Уроки 100-102. Творчество Джона Чиарди.
Д. Чиарди «Джон Джей Пленти
и кузнечик Дэн»
Цели: знакомство с творчеством Джона Чиарди; совершенствование навыков анализа текста, проникновения в идейную суть произведения; отработка навыков выразительного чтения; развитие устной речи; активизация эмоциональной сферы (через чувства к сути произведения); воспитание позитивного отношения к жизни.
Урок 100.Большая часть урока посвящается устным рассказам учащихся на заданную тему (фантазии о Пеппи).
Оставшаяся часть урока посвящена знакомству учащихся с американским поэтом Джоном Чиарди.
Материал для учителя
Родился 24.06.1916 г. в г. Бостон, США. Поэт, переводчик, критик. Окончил Мичиганский университет, затем преподавал в нём литературу. Является автором 20 поэтических сборников. Перевёл 2 книги «Божественной комедии» Данте. Русскому читателю творчество Чиарди известно в переводах С. Маршака, Р. Сефа и др. На стихи Чиарди «Мастер Жук» известный композитор Г. Гладков написал весёлую песенку.
Для детей он начал писать «стихийно» — в процессе игры сначала с маленькими племянниками, потом с собственными детьми. Чиарди умеет подметить в привычном необыкновенное, нелепое, смешное. Поэт пишет о вещах, знакомых детям, но удивляет их многообразием одного и того же явления, будит их фантазию и незаметно воспитывает.
В сборнике «Я встретил человека» есть одно интересное стихотворение «О том, кто жил в маленьком доме». В нём рассказывается, как обидели божью коровку и она улетела, а на следующий год на огороде хозяина зачахли овощи. Сюжет прост, прозаичен, но ставит проблему.
У Чиарди много сказок, песенок, считалок. Его стихи веселы и жизнерадостны.
Домашнее задание: можно предложить учащимся поискать в библиотеке книги поэта и познакомиться с его произведениями.
Урок 101начинаем с обмена мнениями о Д. Чиарди и его произведениях.Затем учитель читает сказку «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн».В этой сказке идёт речь о вечных ценностях, а том, как важно оставаться порядочным, честным — материальные блага не всегда приносят радость и ощущение счастья. Музыка — не материальна, но без неё мир был бы беден, неинтересен. Учитель выявляет первичное эмоциональное восприятие учащихся:
• Какие чувства возникли?
• Кому сочувствовали?
• Кого было жалко, кому хотелось помочь?
Домашнее задание: прочитать сказку.
На уроке 102проводим её анализ:
• О ком говорится в сказке? Назовите главных персонажей.
• Как характеризует автор муравья?
• Какие слова подбирает для его описания? Найдите и прочитайте.
• Какая главная забота была у муравья?
• Какие слова подбирает автор для его описания? Найдите и прочитайте.
• Какие проблемы, связанные с сестрой, возникли у муравья?
• Что случилось с Дж-Дж?
• Кто такой Дэн?
• Почему Дж-Дж ушла к нему?
• Чем был интересен для неё кузнечик?
• Удачно ли, на ваш взгляд, описывает поэт музыку, кузнечика? (Зачитываем: «И пела скрипка вместе с ветром...» до «Молчали ели, но смола, как слёзы по стволам текла».)
• Что слышно в этой музыке? {Человек быстро взрослеет, жизнь вечна и прекрасна, без любви нет жизни, она придаёт жизни смысл, музыка — спутница любви, она
славит жизнь, она во всём — в дуновении ветра, в покачивании ветвей елей и берёз, она бессмертна).
• Согласны ли вы с высказыванием Джона: «Прожить без скрипки — ерунда, ведь скрипка — это не еда». Порассуждайте.
• Почему сестра Дж-Дж не вернулась к Джону?
• Как воспринял это брат? Прочитайте.
• Как характеризуют муравья его слова?
• Какие продукты на зиму заготовил муравей? Прочитайте.
• Почему он решил, что «...есть я должен понемножку, раз в месяц — маленькую крошку»?
• Какая основная черта характера муравья? Вызывает ли он у вас симпатию? Почему?
• Какое впечатление произвёл на вас Джон весной?
Найдите в тексте слова, которыми поэт описывает его?
• Что звучит в слове «мудрый»?
• Обрадовался ли Джон звукам скрипки?
• Что произошло с ним дальше?
• Какое чувство возникло у вас, когда узнали, что кузнечик и Дж-Дж выжили?
• Что им помогло выстоять? Найдите в тексте строки, в которых выражена главная мысль.
Работаем над выразительным чтением:подбираем правильную интонацию (в большинстве своём она повествовательная, с плавной мелодикой, после запятых делаем короткие паузы, после тире — длительные, не забываем о восклицательных и вопросительных знаках).
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки, сделать к ней рисунки (по желанию).
Урок 103. Обобщение по разделу «Мой друг, тебе я посвящаю лучшие строки свои»
Цели: закрепление знаний, полученных в процессе работы над разделом; обучение свободному высказыванию о писателях и их творчестве; развитие творческих способностей, фантазии, речи учащихся.
Последний заключительный урок по теме подведёт итоги работы. В учебнике на страничке «Повторяю и творю» предлагаются разнообразные виды работы. Так, рубрика «Вспомните»предполагает воспроизведение основных прочитанных в разделе произведений и их героев, выявление отношения к ним учащихся. Поскольку на протяжении четырёх лет обучения мы учили детей «вчитываться» в произведение, видеть существенное в творчестве каждого писателя, то рубрика «Подумайте»как раз и выявляет эти умения у четвероклассников. Материалы рубрик «Отгадайте», «Пофантазируйте»дают простор для активизации неординарного мышления, творческого воображения.
В конце урока можно использовать для творческой игры стихотворение Джона Чиарди «Прощальная игра».
Урок 104. Урок контроля
Урок 105. Урок внеклассного чтения. Читаем летом