Уроки 100-102. Творчество Джона Чиарди.

Д. Чиарди «Джон Джей Пленти

и кузнечик Дэн»

Цели: знакомство с творчеством Джона Чиарди; со­вершенствование навыков анализа текста, проникновения в идейную суть произведения; отработка навыков вырази­тельного чтения; развитие устной речи; активизация эмо­циональной сферы (через чувства к сути произведения); воспитание позитивного отношения к жизни.

Урок 100.Большая часть урока посвящается устным рассказам учащихся на заданную тему (фантазии о Пеппи).

Оставшаяся часть урока посвящена знакомству уча­щихся с американским поэтом Джоном Чиарди.

Материал для учителя

Родился 24.06.1916 г. в г. Бостон, США. Поэт, пере­водчик, критик. Окончил Мичиганский университет, за­тем преподавал в нём литературу. Является автором 20 поэтических сборников. Перевёл 2 книги «Божественной комедии» Данте. Русскому читателю творчество Чиарди известно в переводах С. Маршака, Р. Сефа и др. На стихи Чиарди «Мастер Жук» известный композитор Г. Гладков написал весёлую песенку.

Для детей он начал писать «стихийно» — в процес­се игры сначала с маленькими племянниками, потом с собственными детьми. Чиарди умеет подметить в привычном необыкновенное, нелепое, смешное. Поэт пишет о вещах, знакомых детям, но удивляет их много­образием одного и того же явления, будит их фантазию и незаметно воспитывает.

В сборнике «Я встретил человека» есть одно интерес­ное стихотворение «О том, кто жил в маленьком доме». В нём рассказывается, как обидели божью коровку и она улетела, а на следующий год на огороде хозяина зачахли овощи. Сюжет прост, прозаичен, но ставит проблему.

У Чиарди много сказок, песенок, считалок. Его стихи веселы и жизнерадостны.

Домашнее задание: можно предложить учащимся поискать в библиотеке книги поэта и познакомиться с его произведениями.

Урок 101начинаем с обмена мнениями о Д. Чиарди и его произведениях.Затем учитель читает сказку «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн».В этой сказке идёт речь о вечных ценностях, а том, как важно оставаться порядочным, честным — материальные блага не всегда приносят радость и ощущение счастья. Музыка — не ма­териальна, но без неё мир был бы беден, неинтересен. Учитель выявляет первичное эмоциональное восприя­тие учащихся:

• Какие чувства возникли?

• Кому сочувствовали?

• Кого было жалко, кому хотелось помочь?
Домашнее задание: прочитать сказку.
На уроке 102проводим её анализ:

• О ком говорится в сказке? Назовите главных пер­сонажей.

• Как характеризует автор муравья?

• Какие слова подбирает для его описания? Найдите и прочитайте.

• Какая главная забота была у муравья?

• Какие слова подбирает автор для его описания? Найдите и прочитайте.

• Какие проблемы, связанные с сестрой, возникли у муравья?

• Что случилось с Дж-Дж?

• Кто такой Дэн?

• Почему Дж-Дж ушла к нему?

• Чем был интересен для неё кузнечик?

• Удачно ли, на ваш взгляд, описывает поэт музыку, кузнечика? (Зачитываем: «И пела скрипка вместе с ве­тром...» до «Молчали ели, но смола, как слёзы по стволам текла».)

• Что слышно в этой музыке? {Человек быстро взрос­леет, жизнь вечна и прекрасна, без любви нет жизни, она придаёт жизни смысл, музыка — спутница любви, она
славит жизнь, она во всём — в дуновении ветра, в пока­чивании ветвей елей и берёз, она бессмертна).

• Согласны ли вы с высказыванием Джона: «Прожить без скрипки — ерунда, ведь скрипка — это не еда». По­рассуждайте.

• Почему сестра Дж-Дж не вернулась к Джону?

• Как воспринял это брат? Прочитайте.

• Как характеризуют муравья его слова?

• Какие продукты на зиму заготовил муравей? Про­читайте.

• Почему он решил, что «...есть я должен понемножку, раз в месяц — маленькую крошку»?

• Какая основная черта характера муравья? Вызывает ли он у вас симпатию? Почему?

• Какое впечатление произвёл на вас Джон весной?
Найдите в тексте слова, которыми поэт описывает его?

• Что звучит в слове «мудрый»?

• Обрадовался ли Джон звукам скрипки?

• Что произошло с ним дальше?

• Какое чувство возникло у вас, когда узнали, что куз­нечик и Дж-Дж выжили?

• Что им помогло выстоять? Найдите в тексте строки, в которых выражена главная мысль.

Работаем над выразительным чтением:подбираем правильную интонацию (в большинстве своём она по­вествовательная, с плавной мелодикой, после запятых делаем короткие паузы, после тире — длительные, не забываем о восклицательных и вопросительных знаках).

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки, сделать к ней рисунки (по желанию).

Урок 103. Обобщение по разделу «Мой друг, тебе я посвящаю лучшие строки свои»

Цели: закрепление знаний, полученных в процессе работы над разделом; обучение свободному высказы­ванию о писателях и их творчестве; развитие творческих способностей, фантазии, речи учащихся.

Последний заключительный урок по теме подведёт итоги работы. В учебнике на страничке «Повторяю и творю» предлагаются разнообразные виды работы. Так, рубрика «Вспомните»предполагает воспроизведение основных прочитанных в разделе произведений и их ге­роев, выявление отношения к ним учащихся. Поскольку на протяжении четырёх лет обучения мы учили детей «вчитываться» в произведение, видеть существенное в творчестве каждого писателя, то рубрика «Подумайте»как раз и выявляет эти умения у четвероклассников. Ма­териалы рубрик «Отгадайте», «Пофантазируйте»дают простор для активизации неординарного мышления, творческого воображения.

В конце урока можно использовать для творческой игры стихотворение Джона Чиарди «Прощальная игра».

Урок 104. Урок контроля

Урок 105. Урок внеклассного чтения. Читаем летом

Наши рекомендации