Тема № 1: Введение. История как наука
Лекция.
ПЛАН
1. Сущность, предмет, задачи исторической науки.
2. Принципы, методы исторического познания.
3. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.
4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
1. В науке слово история(от греч. “historia” - рассказ о прошедшем) понимается как:
1) процесс развития природы и общества, движение во времени;
2) наука, изучающая прошлое человечества, факты, события и процессы на базе исторических источников.
Объект изучения: совокупность факторов, характеризующих жизнь человека и общества в прошлом и настоящем.
По широте изучения объекта историческая наука выделяет всемирную или всеобщую историю, историю континентов; отдельных стран и народов; историю групп народов.
Хронологически она подразделяется на первобытно-общинную, древнюю, средневековую, новую, новейшую.
Предмет истории – выяснение закономерностей социально-экономического и политического развития общества, как в прошлом, так и в настоящем во всем многообразии, противоречивости и конкретности.
Историки используют в своих исследованиях научный аппарат, определенные научные категории. Важнейшей среди них выступает категория «историческое время». В этой категории любое событие можно измерить временными и пространственными характеристиками. Аистория как процесс — это не просто множество рядом расположенных точечных событий, а именно последовательное движение от события к событию.
Принципы исторического познания, которые необходимо соблюдать при анализе явлений и событий: принцип историзма, принцип объективности, принцип социального подхода, принцип альтернативности.
Методы (способы) исторического познания:
1)хронологический – изложение исторического материала во временной последовательности;
2) синхронный – одновременное изучение событий, происходящих в обществе;
3) метод периодизации – изучение специфических периодов истории, выделенных по определенному признаку (по способам производства – рабовладение, феодализм, капитализм и т.д.);
4) метод исторического моделирования – выдвижение гипотез и составление образов определенных исторических эпох;
5) статистический метод – сбор и констатация исторических фактов.
Функции истории:
1) познавательная, интеллектуально развивающая – на основе причинно-следственных связей выявляет объективные закономерности в развитии, как всего человеческого общества, так и конкретно России;
2) практически - политическая – на основе теоретического осмысления исторических фактов, закономерностей развития общества, помогает выработать научно обоснованный политический курс;
3) мировоззренческая - фактологическая сторона истории является фундаментом, на котором основана наука об обществе;
4) воспитательная - знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм, позволяет соотнести индивидуальные и национальные интересы с общечеловеческими, с идеей о Земле как общем доме всех людей.
Исторические источники – все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.
Классификация:
1) вещественные – предметы археологических раскопок (орудия труда, предметы быта, утварь, украшения, памятники архитектуры и т.д.);
2) письменные – летописи, рукописи и печатные книги, судебники, жития, правовые акты и т.д.;
3) устные – фольклор (былины, сказки, песни и др.);
4) лингвистические – данные языка;
5) этнографические – нравы и обычаи;
6) изобразительные (художественные) – картины, гравюры и т.д.
7) аудиовизуальные – кино-,фото-,видео- и звукодокументы.
Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.