Характеристика андрея болконского

В салоне А. Шерер. Первая встреча. «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами… Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что смотреть на них и слушать их ему было очень скучно…».
Мечты и идеалы Ищет свой Тулон, хочет всенародной славы и признания; его кумир – Наполеон.
Ради достижения своей цели готов принести жертву «… Отец, жена, сестра – самые дорогие мне люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно».
Важные моменты жизни Что меняется в герое
Небо под Аустерлицем « Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба… но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения и, слава богу!.. Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял».

Князь осознал великую истину – жизнь есть абсолютная ценность. Он ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего».

Открытие богатства мирной жизни Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька

Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.

Встреча с Пьером в Богучарове (имение князя Андрея) «Свидание с Пьером было для князя эпохой, с которой началась во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и в вечную, в Бога: «Надо жить, надо любить, надо верить».

Князь Андрей принимает некоторые убеждения Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы я счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: «Господи, помилуй меня».

I Встреча с дубом «…Это был огромный дуб…, с обломанными, давно видно, суками и обломанной корой, заросшей старыми болячками…» «Во время путешествия он как будто вновь обдумал свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла и ничего не желая».
Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми.
II Встреча с дубом «Сквозь жесткую кору пробились… молодые листья». «Нет, жизнь не кончена в 31 год… мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо…, чтобы все они жили со мной вместе!»

Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя Андрея. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.

Любовь к Наташе Ростовой Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?» «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все – счастье, надежда, свет; другая – все, где ее нет, там уныние и темнота».

Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова.

Участие в Отечественной войне 1812 года В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Солдаты называют его «наш князь». Он отказывается служить в штабе, его не волнуют мечты о славе. «…Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, и оскорбили и оскорбляют меня каждую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям, и также думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».

Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившего его родную землю.

Прощение Анатоля Курагина Увидев, как ампутируют ногу Анатолю, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился … цветок любви весной, свободной, независимой от жизни…»
Возрождение любви к Наташе Ростовой После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе. Но это уже другое чувство: «… он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней».
Смерть князя Андрея «Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило – никого не любить, значило – не жить этою земною жизнью». «Эта была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу».

Судьба Андрея Болконского – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по мнению Толстого, дело – умер спокойно и достойно.

Задания:

Составить характеристику образа А. Болконского.

Ответить письменно на один вопрос:

1) К каким мыслям пришел князь Андрей после Аустерлица?

2) Какую роль сыграла природа в жизни князя Андрея?

3) Что изменилось в душевном состоянии князя Андрея после встречи с Пьером Безуховым и Наташей Ростовой?

4) Почему Болконский участвует в Отечественной войне 1812 года?

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

1.Сообщение «Образ Пьера Безухова»

2. Составить план «Путь исканий Пьера»

УРОК 12,13

ТЕМА: ПЬЕР БЕЗУХОВ ОТ МАСОНСТВА К ДЕКАБРИЗМУ

ЦЕЛЬ: выяснить основные этапы духовного развития Пьера, выяснить, что привело героя к декабризму; провести синтез и углубление знаний учащихся по образам Пьера Безухова и Андрея Болконского.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: составление плана ответа; беседа с элементами диспута; сообщения учащихся, самостоятельная работа.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица «Характеристика Пьера Безухова»

ХОД УРОКА

Орг. момент

Наши рекомендации