Периодизация отечественной истории

ТЕМА № 2: «ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА».

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Введение. 3

1. Периодизация отечественной истории. 4

2. Первобытное общество на территории России. 9

3. Древнейшие государства на территории нашей страны и их воздействие на славянские этнические образования. 15

Заключение. 23

Литература: 24

Введение.

Проблема зарождения русского этноса, истоки и исторические корни древнерусской цивилизации являются сложной и отчасти нерешённой проблемой. В отечественной историографии по этому вопросу высказываются различные точки зрения. Однако историки сходятся во мнении, что реальными предшественниками русских людей были восточные славяне, принадлежавшие к группе индоевропейских народов.

Академик Б. А. Рыбаков выделяет четыре основных этапа жизни славянских племён, последовательное развитие которых привело к формированию русского этноса:

1. Развитие протославянских племён в недрах индоевропейского единства, в стороне от центров развития.

2. Обособление праславян в бронзовом веке, развитие внутренних контактов, первые встречи со степными кочевниками, освоение железа. Здесь происходит выдвижение славян среднего Поднепровья (VI – IV вв. до н. э.).

3. В результате разгрома сарматами славяне продвигаются на север в лесную зону, ассимилируя литовско-латышские и финно-угорские племена. Таким образом, образовались две зоны расселения славян: южная (лесостепная), продолжавшая традиции прародины славян и северная, где происходило их соприкосновение с иными племенами и развитие славянского этноса протекало в более суровых условиях, чем на юге. С расширением границ территории проживания славян значительно расширились и их контакты с другими народами.

4. В период образования и развития национальной государственности славянство вышло на европейскую и мировую арену[1].

Периодизация отечественной истории

Существуют различные периодизации отечественной истории. Первый обобщающий труд по истории России (“История Российская с самых древнейших времён”) был написан Василием Никитичем Татищевым в первой половине XVIII в., в котором была сформулирована “государственная схема” отечественной истории. Исходя из политического идеала сильной монархической власти, Татищев выделил в российской истории несколько этапов: от “совершенного единовластительства” (от Рюрика до Мстислава, 862 – 1132 гг.), через “аристократию удельного периода” (1132 – 1462 гг.) к “восстановлению монархии” при Иоанне Великом III (1462 – 1505 гг.) и укреплению её при Петре I в начале XVIII в.

Николай Михайлович Карамзин в начале XIX в. отождествлял историю России с историей самодержавия. В работе “История государства Российского” он выделил 6 периодов:

1. “введение монархической власти” от призвания князей варяжских до Святополка Владимировича (862 – 1015);

2. “угасание самодержавия” – от Святополка Владимировича до Ярослава II Всеволодовича (1015 – 1238 гг.)

3. “гибель Русского государства и постепенное государственное возрождение России” – от Ярослава II Всеволодовича до Ивана III (1238 – 1462 гг.)

4. “утверждение самодержавия” – от Ивана III до Ивана IV (1462 – 1533 гг.);

5. “восстановление единовластия царского и превращение самодержавия в тиранию” – от Ивана IV до Бориса Годунова (1533 – 1598 гг.);

6. “Смутное время” – от Бориса Годунова до Михаила Романова (1598 – 1613 гг.).

С позиций теории “органического развития” дал периодизацию российской истории Сергей Михайлович Соловьёв. В своём фундаментальном труде “История России с древнейших времён” он выделяет органически связанные между собой этапы российской истории. Первый этап (с древнейших времён до XVI в. включительно) – переход от “родового начала” через “вотчинные отношения” к “государственному быту”. Второй этап (XVII – середина XVIII в.) – “приуготовление к новому порядку вещей и эпоха Петра I”, эпоха преобразований. Третий этап (вторая половина XVIII – вторая половина XIX в.) – завершение эпохи преобразований.

Крупнейшим историком конца XIX в. был Василий Осипович Ключевский. Он выделял “три основные силы, которые строят людское общежитие”: человеческая личность, людское общество, природа страны. Двигателями исторического прогресса он считал “умственный труд и нравственный подвиг”. В истории России В. О. Ключевский большое значение придавал процессу колонизации (природный фактор), торговле (экономический фактор) и признавал огромную роль государства в развитии России (политический фактор). В “Курсе русской истории” он дал её периодизацию, положив в основу географический, хозяйственный и социальный критерии. В отечественной истории он выделил четыре периода:

1) Русь Днепровская, городовая, торговая (с VIII по XIII в.);

2) Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая (XIII – середина XV в.);

3) Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая (XV – начало XVII в.);

4) Всероссийский, императорский, дворянский период крепостного хозяйства – земледельческого и фабрично-заводского (XVII – середина XIX в.)[2].

В советской историографии в основу периодизации был положен формационный подход, в соответствии с которым в отечественной истории выделяли:

1) первобытнообщинный строй (до IX в.);

2) феодализм (IX – середина XIX в.);

3) капитализм (вторая половина XIX в. – 1917 г.);

4) социализм (с 1917 г.).

В рамках этих периодов отечественной истории выделялись этапы, раскрывающие процесс зарождения и развития общественно-экономической формации. Феодальный период делили на три этапа: ранний феодализм (Киевская Русь), развитой феодализм (феодальная раздробленность и образование Российского централизованного государства), поздний феодализм (новый период русской истории, разложение и кризис феодально-крепостнических отношений). Период капитализма распадался на два этапа – домонополистический капитализм и империализм. В советской истории выделяли этапы военного коммунизма, новой экономической политики, строительства основ социализма (индустриализация и коллективизация), полной и окончательной победы социализма, развития социализма на собственной основе[3].

В постперестроечный период в связи с переходом к плюралистической интерпретации отечественной истории произошла переоценка как отдельных её событий, так и целых периодов и этапов. Поэтому наблюдается, с одной стороны, возврат к дореволюционным периодизациям, а с другой, – предпринимаются попытки дать периодизацию в соответствии с новыми ценностями и методологическими подходами. Современные историки (Л. М. Лященко, М. М. Горинов, Л. Г. Косулина и др.) предлагают выделить в отечественной истории четыре периода:

1. от древней Руси к императорской России (IX – XVIII вв.)

2. расцвет и закат Российской империи (XIX – XX вв.)

3. советский период истории России (1917 – 1991 г.)

4. период выбора модели общественного развития (90-е гг. ХХ в.)[4].

Периодизация истории цивилизации в России. Существуют разные точки зрения по поводу того, сколько было цивилизаций и какова периодизация истории цивилизации в том ареале, который именуется Россией[5].

Первая точка зрения (частично её придерживалась советская историография) состоит в том что, что с IX в. с образования древнерусского государства и по настоящее время существует одна цивилизация, в развитии которой можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные исторические субцивилизации.

Существовало три такие субцивилизации:

1. Киевская Русь (примерно с IX по XIII в., включая этапы как киевского, так и владимиро-суздальского и галицко-волынского политического приоритета)

2. Московская Русь (с начала XIV по конец XVII в.)

3. Имперская Россия (с начала XVIII и по сей день).

В качестве особого субцивилизационного этапа иногда выделяют советский период (1917 – 1991 гг.).

Вторая точка зрения (например, Л. Н. Гумилёв) заключается в том, что в ареале, который сейчас называется Россией, существовала не одна, а две цивилизации. С VI по конец XIII в. существовала “русско-европейская” или славянская цивилизация, а с начала XIV в. – “евразийская” или российская (Московская).

Советский период в отечественной истории рассматривается как становление особого типа цивилизации.

В рамках древнерусской (русско-европейской, славянской) цивилизации можно выделить несколько субцивилизаций: киевскую, новгородскую, северо-восточную и юго-западную. Киевская субцивилизация прекратила своё существование в XIII в. в результате татаро-монгольского нашествия. Новгородская субцивилизация – в XV в. в ходе подчинения Новгорода Москве. Юго-западная субцивилизация явилась основой создания в XIV в. Литовской Руси, которая после объединения с Польшей вошла в состав западноевропейской цивилизации. На основе северо-восточной субцивилизации стала складываться Московская Русь, ставшая основой российской цивилизации.

В рамках российской цивилизации можно выделить в качестве субцивилизаций Московское царство, императорскую Россию, СССР. После распада СССР начался новый, постсоциалистический этап развития России.

Наши рекомендации