Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок
Урок развития речи
I. Пословицы и поговорки: многообразие тем
Проверка домашнего задания
Школьники читают подготовленные ими пословицы, объясняют, почему они подобрали пословицы именно на эту тему, раскрывают смысл одной из пословиц (по выбору класса или по собственному выбору).
II. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок
Подготовка к сочинению по пословице
Обратимся вновь к эпиграфу и статье «Пословицы и поговорки». Вспомним беседу на предыдущем уроке. Почему Пушкин говорит про «смысл» и «толк»? Что значит «внешнее» и «внутреннее» содержание в пословице? Вспомним, что мы говорили про прямой и переносный смысл.
Отвечаем устно на 3-й вопрос учебника. Приведем толкование пословиц:
«Видит око, да зуб неймет»: то, что видят глаза, иногда невозможно взять.
«Дорого, да мило, дешево, да гнило»: хочется купить дешевое, но оно, как правило, бывает плохого качества; а то, что нравится, что мило, обычно бывает дорого.
«Делить шкуру неубитого медведя»: говорить о результате дела, которое еще не сделано.
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»: прежде чем сделать дело, надо хорошо подумать.
«Близок локоток, да не укусишь»: то, что кажется близко, иногда невозможно бывает достать.
«Мал золотник, да дорог»: не всегда бывает дорогим то, что большое по размерам. Золота может быть мало, но оно очень дорогое.
III. Сочинение по пословице
Задача этой творческой работы — раскрыть прямой и переносный смысл выбранной пословицы. Можно предложить детям вспомнить пословицу, которая чаще других произносится у них в семье, и писать сочинение именно по этой пословице. Пример сочинения приведен в Приложении этого пособия («Дорого, да мило, дешево, да гнило»).
Домашнее задание
Закончить сочинение по пословице.
Древнерусская литература
1 час
Урок 12
«Повесть временных лет» — первая русская летопись. «Сказание о кожемяке». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя — патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости
Материал для учителя
Содержание раздела «Древнерусская литература» в обновленном учебнике значительно изменено по сравнению с прежней версией: во-первых, авторы-составители убрали «Сказание о кожемяке»; во-вторых, включили обширную статью (с. 16—21), посвященную древнерусской литературе в целом.
Программа под редакцией В. Я. Коровиной нацеливает нас на изучение «Повести временных лет», предлагая развивать понятие летописи. Однако одного урока мало для того, чтобы в сознании детей остался прочный след.
Шестиклассники начинают изучать историю Древней Руси, как правило, во втором полугодии. Мы рекомендуем провести урок по «Повести временных лет», договорившись о взаимодействии с учителем истории, такой подход будет наиболее продуктивным. По желанию учителей можно провести бинарный урок.
«Сказание о кожемяке» и «Сказание о белгородском киселе» — фрагменты «Повести временных лет», которые хорошо дополнят друг друга. На наш взгляд, на уроке должны прозвучать оба сказания: одно (о Кожемяке) может прочитать учитель или подготовленный ученик, другое дети прочитают вместе и разберут подробно. Развивая тему преемственности и взаимосвязи культур, героя первого произведения можно было сопоставить по силе с Гераклом, второго — по хитрости — с Одиссеем.
Мы предлагаем теоретический материал, который поможет учителю выбрать оптимальный способ изучения темы.
Если учитель найдет возможность выделить один час на урок внеклассного чтения по теме «Повесть временных лет», он может воспользоваться материалами, помещенными в Приложении.
Домашнее задание после первого урока в таком случае может быть таким: прочитать сказания «Изобретение славянской грамоты», «Взятие Олегом Царьграда», «Смерть князя Игоря», «Месть Ольги», «Начало княжения Святослава, сына Игорева» и другие — по выбору учителя и учащихся.
Итак, программа под редакцией В. Я. Коровиной трижды обращается к «Повести временных лет»: в 5 классе школьники читают «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», в 6 классе — «Сказание о белгородском киселе», в 7 классе — «О пользе книг». К «Повести временных лет» обращаются также на уроках истории при изучении темы «Древняя Русь».
Отрывок, который предлагается для изучения в 7 классе, небольшой по объему. Предполагается, что основное представление о «Повести временных лет» учащиеся должны составить в 6 классе. Прежде всего ученики должны знать полное название изучаемого произведения, представляющего собой памятник русской христианской культуры:
«Се повести времяньных лет,