всех людей.

Исторические источники – все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.

Классификация:

1) вещественные – предметы археологических раскопок (орудия труда, предметы быта, утварь, украшения, памятники архитектуры и т.д.);

2) письменные – летописи, рукописи и печатные книги, судебники, жития, правовые акты и т.д.;

3) устные – фольклор (былины, сказки, песни и др.);

4) лингвистические – данные языка;

5) этнографические – нравы и обычаи;

6) изобразительные (художественные) – картины, гравюры и т.д.

7) аудиовизуальные – кино-,фото-,видео- и звукодокументы.

Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.

Наши рекомендации