Семейно-бытовые песни
Колыбельные – это одни из первых песен, которые слышит человек, едва появившись на свет (существовали в старину также родинные, или крестильные песни). Назначение - успокоить, убаюкать ребёнка – определяет характер их слов и напевов. Это ласковые, негромкие задушевные песни чаще всего в двудольном размере (в ритме укачивания). Плавная мелодия небольшого диапазона часто состоит из одной короткой музыкальной фразы («Идёт коза рогатая», «Баю, баюшки, баю, не ложися на краю»). Эти песни тоже «связаны с движением» – качанием колыбели. От хороводных они отличаются простотой и более медленным темпом.
Плач (причитание, причет, голошенье, вопь) – это особая условная художественная форма выражения человеческого горя. Поводом для плача служило прощание с умершим, проводы в солдатчину или в дальнюю дорогу, расставание невесты с родным домом и т. п. Исполнение причитаний требовало особого умения и таланта, сродни актёрскому. Чаще всего этим занимались «профессиональные» плакальщицы, или «вопленницы». Искусству импровизировать плачи девочек учили с детства. Напев плача всегда, краток: это одна музыкальная фраза, состоящая из одного-двух ниспадающих мотивов, заканчивающихся выдохом-всхлипыванием. Диапазон причитаний обычно узок: терция или кварта.
До наших дней сохранилось выражение «играть свадьбу». Старинный русский свадебный обряд, «свадебная игра» – это сложное театрализованное действо, участники которого делились на два мнимо враждебных лагеря: с одной стороны, невеста с подружками, с другой – жених с «дружкой» и «поезжанами», образующими «свадебный поезд».
(Описание свадьбы по И.Земцовскому:
Свадебный обряд состоял из двух частей. Первая включала в себя сватовство, сговор («пропивание», «смотрины»), рукобитье (обручение), девичник (последний день девичьей воли, снятие с невесты праздничного девичьего головного убора – «красоты» и – перед венчанием - обрядовую баню. Пока подружки одевали невесту в подвенечное платье, приезжал «поезд» жениха с «дружкой». Затем начиналась вторая половина свадебной игры, прекращались печальные причитания невесты. Раздавались весёлые приговоры «дружки», а после венчания звучали величальные песни подружек поочерёдно всем гостям, участникам свадебного пира, который происходил с пением и плясками уже в доме жениха.)
Таким образом, свадебный цикл состоит из песен разных жанров. В процессе свадебной игры звучали причитания, лирические песни, хороводные, плясовые, величальные. Свадебные причитания сохранили связь с древними календарными обрядовыми песнями (весенне-летними). Величальные напевы близки хороводным и часто имеют такое же строение ААВВ. Кроме торжественных величальных существуют шуточные, так называемые «корильные», то есть укоряющие, песни плясового характера.
Традиция величальных, то есть хвалебных песен, очень древняя. Звучали они не только во время свадеб. На пирах дружинники славили песнями князя и почётных гостей. Величания встречаем в календарных обрядовых песнях: колядующие в красочных выражениях хвалят хозяев и их дом. Во время осенних и зимних вечеринок («посидок») могли звучать игровые величания – как предвестники будущих свадебных.
Методические рекомендации.
Представляется целесообразным знакомить учащихся с наиболее характерными для данного жанра песнями, избегая примеры переходного жанрового характера, или же, по крайней мере, оговаривая наличие признаков иного жанра в каждом конкретном случае. Известно, что в процессе своего бытования песня могла менять своё предназначение. «Употребление песен в быту может легко меняться» (Н. Колпакова).
Форма контрольного опроса может быть следующая: ученику предлагается определить на слух жанровую принадлежность двух разных напевов, исполняемых без текста, и аргументировать своё мнение ссылками на изложенное в конспекте. В случае ошибки или неточности следует проанализировать, что именно послужило их причиной.
Естественно, что при такой форме опроса следует исключить повествовательные песни, жанровую принадлежность которых трудно, а во многих случаях невозможно определить вне текста. Нет смысла включать в опрос и свадебные песни ввиду их многожанровости. Разумеется, учащихся нужно заранее предупредить об этих ограничениях. Теоретические же вопросы могут быть заданы по любому разделу конспекта.
Рекомендуемая литература ограничена наиболее доступными источниками:
1. Н.Бачинская, Т.Попова (составители); Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия.(Для муз. училищ). Изд. 4-е. М.1973. Эта хрестоматия может служить основным пособием по теме. Отсутствие в ней образцов духовных стихов, скоморошин, недостаточное количество причитаний или баллад может быть восполнено по другим источникам.
2. Земцовский И.; Русская народная песня. М. – Л. 1964.
3. Попова Т.; Основы русской народной музыки. (Учебное пособие для муз. училищ). М. – 1977. .
4. Попова Т.; Русское народное музыкальное творчество. (Учебник для консерваторий. В 2-х томах). Изд. 2-е. М. – 1962 и 1964. (1-е изд. – в 3-х выпусках, М.1955 – 1957.)
5. Колпакова Н.; Песни и люди: о русской народной песне. Л. 1977.
6. Котикова Н., Добровольский Б.; Песня – душа народа. Л.1959.
7. Исторические песни. Баллады. /Составление, подготовка текстов, вступ. статья, комментарии С. Азбелева. М., 1991. (Сокровища русского фольклора). – Книга содержит только тексты, нотные примеры в ней отсутствуют.
Кроме того, при необходимости можно обращаться непосредственно к сборникам народных песен, в том числе классическим трудам Балакирева, Римского-Корсакова, Лядова, Ляпунова, Лопатина и Прокунина и любым другим.