II. Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека
Для беседы учитель может воспользоваться 3-м и 4-м вопросами учебника (с. 184—185, ч. 2).
— Какое чувство у вас оставил образ Харлампия Диогеновича? Случайно ли автор дает ему такое отчество?
Образ Харлампия Диогеновича вызывает смешанное чувство. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение.
Автор дает учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и философски.
— Почему герой с благодарностью говорит об учителе?
Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором.
— Как вы понимаете слова: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»?
Автор говорит, что Харлампий Диогенович приучал учеников видеть собственные недостатки и ошибки, но не убегать и не прятаться от них, а мужественно работать над собой.
— Что такое юмор?
Если ученики затрудняются самостоятельно ответить на этот вопрос, подскажем им, что можно обратиться к «Краткому словарю литературоведческих терминов» (с. 314, ч. 2 учебника).
— Можно ли назвать рассказ Искандера юмористическим?
— Что вызывает смех читателей?
Ученики отметят комичность эпизода, неожиданность как прием создания юмористической ситуации, гиперболу, например, при описании страха перед уколом у Алика Комарова.
Рассказ Искандера написан от лица мальчика, который видит мир словно через призму наивного детского сознания. Это выражается особенно ярко в таких фразах: «Класс хохочет. И хотя мы не знаем, кто такой принц Уэльский, мы понимаем, что в нашем классе он никак не может появиться. Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой за оленями»; «„Смотри, чего захотел!“ — подумал я про этого молодого человека, понимая, что греческую мифологию исправлять никому не разрешается. Какую-нибудь другую завалящую мифологию, может быть, и можно подправить, но только не греческую, потому что там уже давно все исправлено и никаких ошибок быть не может».
Ученикам не нужно этого объяснять, но будет хорошо, если юные читатели отметят, что смех вызывает не только комичность ситуации, но и неожиданные, непривычные выражения, обороты речи, с помощью которых автор хочет передать ход мыслей своего героя.
Можно предложить ученикам ответить на 7-й вопрос учебника (с. 185, ч. 2):
— Найдите юмористические эпизоды и подумайте, как писателю удается вызвать смех.
Юмористическими можно назвать эпизоды, в которых описывается, как директор хотел перенести стадион, потому что он нервирует учеников; как Харлампий Диогенович встречал опоздавшего ученика; как называл Авдеенко «черным лебедем». В рассказе много смешных выражений, например: «...на самом деле он больше всего боялся нашего завуча. Это была демоническая женщина...»; «Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой за оленями»; «Казалось, приготовления палача пошли быстрее»; «Он не сразу взял кинжал, а сначала сунул его в солому, которой была покрыта Хижина Дореволюционного Бедняка».
Писателю удается вызвать смех неожиданными поворотами сюжета и неожиданными, непривычными словосочетаниями, применяемыми к обычным людям или явлениям.
III. Самостоятельная работа
Завершая работу над рассказом, можно предложить ученикам небольшую самостоятельную работу — ответить (по выбору ученика) на один из двух вопросов:
— В чем состоит главная идея этого рассказа?
— Какой смысл вкладывал автор в название своего рассказа?
Ответы постарайтесь сформулировать в одном-двух предложениях.
Главная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые черты характера, признать собственные ошибки и больше не допускать их.
Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого подвига не было. Название рассказа говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом не является.
Домашнее задание
Учитель может предложить ученикам на выбор I или II задание рубрики «Для самостоятельной работы» (с. 185, ч. 2 учебника). При выборе задания педагог будет учитывать состояние шестиклассников, которые не так давно писали сочинение по рассказу В. Г. Распутина, и даст задание написать сочинение только в случае необходимости (пример сочинения см. в Приложении).